Характеристика и структура гку центр занятости населения крапивинского района. Описание опыта центра занятости населения тульской области по работе с занятостью молодежи Основные направления активной политики занятости

12.12.2023

Для изучения молодежи на современном рынке труда, необходимо понять ее специфические особенности как социальной группы, а именно, особенности ее профессионального самоопределения в современной действительности. В первой главе были выявлены особые тенденции поведения молодых людей при выборе профессионального пути. Указанные факторы формируют отношение как внутреннее, так и внешнее. То есть, отношение самой молодежи к будущей трудовой деятельности и своего места в ней, так и отношение потенциального или действующего работодателя к соискателям и работникам, относящимся к молодежи.

Все это формирует особенный статус молодежи на современном рынке труда. Основываясь на этом, работодатели требуют от молодого соискателя опыт работы, что обычно является главной проблемой молодежи при устройстве на работу.

Помочь в решении этой и других проблем могут специальные программы, которые используются в центрах занятости населения. В Центре занятости населения Тульской области активно практикуются такие программы. Они распространены на все работающее население, в том числе и на молодежь.

Вся работа Центра занятости населения Тульской области основана на главном документе, регламентирующем работу центра – Законе о занятости населения Российской Федерации 19 апреля 1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016). Далее работники службы занятости действуют согласно регламентам о государственных услугах: «Психологическая поддержка безработных граждан», «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда», «Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», «Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые», «Стажировка выпускников» и т.д.

В Центре занятости населения Тульской области, для молодежи определены программы, основанные на проблемах молодых людей при трудоустройстве. Для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет создана программа, позволяющая подросткам частичную занятость в различных учреждениях Тулы и Тульской области. Важно учитывать, что граждане до 16 лет не ставятся на учет в Центр занятости, поэтому, в случае, если работу они не находят, безработными признаны быть не могут. Документы, необходимые при подаче заявления на поиск работы, - паспорт гражданина РФ, СНИЛС, ИНН, трудовая книжка, медицинская справка и карта для начисления заработной платы. По данной программе подростки могут проходить только по частичной занятости, то есть учащиеся школ, колледжей и других учебных заведений. На полную занятость несовершеннолетние не могут устроиться, это запрещено законодательством Российской Федерации.

Для решения проблемы отсутствия опыта, для выпускников сузов существует специальная программа «Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет. Имеющих среднее специальное образование и ищущих работу впервые».

Цель программы: возможность трудоустройства на временную работу по полученной специальности. Это поможет соискателю за два месяца приобрести практические профессиональные знания, проявить себя на предложенной работе и остаться на этом месте на постоянной основе.

Подбор выпускников для участия в программе осуществляется по следующим критериям:

· Гражданин должен быть признан безработным;

· Согласен участвовать в программе;

В рамках этой программы ГУ ТО «ЦЗН ТО» заключает договор с организацией на временное трудоустройство безработных граждан данной категории с материальной поддержкой. Продолжительность программы – до 2-х месяцев.

Что дает программа выпускнику:

· Шанс трудоустройства на постоянную работу по полученной в учебном заведении специальности.

· Улучшение материального положения в адаптационный период.

Для выпускников вузов и сузов существует программа стажировки. На стажировку направляются безработные граждане, закончившие обучение в профессиональных образовательных учреждениях не позднее одного года до направления на стажировку, не имевшие до обращения в центр занятости населения опыта работы по полученной специальности (профессии), впервые после окончания профессионального образовательного учреждения зарегистрированные в качестве безработных граждан. В указанный срок не входит время прохождения военной службы по призыву.

Центр занятости:

· заключает договора с организациями для проведения стажировки;

· направляет в организацию выпускников для прохождения стажировки;

· ежемесячно возмещает работодателю затраты на заработную плату проходящих стажировку выпускников, исходя из размера минимальной заработной платы, установленной региональным Соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области, затраты на доплату работникам за наставничество выпускников составляют половину размера возмещаемой работодателю заработной платы проходящего под его руководством стажировку выпускника.

Работодатель:

· предоставляет рабочие места для проведения стажировки;

· заключает со стажером срочный трудовой договор;

· определяет из числа специалистов организации наставников для стажеров;

· проводит инструктаж стажеров по ознакомлению с требованиями охраны труда и техники безопасности;

· обеспечивает безопасные условия стажировки на рабочем месте;

· ежемесячно выплачивает заработную плату стажеру за период стажировки.

Так же, возможно прохождение по программе стажировки выпускников, получающих второе высшее образование заочно или находящихся на обучении в магистратуре, аспирантуре. Главной целью программы стажировки является получение выпускником опыта работы, а так же приобретение высоких шансов на получение постоянной занятости на месте прохождения стажировки. Заработная плата стажеров варьируется в зависимости от размера минимальной заработной платы, так же она зависит от того, государственное или коммерческое учреждения предоставляет место стажеру. Работодатель имеет право взять стажера на постоянную работу по истечению срока стажировки; также работодатель имеет право отказаться от приема на постоянную основу стажерующегся. Одним из основных условий прохождения по программе – стажировка по полученной специальности.

Работодателям возмещаются затраты на заработную плату проходящего стажировку выпускника, затраты на доплаты работникам за наставничество выпускников, компенсируются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на сумму возмещаемых трат.

Продолжительность стажировки выпускников может составлять до 6 месяцев.

Психологическая поддержка в ЦЗН предоставляется только безработным гражданам. Главной целью предоставления данной услуги является мотивация к труду, а также диагностика личностного потенциала человека как работника.

В результате психологической поддержки безработный граждан получает рекомендации:

· по повышению мотивации к труду;

· активизации позиции по поиску работы и трудоустройству;

· снижению актуальности психологических проблем;

· реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.

Как и все программы в ЦЗН, услуга по предоставлению психологической поддержки прописана в административном регламенте «Психологическая поддержка безработных граждан.

Работу психолога в центре можно разделить на две группы:

· индивидуальные консультации;

· тренинги.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, проводит с безработными гражданами тренинги и (или) психологические консультации, направленные на снятие психэмоциональной напряженности и состояния тревожности, формирование позитивного отношения к трудностям, возникающим в процессе поиска работы, расширение сферы осознания своей проблемы и своей роли в происхождении различных конфликтных ситуаций, обработку новых приемов и способов поведения, преодоление негативных факторов поведения.

В своей работе психолог использует различные тесты, определяющие предпочтения человека в труде, данные тесты закупаются центром занятости населения. Также помимо использования программ и методик, психолог пользуется брошюрами, которые самостоятельно разрабатываются в центре занятости. Данные брошюры варьируются различными тематиками: помощь инвалидам, помощь молодым людям без опыта работы, поддержка женщин при поиске работы и т.д.

Как показывает практика, одной из основных проблем, с которыми люди обращаются за психологической поддержкой в центр занятости, - это незавершенный процесс профессионального самоопределения. В том числе и молодежь. Данная возрастная группа отличается тем, что молодые люди не всегда готовы для профессиональной деятельности, как для выбранной профессии, так и для труда в целом. С целью адаптации молодым людям в ЦЗН могут предложить обратиться в отдел «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда» или «Клуб ищущих работу».

Работа данного клуба основывается на пяти тематиках:

· Пути поиска работы;

· Технология составления резюме;

· Собеседование с работодателем;

· Основы самореализации;

· Адаптация на новом месте работы.

Работа отдела направлена уже не на профессиональное самоопределение, а на определения себя как готовой для работы личности, адаптации на рынке труда как серьезно настроенного соискателя. Работник отдела проводит как инструктативную работу, так и психологическую, формирую уверенность в собственных навыках у безработного гражданина.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, обсуждает индивидуальные планы самостоятельного поиска работы, вырабатывает рекомендации по их совершенствованию, а также по самостоятельному поиску подходящей работы; обучает безработных граждан технологии составления резюме, информирует о структуре резюме, порядке его составления и приемах коррекции профессиональных и личностных качеств с учетом требований работодателей к кандидатурам работников, содействует формированию у безработных граждан навыков составления резюме; обучает безработных граждан методике проведения переговоров с работодателем по вопросам трудоустройства посредством телефонной или видео-связи с использованием сети Интернет, а также при личном обращении и т.д.

Прежде всего, инструктор предоставляет безработным анкету «Навыки и знания, необходимые для успешного трудоустройства», где выясняется, насколько изначально готов человек для поиска работы, каковы его знания о востребованности выбранной трудовой деятельности на рынке труда и т.д. Данные, полученные из результатов анкеты, помогут инструктору в дальнейшем формировать свою работу. А именно, требуется ли индивидуальная работа с безработным или нет.

Занятия включают в себя: Обучение различным приемам и навыкам при устройстве на работу, грамотному составлению резюме, умению общаться в коллективе, самопрезентации, прививанию правильного делового имиджа, планировании карьеры и т.д.

Государственная услуга включает комплекс занятий, которые могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах. Ход данных занятий различается лишь в специфике проблемы обратившегося гражданина. В остальном, на выходе клиенты обладают тем же набором навыков, что и при групповом занятии.

Ход занятий:

Технология поиска работы: информация о необходимости использования всех ресурсов поиска работы (Интернет, газеты, телевидение, кадровые агентства и т.д.); плюсы и минусы различных ресурсов, информация о ловушках для соискателей и т.д.

Технология составления резюме: лабораторная работа, включающая практику составления резюме, тонкости и особенности; разбор ошибок при составлении резюме.

Собеседование с работодателем: обучение подготовке к собеседованию, пути поиска ответов на сложные вопросы при интервью; инсценировка собеседования между участниками группы.

Основы самопрезентации: подготовка для встречи с работодателем; обучение тому, как «подать себя»; составления сопроводительного письма.

Адаптация на новом месте работы: 1) адаптация; 2) индивидуализация; 3) интеграция. Советы к адаптации на новом месте работы, установлению межличностных отношений с коллегами и начальником. Объяснение причин неудач при устройстве на работу.

Данные занятия проходят на добровольной основе, поэтому с целью заинтересовать соискателей, работник центра добавляет разнообразие в проведении занятий. В работе используются учебные фильмы. А также проводятся встречи со специалистами в данной сфере из других городов.

По окончанию работы участники проходят тестирование «Проверь свои знания, умения и навыки», которое выступает в качестве обратной связи. Инструктор выясняет насколько эффективными стали занятия клуба для безработных. Также участники получают памятки «Подготовка к первому рабочему дню», образцы сопроводительных писем, а также буклеты и брошюры, которые не только информируют о работе клуба, краткому описанию пройденной работы, но и содержат важную информацию, которую обязан знать любой потенциальный соискатель и работник, например, информация о трудовом договоре.

Для молодых предпринимателей центр занятости населения предоставляет особенную помощь, заключающуюся в выделении субсидий на открытие собственного дела. Прежде всего участник данной программы должен быть признан безработным, опыт работы не требуется, но обратившийся должен пройти тестирование на готовность к предпринимательской деятельности. Затем, если тестирование пройдено успешно, клиенту центра занятости необходимо составить бизнес-план, распланированный на 12 месяцев. Обратившийся может пройти обучающий семинар по подготовке бизнес-плана. Финансовая помощь установлена в размере 58 800 рублей и 800 рублей предоставляются на регистрацию в налоговой службе.

Государственная материальная помощь и собственные средства будущего предпринимателя должны быть распланированы в бизнес-плане. Например, денежные средства необходимы на закупку товара и аренду, следовательно все затраты должны быть отображены в указанных документах. В течении 3 месяцев обратившийся должен отчитаться перед комиссией об исполненных затратах, предоставив чеки на покупку товара или аренду помещения и др. Если предприятие просуществует меньше указанных 12 месяцев, то есть до истечения срока договора о предоставлении денежных средств государству, то выделенные субсидии должны будут возмещены государственному учреждению в полном объеме. Рабочая группа имеет право осуществлять проверку работы предприятия в течении 12 месяцев.

Данная государственная услуга является хорошей основой для организации профессиональной деятельности молодежи, самоопределившейся как предприниматели.

В результате деятельности центра занятости населения на январь 2016 года:

Опыт Центра занятости населения Тульской области в помощи населению не ограничивается на территории его офиса. Продолжает свою работу проект «Профессиональный ориентир». Он был осуществлен при поддержке ведущих ВУЗов и СУЗов Тульской области, Центра занятости населения, Тульского отделения Пенсионного Фонда России и многих других учреждений. В рамках проекта проходит заседание круглого стола, основной темой которого является «Проблемы трудоустройства старшеклассников и выпускников ВУЗов». В круглом столе принимают участие представители образовательных организаций области, центров занятости населения, кадровых агентств. Участники мероприятия получают возможность познакомиться с вакантными должностями и востребованными специальностями в Тульской области, а также пройти психологический тест на профессиональную ориентацию.

Как показало исследование, работники Центра занятости отмечают, что проблема профессионального самоопределения молодежи имеет место быть. Это проявляется в дезориентации молодых людей на рынке труда. Неознакомленность с ситуацией в вопросах занятости, несоответствие приобретенной в учебном заведении профессии и результатов профориентационных тестов, а так же отсутствие навыков при устройстве на работу, показывает отсутствие системы профориентационной работы с молодежью в учебных заведениях. Такой вывод наталкивает на необходимость создания системной работы в учебных заведениях по вопросам занятости, а также сотрудничества школ, сузов и вузов со службами занятости для эффективности будущих кадров.

Введение

Практика является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе ее прохождения студент получает углубление и закрепления знаний и профессиональных навыков, полученных в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций.

Базой преддипломной практики было выбрано ГКУ Центр занятости населения г. Туймазы. Время прохождения преддипломной практики составляет 4 рабочих недель, которые протекают с 20 апреля 2016 года по 17 мая 2016 года.

Объектом изучения практики является ГКУ Центр занятости населения г. Туймазы.

Предмет - практическое ознакомление с правовыми основами деятельности ГКУ Центр занятости населения.

Целью прохождения практики является ознакомление с правовыми основами и управленческой деятельностью ГКУ Центр занятости населения г. Туймазы.

Задачи практики:

Ознакомление с деятельностью ГКУ Центр занятости населения г. Туймазы;

Анализ организационной структуры ГКУ Центр занятости населения г. Туймазы;

Изучение правового обеспечения деятельности ГКУ Центр занятости населения г. Туймазы;

Приобрести навыки самостоятельной работы по анализу финансирования ГКУ Центр занятости населения г. Туймазы;

Подбор и систематизация материала для подготовки отчета.

В ходе прохождения практики были пройдены такие основные этапы как:

Ознакомление с инструктивным материалом, отделами учреждения;

Ознакомление с проводимым финансированием учреждения;

Сбор материалов, предусмотренных заданием по практике.

Структура отчета состоит из введения, 4 основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Информационную базу составляют: отчетность предприятия, Устав ГКУ ЦЗН г. Туймазы, нормативно-правовые акты в сфере регулирования занятости населения, Закон Российской Федерации «О занятости в Российской Федерации», Административный Регламент Федеральной службы по труду и занятости, постановления Правительства.

Краткая характеристика ГКУ Центр занятости населения г. Туймазы

В соответствии с приказом Председателя государственного комитета Совета Министров РСФСР по использованию трудовых ресурсов от 27 июня 1969 года № 55, в городе Туймазы организовано Бюро по трудоустройству и информации населения о потребности предприятий, строек и организаций в рабочих и служащих при Управлении Совета Министров БАССР по использованию трудовых ресурсов (приказ по Управлению Совета Министров БАССР по использованию трудовых ресурсов № 136-К от 17.09.1969 г.).

С 1990 года Бюро по трудоустройству и информации населения переименовано в Центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения.

На основании Постановления Совета Министров Башкирской ССР № 141 от 05.06.1991 года «О создании государственной службы занятости в Башкирской ССР», на базе Туймазинского центра по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создан Туймазинский городской центр занятости населения (приказ № 41 от 24 июля 1991 года Республиканского Управления по занятости населения Госкомтруда Башкирской ССР).

В соответствии с приказом Министерства труда и занятости населения РБ №103-0 от 03.10.1996 года «Об упорядочении наименований структурных подразделений Министерства труда и занятости населения РБ» Туймазинский городской центр занятости населения переименован в Центр занятости населения города Туймазы. Утверждено Положение о Центре занятости населения г. Туймазы 27.12.1996 года.

В связи с внесением изменений и дополнений в приказ от 26.10.1998 № 18-о «О приеме организаций в систему Министерства», Центр занятости населения города Туймазы переименован в Центр занятости населения города Туймазы и Туймазинского района, (приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты населения РБ от 08.07.1999 № 162-о).

Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Туймазы и Туймазинского района прошло государственную регистрацию на основании Постановления главы администрации г. Туймазы от 18 августа 1999 года № 1592.

ГКУ Центр занятости населения принят в ведение Министерства труда, занятости и социального развития Российской Федерации (приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.01.2001 года № 31-рк). Постановлением главы администрации от 16.02.2001 года зарегистрирован новый Устав ГКУ Центр занятости населения.

На основании приказа Федеральной службы по труду и занятости от 29 ноября 2004 года № 40 ГКУ Центр занятости населения г. Туймазы и Туймазинского района переименован в ГКУ Центр занятости населения города Туймазы. Устав в новой редакции утвержден 31 декабря 2004 года.

Во исполнение приказа Федеральной службы по труду и занятости от 30.10.2006 № 927-рк «О государственных учреждениях службы занятости (центрах занятости населения)» утвержден новый Устав государственного учреждения Центр занятости населения г. Туймазы (приказ Управления государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения РБ от 24.01.2007 года № 26).

Основной целью Центра занятости населения г. Туймазы выступает помощь населению в трудоустройстве. Центр стремится работать не только на основе прочных деловых контактов с работодателями района, но и за счет развития индивидуальной предпринимательской деятельности в сферах сельского хозяйства, услуг, народных ремесел.

Центр занятости населения г. Туймазы выполняет следующие функции:

Ведёт учет и регистрацию граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства, оказывает помощь в подборе подходящей работы;

Обеспечивает население достоверной, полной и оперативной информацией о возможности трудоустройства профессионального обучения (переподготовки);

Проводит профессиональную ориентацию населения, в том числе и молодежи;

Организует профессиональную подготовку (переподготовку кадров);

Организует на предприятиях рабочие места для временной занятости населения (оплачиваемые общественные работы);

Обеспечивает в пределах своей компетенции социальную защиту населения, включая выплату пособия по безработице и оказание материальной помощи;

Оказывает помощь гражданам в обеспечении самозанятости (предпринимательства).

Изучает рынок труда, занимается разработкой городской программы занятости и финансирования ее реализации в рамках своей компетенции.

Центр занятости населения г. Туймазы оказывает услуги не только для граждан находящихся в поиске работы, но также и для предприятий города. Предоставляют организациям следующие услуги:

Оказывают помощь в подборе необходимых им работников;

Проводит консультирование хозяйственных руководителей по вопросам, входящим в компетенцию центра занятости;

Обеспечивает информацией состояния на рынке труда города;

Участвует в создании дополнительных рабочих мест за счёт средств городского фонда занятости населения;

Проводит профессиональную диагностику руководителей подразделений и главных специалистов.

Задачами Центра занятости населения г. Туймазы является содействие решению проблем занятости населения, их трудоустройства и прогнозирование рабочих мест. Центр занятости играет так называемую роль посредника, между работником, и работодателем, является важной структурой в городе, отвечающей за решение вопросов трудоустройства граждан и подбора персонала для предприятий всех форм собственности. А также делает необходимые прогнозы по занятости населения, для представления реальной ситуации на рынке труда города, о возможных сокращениях на предприятиях города, или, напротив, о снижение безработицы. Роль Центра заключается также в предупреждение появления изменений на рынке труда, и мер предотвращения излишней безработицы, заготовки мест для «новоиспечённых» безработных граждан на предприятиях или организациях города.

Таким образом Центр занятости населения г.Туймазы с начала своего образования трудоустраивает граждан, высвобожденных из предприятий или организаций, выпускников, а также граждан испытывающих трудности в поиске работы, помогают в переподготовке кадров, и сопутствуют развитию частного предпринимательства.

Служба трудоустройства г. Екатеринбург – городское бюро по трудоустройству – была создана в 1988 году. Шесть сотрудников бюро собирали сведения о наличии свободных рабочих мест на предприятиях и в организациях города, направляли на работу граждан с учётом их желаний, имеющейся квалификации и опыта работы, вели учёт и регистрацию обращающихся в бюро граждан и граждан, получивших работу.

Учреждение создано для достижения следующих целей: обеспечение на территории города Екатеринбурга и Свердловской области реализации государственных гарантий в области занятости населения и оказания в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции и является объектом социальной сферы.

Учреждение осуществляет следующие функции:

регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, в том числе регистрирует инвалидов в качестве безработных;

осуществляет проверку, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ;

осуществляет принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;

обобщает практику применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в Свердловской области, а также осуществляет подготовку соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства;

участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

реализует региональные программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

осуществляет функции получателя средств, предусмотренных на содержание Учреждения и реализацию возложенных на него функций;

составляет и представляет на утверждение в Отраслевой орган проект сметы доходов и расходов Учреждения;

формирует предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию Учреждения 10 ;

формирует, ведёт и использует банк данных о наличии вакантных рабочих мест и свободных учебных мест для профессионального обучения;

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Учреждения.

ГУ Центр занятости населения г. Екатеринбурга находится в ведомственном подчинении (подотчётно и подконтрольно) управления государственной службы занятости населения Администрации области, который выступает его учредителем.

Учреждение является некоммерческой организацией, не наделённой правом собственности на имущество, закреплённое за ней в установленном порядке Уполномоченным органом.

ГУ Центр занятости населения г. Екатеринбурга является юридическим лицом, имеет смету, самостоятельный баланс, расчётные счета в банках, лицевые счета, открытые в установленном порядке для учёта операций по исполнению расходов бюджетов, гербовую печать со своим наименованием и наименованием Отраслевого органа, штампы, бланки и другие реквизиты, необходимые для его деятельности.

Центр занятости населения проводит активную политику на рынке труда г. Екатеринбурга, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, нормативными правовыми актами министерств и ведомств, областными законами, правовыми актами областного Совета народных депутатов, губернатора области, органов государственной власти Свердловской области и муниципальных органов города Екатеринбурга, принятыми в пределах их компетенции.

Учреждение оказывает следующие государственные услуги:

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

информирование о положении на рынке труда в Свердловской области;

организация ярмарок вакансий и учебных, рабочих мест;

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

организация проведения оплачиваемых общественных работ;

организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

содействие самозанятости безработных граждан;

выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;

содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учётом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законами и иными нормативными актами области.

Центр занятости населения города Екатеринбурга включает в себя пять отделов.

1. Отдел трудоустройства информирует организации и граждан о положении на рынке труда, спросе и предложении на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, а также программах содействия занятости, реализуемых для граждан на территории г. Екатеринбурга и; предоставляет консультации по вопросам трудоустройства, осуществляет поиск подходящей работы; занимается постановкой граждан на учёт и регистрирует их в качестве безработных, а также оказывает содействие в трудоустройстве на постоянные и временные рабочие места; формирует, ведёт и использует банк данных о гражданах, состоящих на учёте в Центре занятости населения.

2. Отдел финансирования и бухгалтерского учёта структурное подразделение Государственного учреждения «Благовещенский городской центр занятости населения», осуществляющее во взаимодействии с другими отделами центра проведение единой финансовой политики, организацию финансового и бухгалтерского учета, контроля за рациональным и экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, которыми располагает Центр. Функции отдела финансирования и бухгалтерского учёта включают в себя ведение бухгалтерского учета и контроль за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов Центра занятости; составление бухгалтерской и финансовой отчетности, предусмотренной для бюджетной организации; начисление и выплату пособий по безработице, стипендий, материальной помощи безработным гражданам; предоставление справок о размере начисленного пособия, стипендии; финансирование мероприятий по содействию занятости населения 11 .

3. Отдел профориентации и профобучения структурное подразделение Государственного учреждения «городской центр занятости населения». Основным направлением деятельности отдела является работа по организации, профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, содействие безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности и самозанятости. Также отдел профориентации и профобучения реализует выполнение программ по социальной адаптации граждан, ищущих работу, и безработных с целью снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной и социальной самореализации, посредством организации занятий по программам Клуба «Активный поиск работы», «Старт в профессию», а также посредством индивидуального и группового психологического консультирования.

4. Отдел рынка труда и специальных программ занятости является структурным подразделением Государственного учреждения «Екатеринбурга городской центр занятости населения» с возложением на него определенных обязанностей по работе с управлениями и отделами администрации города, отделами центра занятости, предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, гражданами обращающимися в Центр. Отдел рынка труда и специальных программ занятости осуществляет сбор сведений о вакантных рабочих местах на предприятиях и в организациях города; подбирает кадры для работодателей города; занимается организацией работы по специальным программам занятости населения; собирает сведения о высвобождении граждан с предприятий и организаций; проводит мониторинг рынка труда города; осуществляет выдачу предложений работодателям о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, организует работу информационного зала центра.

5. Административно-хозяйственный отдел. Основным направлением деятельности отдела является обеспечение хозяйственного обслуживания и надлежащего состояния в соответствии с принципами и нормами производственной санитарии и противопожарной защиты здания и помещений, в которых расположены подразделения Центра занятости населения, а также контроль за исправностью оборудования и систем жизнеобеспечения. Отдел выполняет следующие функции: надлежащее хранение, противопожарное состояние, учет и своевременного ремонта имущества центра; хозяйственное обслуживание совещаний, семинаров, мини-ярмарок и других мероприятий; принимает на хранение, учитывает и обеспечивает сохранность, осуществляет фондирование и использование принятых в архив личных дел безработных граждан и документов, образующихся в деятельности центра; проводит экспертизу ценности документов, хранящихся в архиве; подготавливает и передает дела на государственное хранение;.содержит в чистоте и порядке служебные помещения и закрепленные территории; организует делопроизводство в центре в соответствии с Единой государственной системой документационного обеспечения управления; обеспечивает стандартами на правила оформления документов; организует учет и сохранность документов, образующихся в деятельности центра; ведет учет личного состава Центра, в соответствии с унифицированными формами первичной документации.

Государственное учреждение Центр занятости населения города Благовещенска работает в тесном контакте с органами местного самоуправления г. Екатеринбурга и Свердловского района, руководителями организаций предприятий, общественностью.

Таким образом, Государственное учреждение Центр занятости населения города Благовещенска является структурным элементом Государственной службы занятости населения Российской Федерации и играет важную роль в реализации государственной и региональной политики занятости, оказывает помощь населению в трудоустройстве и подборе подходящих кадров, регулирует развитие рынка труда города и района.

Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Крапивинского района (сокращенное наименование ГКУ ЦЗН Крапивинского р-на) является государственным учреждением, образованным в соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.09.2000 г. №1000/25-рк.

ГКУ ЦЗН Крапивинского района является объектом социальной сферы и обеспечивает на территории Крапивинского муниципального района реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции с 1991 года.

ГКУ ЦЗН Крапивинского района подведомственен департаменту, который осуществляет контроль за деятельностью центра занятости. Юридический адрес и место нахождения центра занятости: 652440, Кемеровская область, Крапивинский район, п.г.т. Крапивинский, ул. 60 лет Октября,1.

Имущество Центра занятости является собственностью Кемеровской области и закрепляется за Центром занятости на праве оперативного управления.

Центр занятости является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает в установленном порядке в органах Федерального казначейства лицевые счета по учету средств областного бюджета, поступающих в виде субвенции, и средств, полученных от приносящей доход деятельности, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, наименованием вышестоящей организации (департамента) и своим наименованием, другие печати, штампы и бланки.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности Центра занятости осуществляется департаментом и соответствующими государственными органами в пределах их компетенции.

Служба занятости занимает значительное место в районе в деле стабилизации обстановки занятости, в профессиональной подготовке кадров и в трудоустройстве населения.

Главной целью работы Крапивинского Центра занятости населения является создание необходимых условий для реализации трудовых прав граждан при осуществлении гарантий социальной поддержки. Мер по содействию в трудоустройстве и обеспечению защиты от безработицы [С. 148].

Основными задачами центра занятости на обслуживаемой территории являются:

обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;

оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области государственных услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;

реализация государственной политики в области содействия занятости населения;

разработка программ в сфере содействия занятости населения.

ГКУ ЦЗН Крапивинского района в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в РФ», Административными регламентами, Уставом ГКУ ЦЗН и иными нормативными правовыми актами, принятыми в области содействия занятости населения, осуществляет на обслуживаемой территории следующие функции:

регистрирует граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан;

оказывает в соответствии с законодательством о занятости государственные услуги;

разрабатывает мероприятия по содействию занятости населения Крапивинского района, участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

участвует в реализации программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан. Находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

организует и проводит специальные мероприятия по профилированию безработных граждан;

осуществляет функции получателя средств областного бюджета, поступающих в виде субвенции;

готовит и представляет в департамент предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения, социальной поддержке безработных граждан, проведению иных мероприятий в пределах возложенных задач, функций и полномочий, а также по содержанию центра занятости;

участвует в работе призывных комиссий (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы);

участвует в организации альтернативной гражданской службы в центре;

обобщает практику применения законодательства о занятости, трудовой миграции, анализирует причины нарушений законодательства о занятости населения, а также подготавливает соответствующие предложения по совершенствованию данного законодательства;

формирует, ведет и использует банк данных о наличии вакантных мест для профессионального обучения;

проводит анализ состава граждан, обратившихся в центр занятости за содействием в трудоустройстве. Осуществляет прогноз численности граждан, которые в установленном порядке будут признаны безработными;

определяет потребности (текущую и перспективную) бюджетных средств на реализацию мероприятий государственной политики в области содействия занятости населения, организует целевое использование средств;

ведет самостоятельно бюджетную, статистическую, налоговую и иную отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Кемеровской области;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений о персональных данных граждан, обратившихся в центр занятости в целях содействия им в поиске подходящей работы;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;

выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке;

оказывает содействие работникам центра занятости в осуществлении их профессиональной подготовки, переподготовки, повышении квалификации и стажировки;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности центра занятости;

размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Заключает государственные контракты;

выступает в качестве истца в суде по делам о взыскании бюджетных средств;

осуществляет иные функции по осуществлению государственной политики содействия занятости населения, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, Федерального органа исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами кемеровской области.

ГКУ ЦЗН Крапивинского района в соответствии с законодательством о занятости оказывает следующие государственные услуги:

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

информирование о положении на рынке труда;

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

организация психологической поддержки, профессиональная подготовка и переподготовка и повышения квалификации безработных граждан;

осуществление социальных выплат гражданам. Признанным в установленном порядке безработными;

организация проведения оплачиваемых общественных работ;

организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

социальная адаптация граждан на рынке труда;

содействие самозанятости безработных граждан;

содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;

участие в организации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Кемеровской области;

организация и проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

ГКУ ЦЗН Крапивинского района возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Кемеровской области по предложению Начальника департамента. Начальник департамента по поручению Губернатора заключает (расторгает) с директором трудовой договор.

Со дня основания службы в 1991 году ее в течение 15 лет возглавляла директор Марина Ивановна Дементьева. С мая 2006 по август 2009 года службу возглавлял Казаков Александр Николаевич. В 2010 году руководителем Центра занятости населения назначена Баженова Людмила Викторовна [С. 148].

Директор центра занятости осуществляет прием и увольнение работников центра занятости, назначает на должность и освобождает от должности заместителей директора, главного бухгалтера, разрабатывает и утверждает структуру и штатное расписание, представляет в департамент предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения, организует деятельность центра занятости по реализации своих задач и функций, расходованию финансовых средств по целевому назначению и др.

Директор Центра занятости несет ответственность за: результативность бюджетных расходов, обоснованность потребностей в ресурсах для выполнения задач и показателей деятельности Центра занятости; состояние финансово-хозяйственной деятельности Центра занятости, использование выделенных бюджетных и иных средств; подбор, расстановку и повышение квалификации работников, соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка; сохранность закрепленного на праве оперативного управления имущества; сохранность документов (учетных, управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и других), передачу на хранение документов в установленном порядке.

При разработке организационной структуры управления было произведено эффективное распределение функций управления по отделам.

Как руководители высшего звена так и руководители отделов центра занятости населения выполняют определенные функции.

Разделение управленческого труда носит горизонтальный характер: во главе отделов стоят конкретные руководители. Это директор и начальники отделов центра занятости, что представлено в рисунке 1.

Рисунок 1. Организационная структура управления ГКУ ЦЗН Крапивинского района

Результативность деятельности любой организации в том числе и службы занятости населения зависит от того, насколько благоприятные условия для развития положительных качеств персонала, и условия для наиболее полного проявления этих качеств в практической деятельности. В этой связи особую значимость имеют следующие стороны:

  • - социально-экономическая, охватывающая систему учета результатов деятельности, его экономического стимулирования, внутриорганизационных и коллективных связей;
  • - административно-правовая, содержащая перечень должностных инструкций, административных мер, направленных на четкое исполнение работниками своих обязанностей и допустимое использование своих прав.

Общественно-политическая сторона связей службы занятости отведена трудовому коллективу и, который имеет право контроля за деятельностью администрации.

Любое несоответствие оказывает отрицательное воздействие на психологический климат в коллективе, а значит и во всей организации.

Персонал - наиболее ценный актив службы занятости Человеческие ресурсы рассматриваются, как важнейший внутренний ресурс. Поэтому формирование коллектива службы и эффективное управление им имеет ключевое значение для эффективной деятельности .

Проблема подбора кадров обусловлена, прежде всего, объективными факторами - состоянием качества рабочей силы на рынке труда и спецификой работы учреждения. Возможности руководителя в решении данной проблемы отчасти ограничены. Тем не менее, у руководителя существуют внутренние социальные, организационные и экономические резервы, с помощью которых возможно улучшить качество работы персонала на базе существующего кадрового состава. Продвижение по службе своих работников удобнее и выгоднее. Это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность к своей организации.

На формирование благоприятной атмосферы внутри организации оказывают влияние особенности социального состава коллектива.

Сегодня в Центре занятости работают высококвалифицированные специалисты. Благодаря умению быстро реагировать на различные изменения и тенденции на рынке труда коллектив Центра занятости населения всегда справляется с поставленными перед ним задачами [С. 148].

По возрасту группы специалистов и руководителей, работающих в службе занятости, дифференцируются следующим образом

  • - до 30 лет -- 13% (2 человека),
  • - 30-39 лет -- 27% (4 человека),
  • - 40 лет и старше -- 60% (9 человек).

Разделение специалистов центра занятости по возрастным группам показано на рисунке 2.

Рисунок 2. Возрастной состав специалистов ГКУ ЦЗН Крапивинского района на 01.01.2012 г.

По этим данным видно, что «молодежь» составляет в службе занятости меньшинство. Лишь каждый десятый представляет эту группу.

Четверть сотрудников -- люди среднего возраста. Подавляющее большинство -- 40 лет и старше («зрелый возраст»).

Стаж работы в центре занятости населения до одного года имеет 6% (1 человек), от одного года до 3 лет - 20% (3 человека), от 3 до 5 лет - 27% сотрудников (4 человека) и от 5 лет и более 47% (7 человек). Стаж работы сотрудников отражен на рисунке 3.

Рисунок 3. Стаж работы сотрудников ГКУ ЦЗН Крапивинского района на 01.01.2012 г.

Самые значимые качества сотрудника службы занятости, с точки зрения безработных, это -- не интеллектуальные интересы, не кругозор, не исполнительность, не коллективизм и даже не психологическая устойчивость и умение анализировать статистические данные. Самыми востребованными у посетителей служб занятости становятся нравственные качества, связанные с отзывчивостью, желанием помочь людям, с умением доходчиво объяснять людям их права, с общительностью, умением контактировать с людьми, со знанием нормативно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере труда, занятости и миграции населения

Самыми востребуемыми профессионалами в службе занятости населения, являются юристы и психологи. Выбор юристов закономерен, если учесть, насколько беззащитно в правовом отношении население.

Выбор психологов так же представляется не просто «данью моде». Здесь сказывается также попытка опереться на специалистов, способных оказать поддержку, причем не столько во внешней социальной среде безработных, сколько внутри сферы профессиональной занятости населения.

Как правило, нужны специалисты по первичному приему посетителей службы занятости, по анализу и прогнозу ситуации на рынке труда, сбору вакансий рабочих мест в территории, созданию и обслуживанию банка данных этих вакансий, по профориентации и консультированию, организации профессионального переобучения и переквалификации, психологической поддержки, адаптации и реабилитации, маркетингу в сфере занятости.

Вместе с тем, все без исключения сотрудники службы занятости сами нуждаются в постоянной психологической поддержке, информационно-коммуникативной подготовке, «Активная» стратегия способствует формированию убеждения в том, что служба занятости выступает не более чем одним, хотя и важнейшим, помощником для ищущих работу, «пассивная» стратегия в большей степени ориентирует людей на потребительское отношение к такого рода службам.

В процессе формирования и развития службы занятости населения Крапивинского района сложилась глубокая потребность в выявлении качественно-количественной основы измерения социальной эффективности деятельности ее сотрудников.

К показателям такой деятельности следует отнести их профессиональную подготовку. Сотрудники центра занятости населения нуждаются сегодня в значительной степени в повышении квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке. В ряд наиболее значимых условий, необходимых для того, чтобы стать хорошим специалистом, попадают предложения, связанные в той или иной степени с совершенствованием профессиональных качеств, получением профессионального образования, овладением необходимыми технологическими навыками в работе, постоянном обновлением информационной, нормативно-правовой базы, используемыми в своей деятельности

Повышение социально-профессионального статуса сотрудников службы занятости населения до уровня государственных служащих закономерным образом предполагает качественное изменение их профессиональной подготовки и образования.

С учетом важнейших направлений работы службы занятости населения среди их сотрудников, выдвигаются на первое место такие специальности, как юриспруденция и психология. Это отвечает объективным потребностям в социально-правовой и социально-психологической помощи и защите граждан, ищущих работу.}

Похожие статьи