Использования эфу на уроках. Использование эфу в образовательном процессе сельской школы

23.12.2023

Возможности электронных форм учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» для достижения метапредметных результатов

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

Мы украдем у наших детей завтра

Джон Дьюи (американский философ и педагог)

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. С 1 сентября 2016 года все образовательные организации страны должны начать использование в своей деятельности электронных форм учебников. Педагоги лицея начали эту работу уже в этом учебном году.

Что сегодня интересно современному ученику? Как сократить разрыв между стремительной жизнью ребенка за порогом школы, которую дети не представляют себе без устройств персонального доступа и электронных форм общения и жизнью внутри учебного заведения? Каким действиям должен быть научен ученик, чтобы «вписаться» в современную мобильную жизнь?

С каким посылом мы идем на урок для получения метапредметных результатов? На эти и другие вопросы мы находим ответы уже сейчас, начав использование ЭФУ с учетом потребностей и способностей своих учеников.

Что такое ЭФУ?

ЭФУ – это особая форма учебника, сохраняющая неразрывную связь со своей печатной формой, обогащенная новыми возможностями, а именно: мультимедийными и интерактивными ресурсами, а также автоматически проверяемым тестированием, рассчитанным на школьников с разным уровнем подготовки.

Зачем нужны ЭФУ? Жизнь сегодняшних школьников отмечена большой разницей, которая образовалась между их активностью за порогом школы (где они – современные и технически грамотные люди, свободно владеющие разными способами электронной связи на разных электронных устройствах) и их пребыванием в школе (где время словно остановилось и где научно-технический прогресс – это не способ организации школьной жизни, а тема для изучения на уроках истории, физики и обществознания). И мы согласны с тем, что переход к использованию ЭФУ в нашем лицее позволит ученикам на современном уровне достигать запланированные результаты.

Работая по УМК «Перспективная начальная школа» мы, как педагоги, видим предоставленные возможности ЭФУ для формирования метапредметных результатов на уроках и во внеурочной деятельности.

Для характеристики остановлюсь на возможностях использования ЭФУ на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, музыки при работе с регулятивными, познавательными и личностными УУД.

На уроках обучения грамоте для изучения каждой буквы разработана система заданий, позволяющая рассмотреть из каких элементов состоит та или иная буква, попробовать сконструировать эту букву, посмотреть видео ролик, который покажет как правильно писать букву. Почему это важно и что это дает ребенку? Быстрое запоминание зрительных элементов, возможность самостоятельно посмотреть как записываются буквы и ориентируясь на этот образец, в своей прописи записать эту букву.

На уроках русского языка у обучающихся есть возможность выполнять интерактивно упражнения, которые даны в печатной форме учебника. Ученик сначала выполняет задание и только потом может увидеть правильно ли он его сделал, т.к. в содержании электронного учебника заложена возможность автоматической проверки. Включение заданий в тестовой форме с возможностью автоматической проверки формируют такие регулятивные УУД, как самоконтроль в форме сличения способов действия и его результатов с заданным эталоном или фиксация правильности выполнения задания; самокоррекция – поэтапное внесение необходимых корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном.

На уроках литературного чтения педагоги используют мультимедийные задания: аудио фрагменты, видеоролики, которые позволяют расширить пространство печатного текста. Мы с учениками можем не только увидеть литературных героев на иллюстрациях, но и услышать их предполагаемые голоса! Использование электронной лупы для просмотра репродукций картин на уроках литературного чтения дает возможность увеличивать фрагменты картины для более детального рассмотрения и способствует формированию познавательных УУД – умение выявлять, видеть особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения).

На уроках математики в ходе работы с ЭФУ сегодня нами отрабатывается тренировка вычислительных навыков с автоматической проверкой и тестированием. Важное значение приобретает такая работа при освоении материала из курса «Геометрия». Интерактивные задания способствуют формированию таких регулятивных УУД , как планирование - составление плана и последовательности действий, и прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, в удержании учебной задачи. И таких познавательных УУД как материализация действия (классификация, упорядочение объектов, выделение существенных признаков понятий); и алгоритмизация выполнения заданий в интерактивной форме.

Говоря об уроках окружающего мира , надо отметить, что ребенку интересно смотреть и наблюдать. К сожалению, при отсутствии у нас возможности часто выходить на экскурсии, вживую рассмотреть какие-то объекты, увидеть, что с ними происходит в реальном мире, мы может это восполнить с использованием ЭФУ. После каждой темы включены видеоролики, позволяющие увидеть весь мир в действии.

В ЭФУ музыки на каждой странице есть и музыкальное произведение, которое вначале профессионально исполняет артист, и дана инструментальная фонограмма, с помощью которой ребенок может самостоятельно, ориентируясь на образец исполнить произведение.

Интерактивная панель управления всех ЭФУ дает возможность для формирования у детей таких регулятивных УУД как умение работать с дополнительной информацией для целеполагания в начале урока и такого регулятивного действия как умение осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно в течение урока .

Нам удобно работать с ЭФУ. Потому что все интерактивные и мультимедийные элементы входят в сам корпус учебника и работают без подключения к сети Интернет.

Использование на уроках ЭФУ помогает и в формировании личностных УУД:

1. Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать.

2. Оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, причины неудач.

3. Применение правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения, проявление доброжелательности в дискуссии.

Сколько интерактивных элементов в комплекте?

11.700 тестов

5.770 слайд щоу

4.780 аудиозаписей

3.900 видеозаписей

Что дает использование ЭФУ?

Для учителя:

  1. Интенсификация образовательного процесса: сокращается время на подготовку к урокам, на необходимую и неизбежную проверку текущих заданий и итоговых контрольных тестов, и высвобождается время на организацию обсуждений и дискуссий.
  2. Реализация личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.

Для обучающихся:

1. Повышается мотивация познавательной деятельности и личностного роста при изучении предмета.

2. Появляется возможность

Систематически работать с разными источниками информации,

Выполнять больше заданий в качестве тренировки;

Принимать участие в современных формах учебной деятельности (таких, как веб-конкурсы и проекты).

3. Использование наглядности создает условия для более глубокого осознания изучаемого предмета и более прочного запоминания.

4. Может быть организован индивидуальный темп обучения, и предоставлена ребенку возможность неоднократного выполнения интерактивных заданий.

5. Формирование самостоятельности и развитие ИКТ-компетенций.

Когда, где и как используем ЭФУ?

Где используем:

В лицее

  • На уроках всех типов
  • Во внеурочной деятельности при соблюдении требований СанПиНа.

Дома

Когда используем:

На любом этапе урока:

  • На этапе целеполагания
  • На этапе формирования новых знаний
  • На этапе подведения итогов
  • На этапе рефлексии и др.

При выполнении самостоятельной работы

Как используем ЭФУ?

Для организации фронтальной работы с учащимися при использовании интерактивной доски, индивидуальной работы с использованием ИТ-средств (ноутбуков учащихся), работы в группе (с использованием одного ноутбука на группу учащихся).

Кроме ЭФУ в УМК «Перспективная начальная школа» представлены интерактивные тетради для самостоятельной работы и тренажеры. Их освоение мы планируем начать в следующем учебном году. А уже в этом году наши четвероклассники готовятся к Всероссийской проверочной работе с помощью нового интерактивного пособия по окружающему миру.

В последнее время большим помощником нам является Интернет-журнал «Место для шага вперед», в котором представлены методические рекомендации для учителя при работе по 2 направлениям - «Музей в твоем классе» и «Окружающий мир в интерактивных иллюстрациях».

1 направление – «Музей в твоем классе». Это интерактивное пособие – механизм вовлечения детей в процесс рассматривания живописного произведения, своеобразная обучающая игра, которая учит ребенка всматриваться в образы картин. Научить младших школьников писать сочинения по картине – это значит заложить фундамент письменных творческих работ в целом.

Рассматривание картины проводится с помощью специальных блоков вопросов, развивающих опыт наблюдения младших школьников. Вопросы и задания направляют разрозненные наблюдения и впечатления в русло заданной темы.

Используется система разнообразных по форме рамок, которые позволяют фокусировать взгляд на определенных деталях картины. С помощью электронной лупы можно увеличить фрагменты картины для детального рассмотрения. Электронные интерактивные инструменты (лупа, рамки для выделения фрагментов и деталей) приучают детей путешествовать по картине, учат наблюдать детали и видеть целое.

Таким образом, с помощью специального инструментария дети осваивают пространство живописного произведения, учатся понимать, как создается ощущение глубины картины. Пособие помогает педагогу формировать коммуникативные УУД , отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

В этом учебном году мы частично используем это электронное пособие на уроках развития речи, классных часах, а в следующем учебном году планируем включить его изучение во внеурочную деятельность.

2 направление – «Окружающий мир в интерактивных иллюстрациях». В журнале 5 глав, на данный момент в 1 главе «Разнообразие животных опубликованы различные фото и видео материалы о животных. Это пособие расширяет пространство и учебника в печатной форме, и учебника в ЭФ, и тех пособий, которые уже вышли. У учителя есть возможность не тратить время на поиски в Интернете, а использовать уже готовые иллюстрации, видео, музыкальное сопровождение, позволяющие расширить образовательное пространство ребенка по знакомству с животными и средой их обитания. Система иллюстраций составлена таким образом, что есть возможность посмотреть в объеме 3D и под микроскопом тех или иных животных с разных ракурсов, чтобы у ребенка возник визуальный образ.

Данное электронное пособие включает также интерактивные лабораторные опыты, которые предполагается провести на уроках. Интерактивные виртуальные лабораторные опыты (в ходе которых школьники обучаются самостоятельно отбирать оборудование, использовать необходимые инструменты, запоминать последовательность действий) могут компенсировать возможные трудности их реального проведения в классе. В процессе выполнения работы происходит формирование познавательных УУД – умения анализировать результаты опытов, элементарных исследований, фиксировать их результаты.

Что важно понимать учителю? В Интернет-журнале выкладываются те ресурсы, пособия, которыми можно пользоваться сразу же, как только их выложили. Надо отметить, что использовать данный ресурс можно абсолютно бесплатно.

Электронные учебники и интерактивные пособия можно найти на сайтах shop-akbooks.ru, pnh.eokom.ru, представленных на слайде.

Мы провели небольшое исследование с вопросом о том, «Как реагируют педагоги и ученики нашего лицея на использование ЭФУ». Младшие школьники приветствуют переход к электронным формам обучения с большим энтузиазмом. Для них это своего рода «сюрприз». Что касается учителей, то здесь нет какой-либо единой позиции. Многие видят в электронном учебнике огромный потенциал и поэтому быстро и успешно осваивают современные электронные формы обучения (и среди этой группы много немолодых людей, поскольку такая позиция совсем не зависит от возраста); другие побаиваются, что электронный учебник отнимет у них часть функционала; третьи видят в нем угрозу живому общению учителя с учащимися.

Но несмотря на разницу позиций, все педагоги – это родители или родственники современных детей, и уже в силу этого они являются заложниками детских амбиций.

Сегодня в этом исторически сложившемся тандеме «учителя – ученики», именно дети становятся компетентными помощниками взрослых и движущей силой приобщения взрослых к новым формам обучения; именно ученики помогают учителям встроиться в новую образовательную реальность и обрести там свое достойное место.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа над формированием метапредметных результатов с п рименением электронных форм учебников и пособий, дополняющая общение с печатными изданиями, позволяет нашему лицею сегодня сделать обучение более динамичным, наглядным, доступным и индивидуальным, чем вчера.

Мы, педагоги лицея, пытаемся не отстать от молодого поколения компьютерных гениев, и приглашаем вас вместе с нами совершенствоваться в процессе взаимного обучения.

И закончить своё выступления я хочу бессмертными словами А.С. Пушкина:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных…

И гений, парадоксов друг.


Психология и педагогика

Главное об ЭФУ: что нужно знать об электронной форме учебника

Шаг за шагом в образовательный процесс включаются новые элементы - интерактивные тесты и тренажеры, новые формы подачи информации, мультимедийные презентации. Учителю все сложнее провести современный урок без использования электронных образовательных ресурсов, в том числе электронной формы учебника.

ЭФУ - это электронное издание, своеобразный «спутник» печатного учебника, призванный расширить и дополнить его содержание. ЭФУ соответствует печатному учебнику по структуре, содержанию и художественному оформлению, однако содержит дополнительный материал - различные мультимедийные элементы и интерактивные ссылки.

Грамотное использование ЭФУ - одно из ключевых требований к современному педагогу. С 2016 года каждый из бумажных учебников, включенных в федеральный перечень, обязательно должен быть представлен и в электронной форме. Это требование закреплено приказом Министерства образования и науки РФ № 870. Но чтобы использовать ЭФУ на полную мощность, нужно хорошо понимать, что это за ресурс, каковы его особенности и преимущества перед бумажным учебником.

Чаще всего педагоги не пользуются всеми преимуществами ЭФУ, так как, по их мнению, у электронной формы учебника есть равноценные альтернативы - цифровые копии и интерактивные приложения к учебным пособиям. Строго говоря, это не совсем верно.

ЭФУ - это не приложение к учебнику , так как необязательно в приложении присутствует четкая структура и не все элементы привязаны к конкретным темам. Чтобы воспользоваться материалами приложения, отобрать и скомпоновать их, учителю придется потратить немало времени. К тому же, даже очень качественное приложение может разнообразить учебный процесс, но никак не заменить учебник.

ЭФУ - это не цифровая копия учебника . В ней нет удобного поиска, нет мультимедийных и интерактивных элементов.

ЭФУ - это не замена бумажному учебнику , а обязательное его дополнение, с которым гораздо удобнее заниматься по выбранному УМК и обучать детей в полном соответствии с требованиями ФГОС.

Настоящее издание вместе с рабочими тетрадями, тетрадью для лабораторных работ и методическим пособием для учителей входит в учебно-методический комплект по физике для 7 класса общеобразовательных организаций. В учебнике представлен раздел «Механические явления» (кинематика, динамика, статика, гидро- и аэростатика), а также вводная тема курса основной школы «Физические методы изучения природы». Комплект является частью системы «Алгоритм успеха». Электронная форма учебника (ЭФУ) Физика. 7 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Физика 7 класса Хижнякова Л. С. Синявина А. А. Физика. 7 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Основные преимущества ЭФУ перед традиционным учебником:

    Современный подход к подаче информации . Материал в ЭФУ подается широко и наглядно: обилие иллюстраций, аудио, видео, слайд-шоу позволяют легко достичь всех целей и задач обучения.

    Интерактивные формы подачи информации . Ученик имеет возможность проходить тесты, выполнять задания и мгновенно получать обратную связь. Освоение знаний и закрепление результатов при помощи интерактивных элементов проходит в увлекательной игровой форме - с минимальными временными затратами со стороны учителя.

    Удобная навигация . Интерактивное оглавление обеспечивает быстрый и технологичный поиск по всему контенту - как в электронной книге. В тексте учебника можно искать нужный фрагмент по ключевым словам. Есть возможность быстро переходить от одного раздела учебника к другому.

    Компактность . Весь материал всех ЭФУ помещается на одном электронном носителе: минимум места в портфеле ученика и максимум полезной информации, которая всегда с тобой.

    Свободное обращение с информацией . Работая с ЭФУ, учитель может дополнять материалы к урокам собственными разработками, мультимедийными объектами, а ученик - самостоятельно подбирать и изучать информацию из достоверного, проверенного источника.

Что дает педагогу использование ЭФУ?

    Комфорт в работе . ЭФУ позволяет быстро и легко организовать подготовку к уроку, сэкономить время и подобрать весь необходимый контент.

    Обучение по ФГОС. Использование ЭФУ дает возможность легко сформировать современную информационно-образовательную среду, которая является одним из базовых требований ФГОС.

    Налаженная система контроля . При помощи ЭФУ гораздо проще получать обратную связь после изучения каждой темы.

    Возможность совмещать разные формы обучения. С ЭФУ педагог может легко наладить процесс дистанционного и смешанного обучения.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников. В учебнике реализованы следующие цели обучения русскому языку на базовом уровне: приобщение учащихся через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; углубление и обобщение знаний о языке как многофункциональной развивающейся системе; совершенствование умений анализировать языковые факты, творчески перерабатывать информацию; развитие устной и письменной речи с точки зрения эффективного достижения поставленных коммуникативных задач. Электронная форма учебника (ЭФУ) Русский язык. 11 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Русский язык 11 класса Пахнова Т. М. Русский язык. 11 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.


Еще один важный нюанс: работа учеников и педагогов с ЭФУ строго регламентирована. После приобретения электронной формы учебника, всем ученикам выдается лицензия со сроком действия 500 дней с момента загрузки на электронное устройство. Чтобы активировать лицензии, ученики должны всего лишь зайти в любой веб-браузер и открыть учебник.

Вопросом технической поддержки ЭФУ, как правило, занимается компания, у которой вы приобрели ЭФУ. Например, компания lecta предоставляет своим клиентам бесплатную техническую поддержку - как по телефону (звонок из любого региона России бесплатный), так и по электронной почте. Еще одно удобство: с ЭФУ можно работать и онлайн, и офлайн, то есть как с подключением к сети Интернет, так и без него.

Технические требования к использованию ЭФУ на образовательной платформе LECTA:

Операционная система - Windows (не старше версии Windows 7), Android (не старше версии 4.1), iOS (не старше версии iOS 8);

Разрешение экрана 1024×768 и больше;

Процессор не менее 1 ГГц;

Оперативная память от 1Гб;

Также для загрузки учебников потребуется около 16 Гб свободного места на диске.

В целом, ЭФУ не стоит воспринимать как очередное необязательное дополнение к учебному изданию. Это отдельный цифровой продукт, в котором материал учебника подан в разнообразных интерактивных формах. Он дает ученику возможность быстро найти нужную информацию, выполнить интересные, необычные задания и получить объективную оценку своей работе. Педагогу, в свою очередь, ЭФУ позволяет быстро и легко готовиться к урокам, подбирать задания для каждого учащегося и следить за его личными успехами.

Учебник продолжает авторскую линию по курсу «Обществознание» для 5–9 классов. Его материал посвящён вопросам, связанным с социальными нормами, правовым статусом и правами детей, а также с функциями правоохранительных органов. Учебник содержит иллюстрации, схемы, таблицы. Методический аппарат к каждому параграфу включает разнообразные разноуровневые вопросы и задания для коллективной и самостоятельной работы, темы для проектной деятельности, высказывания учёных, писателей и извлечения из документов для чтения, анализа и обсуждения, словарь урока. В учебник вошли также пять практикумов для закрепления пройденного материала. Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, включён в Федеральный перечень. Электронная форма учебника (ЭФУ) Обществознание. 7 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Обществознание 7 класса Никитин А. Ф. Никитина Т. И. Обществознание. 7 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

С 1 сентября электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на сайте корпорации “Российский учебник” по адресу Обновите ссылку в своих закладках!

LECTA в личном кабинете каждого пользователя сайт

Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам доступны в Вашем (my.сайт).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами ? Зайдите в : там вы сможете получить бесплатный промокод на пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.

К новому учебному году «Просвещение» предлагает 408 учебников в электронной и печатной форме, включенных в федеральный перечень (приказ МОН РФ №576 от 08 июня 2015 года).

Только в 2015 году, в юбилейный для Издательства 85-ый год, на электронные формы учебников установлена единая цена 85 рублей (с НДС) за лицензию на учебник или одну часть учебника (если он состоит из двух или трех частей) сроком использования один год. Данная цена действительна только при заказе учебников через издательство.

Физические лица могут приобрести электронные учебники через нашего партнера – группу компаний «Альком» . При приобретении электронных учебников у компаний-партнеров цена на электронные ученики может отличаться.

Контакты для связи

По всем вопросам обращайтесь по адресу [email protected] .

  • Электронные учебники работают на ПК, ноутбуках и планшетных компьютерах под управлением операционных систем Windows 8.1, Android 4.4 и выше, iOS 7 и выше.
  • Наличие подключения к сети Интернет для первоначальной установки учебников.
  • Диагональ экрана устройства от 10.1” (1280x800 точек) и больше.
  • Не менее одного гигабайта свободной памяти на устройстве для установки полного комплекта учебников на одного ученика.

Функциональные возможности ЭФУ:

  • тестовые задания к каждой теме или разделу учебника для подготовки к контролю знаний, ОГЭ и ЕГЭ;
  • обширная база мультимедиа контента и интерактивных объектов в каждом учебнике;
  • добавление собственных материалов, созданных учителем;
  • удобная навигация;
  • инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок.

Демоверсии электронных форм учебников

Ознакомиться с возможностями электронной формы учебника издательства «Просвещения» можно, установив демоверсии. Для этого необходимо скачать на устройство приложение «Учебник цифрового века».

Приложения уже доступны для скачивания в:

  • Apple Store (для ОС iOS 7 и выше);
  • Windows Market (для ОС Windows 8.1);
  • Google Play (для ОС Android 4.4 и выше).

Подробная инструкция по установке и работе с приложением «Учебник цифрового века» размещена

Психология и педагогика

Электронные формы учебника (ЭФУ) становятся все более популярными в школах. Они экономят время учителя при подготовке к уроку и делают намного более разнообразными и интересными занятия для ученика. Делимся полезными советами по использованию ЭФУ на уроке и дома, при подготовке.
  1. Выберите оптимальную модель использования ЭФУ на уроке или сочетайте различные модели в соответствии с целями (ожидаемыми результатами) и имеющимся материально-техническим обеспечением учебного процесса.
  2. Для работы на уроке лучше использовать схожие по техническим характеристикам устройства. Модель BYOD может привести к «цифровому неравенству».
  3. Сделайте использование ресурсов ЭФУ продуманным, системным и доступным для учащихся. Создайте «гид» по электронным образовательным ресурсам. Используйте различные цифровые ресурсы наряду с ЭФУ в зависимости от образовательных задач.
  4. Опирайтесь на пункт 10.18 СанПиН при планировании и проведении урока, определении объема домашнего задания с ЭФУ.
  5. Применяйте тренажеры ЭФУ для организации самопроверки и рефлексии учащихся, а не для контроля.
  6. Используйте максимум возможностей электронных устройств, с которыми работаете: дайте возможность школьникам создать собственный образовательный продукт.

О том, как сделать применение ЭФУ в образовательном процессе эффективным и полезным, рассказывает Сергей Кутузов, методист по электронным формам учебников объединенной издательской группы «ДРОФА - ВЕНТАНА».

- Что такое электронная форма учебника?

Точные требования к этому виду учебной литературы закреплены в приказе №870 МОиН РФ от 18 июля 2016 года. Согласно данному документу, это электронное издание, которое соответствует по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и при этом снабжено мультимедийными элементами, тренажерами, интерактивными ссылками, расширяющими и дополняющими содержание учебника в зависимости от специфики того или иного предмета.

Например, на уроках географии используются интерактивные карты, истории - анимационные ролики различных событий, при изучении искусства - 3D-модели архитектурных памятников.

- Что мешает использованию ЭФУ в школе?

Во-первых, это опасения родителей и педагогов за негативное воздействие компьютера на здоровье детей, во-вторых - недостаток необходимых компетенций у педагогов, поскольку применение цифровых технологий требует перестройки привычной модели урока.

- Достаточно ли оснащены школы для использования ЭФУ?

В стране насчитывается не так много школ с максимальным оснащением - «1 ученик - 1 компьютер». Но это не значит, что во всех остальных случаях исключается применение ЭФУ. Мне часто говорят: у нас в школе нет планшетов для каждого ученика, значит, мы не можем использовать электронные учебники. Ответ такой: можете, если выберете подходящую модель.

Самый простой и, вероятно, самый распространенный вариант: компьютер учителя - проектор - интерактивная доска, которые есть практически в каждой школе и могут использоваться педагогом во фронтальной работе наряду с заданиями тренажера.

Если компьютера у педагога нет, нет планшетов у учеников на уроке или учитель считает, что электронный учебник на занятии не нужен, что он обойдется традиционными средствами, то дети могут использовать электронный учебник дома в модели «Перевернутый класс», которая сейчас широко используется и за рубежом, и в России. Суть этой модели заключается в том, что дома дети осваивают новый материал на базовом уровне, на уровне узнавания-воспроизведения, а на уроке в классе разбирают ту или иную тему более подробно. Например, по географии в 5 классе изучается тема «План местности». Дома, используя электронную форму учебника, школьник может научиться определять условные обозначения на плане местности, а в классе на уроке под руководством учителя отработать применение полученных знаний, в том числе в виде практикума или в игровой форме.

На уроках биологии, прежде чем приступить к работе с микроскопом, ребята дома знакомятся с устройством этого прибора с помощью электронного учебника, определяют его составные части. Затем переходят непосредственно к выполнению практикума и обсуждению опытов.

Если в школе есть компьютерный класс или мобильный класс, то в этом случае учитель может организовать работу учащихся либо в парах за электронными устройствами, либо используя модель «Смена рабочих зон», когда учащиеся разделяются на группы, каждой из которых даются конкретные задания: например, одни работают с компьютером, другие - с печатными изданиями, третьи - непосредственно с учителем. Через каждые 5-10 минут деятельность учащихся меняется.

Оптимальная модель применения цифровых технологий в образовании - это «1 ученик - 1 компьютер». У каждого обучающегося есть компьютер или планшет, с которым он может работать на занятии в школе или дома. В данном случае у педагога есть свобода выбора разных видов деятельности, в том числе с акцентом на индивидуальные задания.

Таким образом, прежде чем выбрать эффективную модель применения электронной формы учебника, педагогу надо оценить то имеющееся оборудование, те условия, в которых он работает, и те цели, которые он ставит. Если педагог хочет сэкономить время на подготовке к занятиям - это может быть режим фронтальной работы. Если хочет разнообразить урок, сделать его более интересным - это может быть модель «Смена рабочих зон». Если стремится предоставить детям большую самостоятельность - модель «Перевернутый класс».

Сегодня практически у каждого ученика есть электронные устройства. Почему бы не использовать их для работы на уроке?

Эта модель называется «Принеси свое собственное устройство» - Bring Your Own Device (BYOD). С одной стороны, она демократичная, но, с другой стороны, ее неудобно применять на уроке, поскольку учителю будет сложно ориентироваться в таком многообразии устройств. У одних учеников гаджеты новые и быстрые, у других - более старые или дешевые, не обладающие достаточной скоростью. Применение этой модели может привести к возникновению цифрового неравенства, обусловленного разницей технических параметров устройств.

– Электронный учебник содержит много информации: видео, интерактивы и тренажеры. Как сориентироваться в этом разнообразии учителю и детям?

– Учителю необходимо проанализировать, какие объекты, инструменты, дополнительные материалы есть в электронном учебнике, соотнести их со своей программой, понять, когда какие элементы можно использовать, и создать гид по электронным образовательным ресурсам ЭФУ для обучающихся, если в их распоряжении находятся электронные учебники. Подробная информация об электронных учебниках издательской группы «ДРОФА - ВЕНТАНА» размещена на сайте , доступны они на образовательной платформе LECTA ().

Кроме того, в Интернете много образовательных ресурсов, которые также можно использовать на уроке. Один электронный учебник не может заменить все многообразие электронных и любых других средств обучения, поэтому необходимо дать детям возможность выбрать наиболее подходящие, наиболее интересные ресурсы. Например, есть бесплатный сервис Атлас+ (), позволяющий готовиться в том числе к экзаменам с использованием карт и атласов по истории и географии. Учитель может порекомендовать детям список сайтов, которые можно использовать для изучения тех или иных тем.

- Работа с ЭФУ в школе ограничена по времени. Как учитель должен учитывать это в своей деятельности?

Эти требования регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 в пункте 10.18. В нем указано, что в 1-2 классах обучающиеся могут работать с жидкокристаллическими экранами непрерывно в течение 20 минут, в 3-4 классах - 25 минут, в 5-6 классах - 30 минут, а в 7-11 - 35 минут. Много это или мало? В том же нормативном документе (СанПиН) есть пункт, который говорит о том, что каждые 10-15 минут необходимо менять вид деятельности на уроке. Поэтому каждый педагог, использующий ЭФУ, должен внимательно изучить этот документ и учитывать его требования на уроке.

У электронной формы учебника есть тренажер. Некоторые учителя используют его не только для проверки знаний школьника, но и для его оценивания, тут же выставляя отметку в электронный журнал. Правильно ли это?

Я не советовал бы этого делать. Все-таки электронная форма учебника и те тренажеры, которые в ней есть, это прежде всего инструменты самоконтроля и самопроверки ученика, а умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата – одно из требования ФГОС. Тренажеры ЭФУ позволяют ребенку получить моментальную обратную связь и при необходимости вернуться к учебному материалу для повторения.

- Современные электронные устройства обладают массой возможностей. Как их применить на уроке?

В любом электронном устройстве могут быть встроены калькулятор, компас, фото-, видеокамера, диктофон, дополнительные приложения для создания презентаций, анимаций, видеороликов. Все это следует использовать в совместной деятельности педагогов и учащихся для создания нового образовательного продукта. Пусть дети не просто посмотрят красивую демонстрацию опыта в электронной форме учебника, но сами повторят этот опыт дома или в классе, запишут этот опыт на видео, выложат его на YouTube, сайте школы или странице в соцсети. Это станет лучшим доказательством того, что ученики не только освоили теоретический материал, но и творчески его переосмыслили.

- Как обеспечить активность учащихся благодаря использованию ЭФУ?

Само по себе использование тех или иных электронных форм или средств обучения не гарантирует результата. Важно правильно сочетать различные формы и методики обучения, от которых зависит коэффициент усвоения материала. Так, согласно исследованию, проведенному по инициативе компании Samsung в октябре 2012 года, из лекции преподавателя ученик усваивает 5% информации, самостоятельное чтение текста обеспечивает 10% усвоения, аудиовизуальные методы и демонстрации объектов, моделей - соответственно 20% и 30%. Но настоящая и наиболее плодотворная деятельность - это активность самих участников: групповые обсуждения, практические занятия обеспечивают от 40 до 60% эффективного обучения. Об этом необходимо помнить при организации учебного процесса с использованием любых средств обучения - традиционных или инновационных.

Многие учителя скептически относятся к электронному учебнику, потому что зачастую воспринимают его как своего конкурента, который в ближайшем будущем заменит их у классной доски. Вы разделяете эти опасения?

На самом деле это не так. Электронный учебник - это всего лишь инструмент в руках учителя, который побуждает детей чувствовать, мыслить и творить.

Беседовала Ольга Дашковская

С 1 сентября электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на сайте корпорации “Российский учебник” по адресу Обновите ссылку в своих закладках!

LECTA в личном кабинете каждого пользователя сайт

Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам доступны в Вашем (my.сайт).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами ? Зайдите в : там вы сможете получить бесплатный промокод на пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.

Похожие статьи