Презентация "культы и верования алтайцев". Презентация по культуре народов севера на тему "шаманизм" Вводное слово педагога

28.11.2023

Шаманизм устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендетальным («потусторонним») миром, в первую очередь с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго- Восточной Азии и Африки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли.


Шаманские верования удерживались, как пережитки, в виде различных поверий и суеверий, иногда совершенно утратившие первоначальный смысл. Значение шаманства и теперь очень велико; так, основа мировоззрения китайцев осталась чисто шаманская (в особенности все то, что касается культа предков).


По шаманскому учению, мир наполнен бесчисленными духами, как добрыми, так и злыми. Они находятся всюду: в воде, в лесах, в жилищах; отсюда наши водяные, лешие, домовые. Все имеет свое божество или духа: огонь, дерево, камень, местность и т. д. Все эти духи оказывают существенное влияние на человека и его судьбу. Особенно опасно влияние злых духов, имеющих стремление вредить человеку; все напасти, болезни и самая смерть человека происходят от этих духов. Поэтому человек должен остерегаться разгневать их, а если разгневал, то должен умилостивить. Умилостивить духов можно только жертвами; поэтому жертвоприношение совершается у шаманистов постоянно.


Так как шаман может причинять людям вред, то и все духовные лица других религий считаются опасными, а потому их надо задобрить. На этом основании монголы и татары всюду освобождали от податей и повинностей христианских священников, буддийских лам, еврейских раввинов, мусульманских мулл, выдавая им тарханные грамоты. Все стихии - вода, огонь - священны, потому что там находятся божества; за осквернение их у монголов определялась смертная казнь. Нельзя было стирать платье - и его носили грязным и засаленным; нельзя было лить что- нибудь нечистое в огонь или касаться его ножом, так как этим отрезали огню голову; но полезно лить в огонь масло, вино, тогда он горит ярко, весело, это ему приятно. Огонь сам очищает вещи; если над ним подержать оскверненный предмет, то последний делается опять чистым. Огонь может уничтожать злые намерения людей, лишать силы их дурной взгляд, который способен причинить несчастие; поэтому в Золотой орде русских князей и других лиц, представлявшихся ханам, проводили между двух костров.


На шаманской почве развились и окрепли различные обряды, исполнявшиеся при всех важных моментах жизни человека; некоторые из этих обрядов удержались и поныне. Сюда относятся обряды при родах, свадебные и похоронные. Если женщина мучается в родах, то это значит, что в нее вселился злой дух, которого необходимо выгнать разными устрашающими мерами. С этою целью шаман старается испугать роженицу, чтобы вместе с тем и дух выскочил из нее, бьет плетью по юрте, а иногда и по роженице. Если последняя все-таки умрет, это покажет только, что шаман не мог справиться с злым духом, что следовало бы пригласить более могущественного шамана. Роженицы и молодухи носят, как предохранительное средство, различные амулеты, в особенности перья совы, которые прицепляют и детям.


Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону: шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Иногда встречается термин шаманская болезнь; шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана; шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов; шаман может изучать духа, опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны. для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется бубен или варган, определённые танцы и заклинания; шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.; входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов).


По данным археологии, шаманские ритуалы практиковались в Сибири ещё в эпоху неолита и в бронзовом веке. В отличие от большинства религиозных учений, созданных тем или иным основателем, шаманизм сложился естественным, историческим путем. На определённом этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нём могли только личности, имевшие особые способности и прошедшие специальную подготовку. В большинстве обществ появилась потребность в «посреднике» между человеческим и потусторонним мирами.


Шаманизм был глобальным явлением, затронувшим большинство народов древней Евразии. Историки обнаруживают следы его присутствия даже в античной культуре. Ряд исследователей во главе с Э. Р. Доддсом объясняют распространение шаманской практики и мифологии у древних греков контактами греческих колоний в Геллеспонте и на Чёрном море с иранскими племенами скифов. К. Мойли первым описал шаманскую природу ряда скифских обычаев и указал на их отражение в греческой традиции, а также обнаружил шаманские элементы в греческой эпической поэзии.


В разных регионах, у разных народов в ходе накопления и осмысления шаманского опыта примитивные и аморфные системы религиозных взглядов (а также связанные с ними религиозные институты) развивались в более сложные и устойчивые. Примером результата такой эволюции является даосизм всеобъемлющее мировоззрение, аккумулирующее представления о природе, душе, мире добрых и злых духов и т. д.





Региональная (и национальная) форма шаманизма. Территория распространения Алтай. Алтайский шаманизм носит вербальный характер. Это учение не имеет письменного изложения своих основ, положений, деклараций. Нет канонических правил, заповедей, запретов, текстов молений и т. д. Все учение держится лишь на устно- визуальной базе и простом ритуальном реквизите. Служители культа называются камами. Кам служит проводником между миром живых и миром ушедших в иной мир, а также между миром людей и миром природы. Основной обряд, во время которого шаман «общается» и «вызывает» духов называется камланием.


Ни с каким другим уголком на Байкале не связано столько удивительных легенд и преданий, как с Ольхонским районом. Ольхон в целом – это не только живописнейшие, завораживающие своей красотой пейзажи, но и средоточие загадок и тайн, обитель духов и шаманов. Шаманизм – исконное верование бурят. В основе своей он составляет поклонение духам природы, местности. Таинственные пещеры, остатки древних городищ и могильников, скалы, перевалы, вековые лиственницы и могучие кедры – все это становилось предметом особого почитания. Сюда приходили для совершения обрядов, мимо таких мест нельзя проезжать без подарка, который нужно оставить хозяину святых мест – эжину.


В Туве шаманство распространено сильнее любой религии. В этом отношении она очень близка и к Бурятии, и к Монголии, где много сильных учителей как по шаманству, так и по горловому пению. Бубен, горловое пение и игра на игиле средства, которыми пользуются шаманы. Чтобы научиться горловому пению, нужно освоить определенные дыхательные техники, уметь погружать организм в такое состояние, когда внутри все буквально вибрирует и звук, способный остановить даже время и продлить человеку жизнь, идет от всего тела.


Чукотский шаманизм имеет один интересный аспект. Существует целый класс шаманов, изменивших пол. Их называют мягкими мужчинами или мужчинами, похожими на женщин. Как утверждают, по повелению келет (духов) они поменяли свой мужской пол на женский. Они носят женскую одежду, ведут себя как женщины и порой даже выходят замуж за мужчин. Однако обычно приказу келет подчиняются только отчасти: шаман носит женскую одежду, но продолжает жить со своей женой и имеет детей. Иногда шаман, получивший подобный приказ, предпочитает трансвестизму самоубийство.


Айыы божества традиционных верований якутов. Согласно мифологии, айыы жители Верхнего мира. Айыы не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты. В широком смысле учение Айыы является своего рода уникальным реликтом древних триалектических учений (вероятно индо-китайского происхождения). Триалектика это философская концепция, согласно которой всякая сущность/явление в мире состоит из трёх неделимых частей (в противоположность диалектике, которая утверждает о существовании двух частей т. н. борьба и единство противоположностей).


Не менее причудливым является в учении Айыы представление о душе (кут). Согласно этим представлениям кут состоит из 3-х частей: Ийэ-кут (материнская душа) то что передается от родителей: традиции, культура; Буор-кут (земляная душа) материальная часть, физическое тело; Салгын-кут (воздушная душа) интеллект, разум, коммуникативно-социальная составляющая. Утверждается, что по данным социологических опросов в 2002 году веру в айыы исповедовали 0,0004 % жителей Москвы, в 2006 уже 0,0014 % жителей


Шаманизм (корейское название мусок) до недавнего времени являлся одним из нескольких основных религиозных течений, распространённых на Корейском полуострове. Шаманизм в Корее имеет давние корни. С течением времени на него оказывали влияние другие распространённые религии страны буддизм и даосизм. Корни корейского шаманизма уходят в глубокое прошлое он развился из языческих верований племён древнего Чосона. Наряду с одухотворением видимой природы и её сил стояло, по-видимому, общераспространенное представление о том, что после смерти человека душа его продолжает жить, требуя для своего существования подношения со стороны живых. Во времена японской оккупации, когда преследовались все национальные проявления среди корейцев, занятия шаманством были строго запрещены. Свобода вероисповеданий, провозглашённая в Южной Корее после Второй мировой войны позволила сохранить шаманизм как религию.


В Корее существует два разных типа шаманов пансу (слепые провидцы) и муданъ или мунё (одержимые женщины). Паньсу считается повелителем демонов, способным посредством магических формул и заклинаний прогонять и даже хоронить их. Мудан могут лишь умилостивить злых духов и располагать их к себе. Пансу слепые колдуны, которые начинали свое ремесло с самого юного возраста. Колдовство для них зачастую служит единственным средством к существованию. Насколько выгодно это ремесло, видно из того, что родители слепорожденных детей считались счастливыми, так как заработок этих будущих пансу вполне обеспечивал их старость. Слепые, поступающие в корпорации пансу, были обязаны, прежде принятия в число членов, пробыть на испытании 3 года, в течение которых их посвящали во все тайны колдовства. Колдун, кроме того, должен был знать обычаи, привычки и слабые стороны всех классов корейского общества, чтобы уметь обращаться со своими клиентами. Мудан более многочисленный тип шаманов. Муданы обычно женщины, хотя к ним причисляются также и мужчины паксуму, но функции мудан считаются настолько свойственными одним лишь женщинам, что даже паксуму на время исполнения своих обрядов переодеваются в женское платье.


Сейчас шаманизм практически утерял свои позиции, став фактически декоративным элементом жизни современных корейцев. Ритуальные обряды шаманизма в Корее можно увидеть в основном во время фольклорных фестивалей или народных праздников. Однако даже сейчас при решении сложных проблем или в тяжёлых ситуациях корейцы обращаются к шаманам за помощью. Основное проявление шаманизма в современной Корее это гадальные дома («чом чип»), где можно предугадать свою судьбу, заранее узнать о работе, женитьбе или результатах важных экзаменов.

«Алтайский край» - Большая часть автомобильных пассажирских перевозчиков. Алтайский край: экономическая структура и потенциал. Емкость телефонной сети края составляет более 600 тыс. номеров. Климат - континентальный. Здесь богатый растительный и животный мир. Кредитные карточки принимаются в ограниченном перечне учреждений.

«Образование республики Алтай» - Главная цель проекта: Комплексный, межведомственный подход. Организационно-технические условия для эффективной реализации проекта: Из регионального бюджета на реализацию проекта направлено. Задачи проекта: Удельный вес молодых учителей в ООУ РА. Внесены изменения в нормативные правовые акты: Организационная схема модернизации системы общего образования.

«Пазырык» - Раскопки. Металлические чеканы, пряжки. Расположение. Находки. Урочище пазырык. Но в последние два десятилетия открыты и исследованы около 20 памятников датированных VI в. до н.э.

«Город Бийск» - Бийская крепость – начало июня 1718г.. Решение задач на сложение и вычитание натуральных чисел. Мой город. Жизнь города. Длина стен острога. С чего начинался наш родной город. Родной город. Крепость - город. Присоединение верховьев Оби к России. Цели урока. Бийская крепость в цифрах и фактах.

«Бийск» - Бийская крепость. Далее, напротив Успенской церкви, находится здание, построенное уже в начале 20 века. В 1718 году Бикатунский острог восстановлен на новом месте. Советская, 4 – Торговый дом Гилёва. 26 октября 1834 года император Николай I утвердил перспективный план строительства Бийска. Здание, где находится краеведческий музей, построено было как жилой дом купца Варвинского.

«Показатели Алтайского края» - Плановое значение. Фактическое значение. 4. Этап. Архивация формирующихся отчётов. Формирование рейтинга МО, отчёта по показателям МО в динамике. Построение аналитических отчётов в виде диаграмм. Цели, задачи, индикаторы программ. Значение индикаторов. Формирование ДРОНДов СБП. Ведение реестра показателей.

Шаманизм

Шаманом мог стать человек, отмеченный волей богов или духов, имеющий наследственный дар в роду или вступивший в контакт с умершим шаманом

Самым трудным испытанием является этап посвящения в шаманы - эттэнии, то есть рассекание тела. Посвящаемый укрывается в глухом лесу, где избранные невинные юноши строят для него урасу - летнее жилище конической формы, покрытое берестой. Во время сна или глубокого обморочного состояния, в котором неофит пребывает от трех до девяти дней, к нему слетаются духи всех трех миров, духи всех болезней, рассекают тело на части и угощаются мясом и кровью его, после чего ийэ-кут - мать-душа собирает кости, и тело вновь возрождается к жизни, но уже в новом, сверхъестественном качестве. Отныне шаман может общаться с духами, может принять любое обличье. «Рассекание»

Если рассекание является физическим испытанием неофита, то следующий этап посвящения в шаманы можно назвать духовным уроком для него. Это обряд совместного камлания молодого шамана с опытным учителем уже при зрителях, когда он должен мастерски сочетать импровизацию с канонозированной схемой "путешествия во Вселенной". Старый шаман показывает молодому дороги духов, находясь на чистой поляне или поднявшись на гору. Оба шамана надевали ритуальные костюмы и брали в руки бубны. Забивалось жертвенное животное, которым кормили шаманских духов, а часть съедали собравшиеся, для которых этот день был праздником. Пройдя обряд посвящения, молодой шаман обретал особые телесные и психические свойства, получал возможность проникать во все миры. "Посвящение в шаманы",

П ример подобного заклинания духам по пути в Верхний мир: Раскройте передо мной Все удобные проходы, Даруйте мне силу спеть Проникновенную песню. Бдительно прислушивайтесь спереди! Умоляю, устраняйте препоны с дороги, Сгладьте неровности пути! По прибытии на место шаман просил у духов, причинивших болезнь, вернуть кут больного, в обмен предлагая им подарок, в случае отказа силой отнимал кут и возвращался тем же путем. Путешествие совершал или на "верхом на коне-бубне", или в свободном полете, а в Нижний мир "нырял через прорубь в виде гагары". Все эти действия он демонстрировал средствами пантомимики, подпрыгивая, подстегивая воображаемого коня или изображая полет.

Много преданий и рассказов посвящено так называемым шаманским чудесам. Такие чудеса демонстрировались шаманами во время камлания над больными. Камлание (кыырыы) состояло из заклинаний (алгыс) и экстатической пляски с пением и ударами в бубен; шаман якобы отправлялся в мир духов, чтобы принести оттуда похищенную душу больного. Во время камлания он в темноте проделывал всевозможные трюки, представлял, что он то превращается в медведя или в другого зверя, то колет себя ножом, то пожирает горячие угли или лижет раскаленные железные предметы и.т.п.

В 30-х годах ожесточилась борьба с шаманством. Многие были вынуждены отречься от своего ремесла и глубоко прятать в себе дар, ниспосланный Природой. 50-е годы. А.Осипов. Изгнание шамана.1957г. Сюжет работы строится на приеме столкновения двух враждебных сил - шамана и русской женщины врача у постели больной в бедной якутской избе. Э.Сивцев.. "Арест шамана" - о тех временах, когда служители языческого культа преследовались по советским законам, изолировались от общества."

"Напутствие молодым" - старая шаманка совершает ритуальный алгыс-благословление жениху и невесте. Кропление кумысом небеснным божествам и духам Природы (жертвоприношение), осуществляемое на празднике Ысыах белым шаманом, 1909 г. (фото Акима Курочкина, МАЭ, колл. 1471-25)

В якутском шаманизме известно деление на белых и черных шаманов. В отличие от черного шамана, белому шаману запрещается делать зло людям. Считается, что если некоторые из духов белого шамана «съедят» человека, то неизбежно за этим последует наказание, которое он получает от своих небесных покровителей - укорочение его жизненного пути в Среднем мире. По данным разных архивных источников, вырисовывается примерный портрет белого шамана. Это человек, по предопределению судьбы призванный лечить и всячески оберегать человеческий род. Как уже говорилось, он имеет своих небесных покровителей - благонравных отца и мать

Черный шаман не может победить («съесть») айыы ойууна. В случае нападения белый шаман улетает к небесным покровителям, которые своей острогой-айыы повергают наземь черного шамана. Но черный шаман может «съесть» родственников белого шамана.

Шаманы и удаганки существуют и по сей день, хотя предпочитают оставаться в тени. Быть шаманом это не просто ремесло, это еще и своего рода крест. Как уже рассказывалось раньше, человек, который должен был стать великим шаманом был подвержен всяческим болезням, в основном душевного характера. Чем могущественнее шаман, тем дольше длится болезнь: от 3-ех до 12 лет. Сегодня под шаманами и удаганами понимаются люди со сверхъестественными способностями и могущественной энергетикой. Большинство из них занимаются целительством, не афишируя при этом свою деятельность, другие же либо пишут стихи, либо творят картины и музыку. На сегодня живет 4 известных шамана в разных регионах республики, но мы не будем называть их, чтобы не тревожить и не разгневать этих загадочных и своеобразных людей.

И. Попов. Чардаат.1920-е гг. Сумеречно-темный, тонально разработанный колорит создает настроение печали и тревоги. Над могилой царит торжественная тишина. В.Н.Васильев у воздушного захоронения на озере Ессей. Красноярский край, 1905 г. (МАЭ, колл. И-2184-26) Воздушное погребение (арангас) было характерно для северной группы якутов и, по-видимому, было заимствовано ими у эвенков и юкагиров.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема: Кукла-сувенир «Шамашка».

Форма: занятие-презентация.

Цель: формирование теоретических знаний об обрядовости коренных жителей Крайнего Севера (шаманство) посредством изготовления и оформления сувенира.

Задачи:

  • сформировать представление обучающихся о традициях и обрядовости северных народов посредством мультимедийной демонстрации;
  • продолжать учить элементам и приемам оформления и украшения куклы – сувенира;
  • закрепить знания по соблюдению правил техники безопасности при работе с клеем, колюще-режущими инструментами;
  • воспитывать уважение к традициям и обрядам народов Ямала.

Методы и приемы:

  • Словесные : вступительное слово, объяснение педагога;
  • Наглядные : мультимедийная демонстрация, образцы изделия;
  • Практические : практическое выполнение заданий.
  • Диагностические :само- и взаимооценка качества и оригинальности работ.

Оборудование:

  • столы, стулья, мультимедийная установка, образцы сувенира;
  • расходные материалы: мех, драп, кожа, цветные шерстяные нитки, клей «Момент»;
  • инструменты: ножницы, иглы;
  • раздаточный материал: памятки.

Предварительная работа: беседы, тематические занятия и мероприятия, выполнение базовой практической работы (изготовление туловища – основы шамана) по теме.

Участники:

Характеристика группы: обучающиеся 2 года обучения;
количество: 8 человек;
возраст: 13-15лет:
дата: 23.11.2011г;
время: 10:00 час;
продолжительность: 2:30 час.

Литература:

  1. Басилов В.Н. Шаманство. Религиозные верования. Свод этнографических понятий и терминов. М., 2001. – 228с.
  2. Басилов В.Н. Что такое шаманство? // ЭО. 1997.№5.
  3. Вора А. Ненецкие народные художественные ремёсла, рукоделия.// Северный луч.-1999.- (№43).- С.11-12.
  4. Лар Л.А. Шаманы и боги. Издательский отдел. Институт проблем освоения Севера СО РАН. Тюмень 1998. – 126с.
  5. Токаев С.А. Ранние формы религии. М., 2001.- С.21-22.

Краткий план занятия

1.Вводное слово педагога в сопровождении мультимедийной презентации из жизни шаманов Крайнего Севера.
2. Повторение пройденного материала (материаловедение; технология выполнения работ).
3. ТБ с колюще-режущими инструментами и электроприборами.
4. Выполнение практического задания (оформление и украшение сувениров).
5. Мини-выставка работ, само и взаимооценка: определение оригинальности и качества работ (колоритность, цветовое решение, творческий подход).
6. Итоговое слово педагога.
7. Вручение памяток по теме занятия.
8. Уборка рабочих мест.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводное слово педагога

– Здравствуйте. Сегодня мы совместно проведем увлекательное занятие – презентацию. Наше общение будет плодотворным и интересным.

Тема занятия: кукла-сувенир «Шамашка».
Целепологание: посредством выполнения практических заданий, и получения теоретических сведений, вы узнаете об обрядовости коренных жителей Крайнего Севера, т.е. о шаманах и шаманизме.
Вы познакомитесь с обрядом шаманизма коренных жителей, посредством сообщения и мультимедийной демонстрации.
Научитесь приемам практической работы, т.е. оформлению и украшению куклы – сувенира;
Оцените свою работу и работы своих одногруппников – выскажете свое мнение о качестве и оригинальности работ.

2. Знакомство с новым материалом. Мультимедийная демонстрация по теме

Шаманизм – особая стадия в развитии религиозных верований человечества и появилась она тогда, когда основными средствами выживания человека были: охота, рыболовство и собирательство.
Духов нередко представляли в виде людей или человекообразных существ; широко распространенный (и древнейший) их облик – животное. Особенности культа, основанные на вере в необходимость иметь посредника между людьми и божествами (духами). Задачи такого посредника – шамана многообразны: испрашивать у богов и духов благополучия и здоровья, обильного потомства людям и животным, удачи в промыслах, защиты от бед, исцеления сородичей от болезней. Шаманы также обязаны провожать души умерших в иной мир и просить у духов благосклонности к ним.
Шаману недостаточно верить в свое призвание, он должен доказать окружающим, что способен выполнять свое предназначение. Деятельность шамана – одна из социальных функций, которая сформировалась в эпоху родоплеменного строя: в общении с духами и божествами он выступал как защитник и представитель своего рода. У многих народов считалось, что шаманский дар передается по наследству.
Слово «шаман» впервые встречается в русских исторических документах XVII века.
В Сибири существовали названия: саман у эвенков; тадебя у ненцев; тэтыпы у селькупов; нга у нганасан, т.д. От тюркского названия шамана кам (хам ) происходит слово «камлание» – ритуал, совершаемый шаманом.
Большое значение в шаманстве имеют ритуальные атрибуты костюм, бубен, колотушка. Шаманское одеяние тесным образом связано с религиозным мировоззрением. Считали, что сделать ритуальную одежду шаман может лишь по указанию духов. Полный комплект костюма он приобретал с течением времени, по мере роста опыта и авторитета.
При всем внешнем разнообразии шаманский костюм воссоздавал образ зверя-птицы. «Железную корону», которую мог завести себе только «сильный» шаман, украшали выкованные из железа оленьи рога, иногда и фигурки птиц. Разнообразные подвески, обычно из железа, символизировали духов-помощников , а также оружие и орудия шамана . Обилие железных подвесок делало костюм тяжелым, иногда он весил более 30 кг! Костюм включал в себя определенную символику: верхняя или правая его половина была связана с Верхним миром; нижняя или левая – с Нижним миром.
Ту же символику воплощал в себе и бубен, сопоставляемый с иконостасом: кожу бубна покрывали рисунками, изображавшими миры вселенной и обитающих в них духов, Солнце, Луну, и самого шамана. Древнейшая символика отражала понимание бубна как животного. Бубен отождествляли с ездовым оленем для воображаемых поездок в иные миры.
Смысл шаманских камланий (транса) – переговоры с духами и божествами, нередко предполагавшие путешествие в иные миры. Движениями, пением, речью шаман пояснял присутствующим, где он странствует, что с ним происходит.
Во время камланий, шаман с помощью самовнушения вводил себя в особое состояние: был сильно возбужден или, напротив, впадал в беспамятство. Он переживал галлюцинации, соответствующие задачам обряда, его воображению представали знакомые ему и его народу духи и божества – образы.
Камлание могло проводиться днем и ночью, в доме и под открытым небом. Обряд представлял собой театрализованное действо, включающее пантомиму и музыку. Многие шаманы сопровождали камлание трюками, основанными на хорошем владении телом, ловкости рук, способности регулировать работу органов чувств. Показывали, как пронзают тело ножом, прикасались к раскаленным железным предметам, освобождались от веревок.
Чаще всего проводили шаманский обряд, чтобы вылечить больного. Повсеместно было распространено убеждение, что недуг вызван враждебными духами, укравшими душу человека. Шаману предстояло отыскать ее и вернуть больному. Во многих случаях заболевшие выздоравливали, ибо вера в помощь шамана способствовала мобилизации сил организма.
В центре традиционных религий северных народов стоит представление о Вселенной, трех сфер: Верхнего, Среднего и Нижнего миров. Связь между мирами осуществляет шаман. Он владеет искусством воздействовать на духов, благодаря чему может влиять и на души людей.
Среди историков и по ныне продолжается спор – можно ли считать шаманизм самостоятельной религией. В результате распространения христианства в традиционной картине мира аборигенов Севера, сложилась двойственность: шаманские представления переплелись с христианскими убеждениями, а «пришлые люди», поселившиеся среди аборигенов, в свою очередь, нередко обращались за помощью к шаманам.

3. Повторение пройденного материала

Материалы, применяемые в работе над сувениром.
Инструменты, используемые в работе и соблюдение ТБ с ними.
Приемы и техника выполнения практических работ.

4. Практическое выполнение заданий

Самостоятельная работа обучающихся.
Фронтальная и индивидуальная помощь – демонстрация педагога.

5. Итог занятия

Вопросы по теме. Мини-выставка. Само- и взаимооценка работ.

6. Итоговое слово педагога

– Под впечатлением о жизни и принадлежности северных шаманов, я сочинила небольшое стихотворение и именно этими словами мы завершим наше занятие.

ШАМАН – друг духов и природы,
В свой бубен бьет и, вопреки невзгодам –
Он человеку служит верно,
От гибели, спасая и от скверны.
Он в искренней молитве,
Превращаясь в зверя –
Несет добро и укрепляет веру…
Жаль – век шаманства на исходе,
Как в прочем все в мирском круговороте…

Вручение памяток по теме занятия

7. Уборка рабочих мест

Похожие статьи