Определение, значение и роль в современной экономике. Современные основы управления цепями поставок

24.11.2023

Главным в деятельности любой организации составляют операции, в ходе которых продукты создаются и доставляются потребителям.

Логистическая операция - совокупность действий по управлению или преобразованию материального потока.

Для осуществления этих операций требуются разнообразные исходные составляющие, преобразуемые затем в желательные.

В число исходных составляющих входят сырье компоненты, сотрудники, информация, деньги и другие ресурсы. К операциям относятся производство и т.д. Основная продукция - товары и услуги.

исходные составляющие, преобразуемые желательные комбинации

Выполняемые операции обычно разделяются на ряд взаимосвязанных участков (отделов и цехов на предприятии). Поэтому логистика занимается также перемещением материальных ресурсов через разные отделы внутри самой организации, забирая их у внутренних поставщиков и доставляя внутренним заказчикам.

Перемещение материалов в организацию от поставщиков называется входящей логистикой, перемещение материалов к заказчикам и потребителям - исходящей логистикой, перемещение материалов в самой организации - материальным менеджментом.

Организации не действуют изолировано друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материалы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям. Большинство видов продуктов в ходе создания проходят через несколько организаций, перемещаясь от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

Для всех этих действий применяются различные названия:

  • - если акцент делается на операциях, говорят о процессе;
  • - если подчеркивается маркетинг - логистический канал;
  • - если на 1-ое место ставят добавленную ценность - цепочка ценности;
  • - при анализе удовлетворения потребительского спроса - цепь спроса.

В отношении перемещения материалов используется термин «цепь поставок» (логистическая цепь).

Цепь поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей.

В общем виде логистическая цепь имеет вид: поставщик - закупки - склад - производство - склад - сбыт - потребитель. В некоторых логистических системах может отсутствовать ряд звеньев (склад/производство). Перемещение от одного звена цепи к другому осуществляется с помощью транспортировок, управляется и контролируется информационным потоком в речевой, бумажной и/или электронной формах.

Каждый продукт имеет свою собственную цепь поставок, причем некоторые из них могут быть очень длинными и сложными(начинается с зерен какао, выращиваемых на плантациях, заканчивается доставкой плиток шоколада потребителям). На этом пути материалы могут проходить через поставщиков сырья, производителей, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков и т.д. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов.

Самый простой способ представить цепь поставок - показать, как продукт перемещается через ряд организаций, каждая из которых добавляет к нему дополнительную ценность. Если рассматривать поток перемещения продукта с точки зрения какой-то организации, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту организацию, называются предыдущими, а те, которые осуществляются после выхода материалов из организации, - последующими..

На практике большинство организаций получают материалы от множества разных поставщиков и передают свою продукцию самым разным потребителям. Поэтому, пройдя через разные уровни поставщиков и по разным цепям поставок, различные исходные материалы «встречаются» друг с другом в организации, проходят через нее, и на выходе появляются продукты, которые затем, перемещаясь через разные уровни потребителей, снова расходятся.

У каждого продукта своя собственная цепь поставок, поэтому общее число разных конфигураций цепей огромно. Некоторые из них очень короткие и простые.

Цепи поставок настолько сложны, что порой возникает вопрос, можно ли обойтись без них. Иногда это возможно, когда продукты перемещаются непосредственно от производителя к конечному потребителю.

Итак, логистика отвечает за перемещение и хранение материалов по мере их продвижения по цепи поставок, которая включает следующие виды деятельности:

  • 1. Снабжение (закупки). Отдел снабжения выбирает подходящего поставщика, договаривается об условиях поставок, организует доставку, занимается страхованием и платежами, а также выполняет всё необходимое для того, чтобы материалы своевременно поступили в организацию.
  • 2. Поступающие транспортные потоки или грузовые перевозки. Этот вид деятельность затрагивает перемещение материального потока от поставщика до зоны приема. Необходимо выбрать наиболее приемлемый вид транспорта, подходящую транспортную компанию, составить маршрут, проверить выполнение всех правовых требований, обеспечение безопасности, обеспечить своевременную доставки.
  • 3. Приемка. Процесс, в ходе которого устанавливается соответствие поступивших материалов заказу, отправляется подтверждение об их получении, осуществляется разгрузка транспортного средства, проверка материалов на сохранность и последующая их сортировка.
  • 4. Складирование. Отправка материалов на хранение и уход за ними до тех пор, пока они не потребуются. Для многих материалов требуются специальные условия (замороженные продукты питания, лекарства, химические вещества).
  • 5. Контроль запасов. В данном виде деятельности учитываются характер материалов, находящихся на хранении, общие инвестиции, уровень обслуживания потребителей, объем и время выполнения заказов.
  • 6. Комплектация заказов. Операции связаны с отбором материалов, находящихся на хранении, и их объединением в заказы, готовящиеся для отправки потребителям.
  • 7. Грузопереработка материалов. Перемещение ресурсов в ходе операций, выполняемых в организации. При этом материалы перемещаются от одной операции к другой. Цель - обеспечить эффективное перемещение по коротким маршрутам на складе, используя наиболее подходящее оборудование с минимальным ущербом для продукции, а при необходимости специальную упаковку.
  • 8. Внешние перевозки. Получение продукции в зоне отправки и доставка ее до потребителя.
  • 9. Управление физическим распределением. Виды деятельности, в ходе которых готовая продукция доставляется до потребителей. Часто стыкуется с маркетингом.
  • 10. Переработка, возврат продукции, устранение отходов. Виды деятельности, в ходе которых осуществляется возврат материалов в организацию, называют логистикой обратных потоков (обратной дистрибьюцией). Напр., возвращаются поврежденные материалы; не те по количеству и типу, которые заказывались; материалы для повторного использования - доставочные коробки, катушки; материалы для переработки.
  • 11. Выбор мест размещения. Логистика должна отыскать наилучшие места для конкретных операций (напр., хранение), определить их число и размеры. Данные решения влияют на общую структуру цепи поставок.
  • 12. Коммуникация. Поток информации связывает все части цепи поставок, передавая данные о продуктах, запросах, материалах, времени, объеме, проблемах и т.д.

В зависимости от обстоятельств к логистике может быть отнесено множество других видов деятельности (прогнозирование продаж, составление производственных графиков, связи с внешними партнерами и др.). Важно не только провести границы между функциями, но и учесть, что все они должны выполняться совместно, чтобы обеспечить эффективный материальный поток.

Звенья логистической системы, будучи упорядоченными определенным образом, составляют логистическую цепочку или цепочку поставок. В зарубежных терминологических словарях ANNEX и APICS цепочка поставок определяется как взаимосвязанная последовательность пар звеньев (подразделений компании и/или ее логистических партнеров) - «поставщик-потребитель», по которой товар или услуга доставляется конечному потребителю, организованная с тем, чтобы достичь планируемую цель. При этом не накладывается никаких обязательств на линейную упорядоченность звеньев логистической цепочки.В свою очередь, А.Н. Родников в своем терминологическом словаре подчеркивает именно линейную упорядоченность цепочки поставок, а именно: логистическая цепочка представляет собой линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и других), непосредственно участвовавших в доведении конкретно партии до потребителя .

Существуют и другие определения цепочки поставок, например: логистическая цепочка - это множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала. Таким образом, цепочку поставок, как правило, проектируют внутри самостоятельной функциональной области логистики. Исходным параметром формирования логистической цепочки является заказ потребителя. Формирование цепочки поставок может осуществляться целенаправленно посредством юридического слияния и поглощения фирм, а также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм с соответствующим юридическим и организационным оформлением. Цепочка поставок может осуществляться на основании модульного принципа в управлении, при этом учитываются два взаимоисключающих друг друга принципа: корпорации и сотрудничества - с одной стороны, а с другой - конкуренции. Такое формирование цепочки поставок позволяет использовать свободные ресурсы участников логистической цепочки с тем, чтобы сглаживать колебания внешней среды. Гибкость такой цепочки посредством специальных разовых поставок через созданную при этом сеть каналов распределения и транспортировки дает возможность выровнять пики потребления, при этом неизбежные риски заметно снижаются. Связи между отдельными элементами логистической цепочки сегодня реализуются с помощью новейших информационных технологий. Построение и исследование цепочек, сформированных по информационным и финансовым потокам, обладает чрезвычайно важным практическим значением, поскольку движение материальных ресурсов и готовой продукции не совпадает с соотносящимися с ними информационными и денежными потоками. Проблемы, возникающие в связи с асинхронностью потоков, значительно осложняют принятие эффективных управленческих решений .

Таким образом, цепочка поставок представляет собой множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала.

Системы управления цепями поставок

Термин «Supply Chain Management» -- «Управление цепью/цепями поставок» -- был предложен американскими консультантами в начале 1980-х гг. и впоследствии приобрел большую популярность. С 1989г. ученые разных стран пытаются структурировать это понятие. Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая позиция сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции -- SCM. В 1998г. Совет логистического менеджмента (США) пересмотрел определение логистики 1985г.: «Логистика является частью процесса управления цепью поставок и представляет собой планирование, выполнение и контроль эффективности потока и запасов продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей».

Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

SCP -- (англ. Supply Chain Planning) -- планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.SCE -- (англ. Supply Chain Execution) -- исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

В большинстве зарубежных источников определение «цепи поставок» более распространено, чем «управление цепями поставок». Одни ученые и специалисты определяют, что ЦП -- это ряд фирм, пересылающих материалы и услуги. Обычно в производстве и доставке товара конечному потребителю в ЦП участвуют несколько независимых фирм: поставщики (производители) сырья, материалов и компонентов, производители готовой продукции, оптовые и розничные компании, перевозчики, экспедиторы и т.д. -- все они являются звеньями ЦП, Другие говорят о ЦП как о сформированном альянсе фирм, доставляющих товары или услуги на рынок. Следует обратить внимание, что почти все определения включают в себя конечного потребителя в качестве звена ЦП. Одно из распространенных определений утверждает, что ЦП - это сеть организаций, участвующих посредством внешних и внутренних связей в различных процессах, приносящих прибыль в виде товаров и услуг, поставляемых конечному потребителю. Другими словами, ЦП состоит из нескольких фирм, как внешних (поставка товаров, услуг), так и внутренних (собственных подразделений центральной компании), а также конечных потребителей.

Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, звучит следующим образом: «Цепь поставок -- это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующие во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя».

Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что существуют три уровня сложности ЦП: «прямая ЦП», «расширенная ЦП» и «максимальная ЦП». Прямая ЦП состоит из центральной компании (промышленной или торговой), поставщика и покупателя, участвующего во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и/или информации рис. 1:

Расширенная ЦП включает поставщиков и потребителей второго уровня, т.е. поставщиков поставщика центральной компании. Пример расширенной ЦП - на рис.2:


Рисунок 2 Расширенная цепь поставок

Продолжая эти рассуждения, можно прийти к максимальной ЦП, включающей слева от центральной компании (промышленного предприятия) всех контрагентов, необходимых для изготовления определенной продукции, вплоть до поставщиков -- предприятии по добычи исходного природного сырья. Справа от центральной компании ЦП расширяется до конечного (индивидуального) потребителя и далее до предприятия, замыкающего функциональный жизненный цикл продукта, например в смысле его утилизации. Пример максимальной цепи поставок приведен на рис.3:


Рисунок 3 Максимальная цепь поставок

Из этого примера видно, что финансовый посредник может, принимая на себя определенный риск, предоставлять кредиты и финансовые консультации членам цепи, логистический посредник осуществляет соответствующие операции между компаниями ЦП, а фирма, занимающаяся исследованием рынка, предоставляет центральной компании информацию о конечном потребителе, поддерживая тем самым конкурентоспособность ЦП.Эта схема кратко иллюстрирует некоторые из многочисленных функций, которые ЦП может успешно выполнять.

Концепция УЦП является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности на протяжении последних десятилетий. Термин «Supply chain management – SCM» – «Управление цепями поставок» – был предложен системным интегратором – компанией «i2 Technologies» и консалтинговой компанией «Артур Андерсен» в начале 1980-х годов. Появление концепции УЦП также связывают со статьей К. Оливера и М. Вебера, выпущенной ими в Лондоне в 1982г.

В процессе эволюции понятийный аппарат концепции УЦП существенно изменился, т.к. ее терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при кот себестоимость производства продукции снизилась настолько, насколько это оказалось практически возможным. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новой концепции управления бизнесом. С возникновением понятия «УЦП» в 1980-е гг. появилась идея координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно, что эффективное управление ЦП – следующий шаг, кот им необходим для повышения своей конкурентоспособности.

В процессе исследования теории и практики концепции УЦП, можно выделить четыре основных этапа в ее развитии.

1 этап. Зарождение теории Supply Chain Managemen.

1980-е гг. Возникает необходимость в новой концепции управления бизнесом как идеи координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. На этом этапе развития понятие «УЦП» по своему содержанию лишь незначительно отличалась от расширенного толкования интегрированной логистики и почти полностью была ей детерминирована

2 этап. Отделение теории Supply Chain Management от логистики

Первая половина 1990-х гг. Происходит обособление теории SCM от логистики, появляются самостоятельные исследования управления ЦП как науки, а также областей использования ее концепции в практической деятельности. Происходит смещение и разделение м/у логистикой и SCM понятийно-смысловых категорий и отдельных терминов. Возникает необходимость в систематизации применяемых понятий и терминов логистики и управления цепями поставок.

3 этап. Формирование классической концепции Supply Chain Management

Вторая половина 1990-х – начало 2000-х гг. Четко обозначается различие м/у интегрированной логистикой и УЦП, функции контроллинга, координации и интеграции при управлении товарным потоком закрепляются за понятием «управление цепями поставок». Основные направления исследований сосредотачиваются на процессах интеграции и создания стратегических партнерских отношений, а также обеспечению взаимосвязи и контроля товарных потоков и информационной координации по обеспечению коммуникаций м/у звеньями цепи. Общий накопленный опыт теоретических и практических знаний формирует учебные курсы по новой дисциплине

4 этап. Современный этап развития теории Supply Chain Management

Вторая половина 2000-х гг. Происходит еще более углубленное исследование теории и практики УЦП их адаптация под разные рынки. Современная практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов при построении взаимоотношений между фокусной компанией и остальными членами цепи поставок

Положения концепции управления цепями поставок и понятие управления цепями поставок . Перечислим основные положения концепции управления цепями поставок :

· стоимость товара формируется на протяжении всей цепи поставок, и «проявляется» только на последней стадии – при продаже конечному потребителю;

· на стоимость товара влияет общая эффективность операций, в том числе транспортных и маркетинговых, всей цепи поставок, а не только конкретной продажи;

· наиболее управляемой с точки зрения стоимости является стадия производства, а наиболее чувствительной – стадия продажи конечному потребителю.

На практике и в теории концепция управления цепями поставок понимается в самых различных аспектах – от простого согласования планов сбыта и поставок несколькими компаниями до всеобъемлющей концепции управления бизнесом в XXI веке, в которой поставка изделий или услуг конечному потребителю рассматривается как процесс, управляемый независимо от границ между предприятиями с целью увеличения ценности бизнеса всех его участников. Концепция управления цепями поставок подчеркивает тот факт, что недостаточно сосредоточиться только на улучшении часто изолированных внутренних процессов и функций, потому что бизнес-процессы предприятия включают сеть отношений, далеко выходящих за стены компании.

Реализация этой концепции на предприятии предполагает:

1) интеграцию всех партнеров цепи создания стоимости для решения общих задач на основе организации межфирменных кооперационных отношений (создание системы взаимного «не слепого» доверия, базирующегося на взаимном контроле с опорой на информационные технологии);

2) моделирование и реинжиниринг ключевых бизнес-процессов;

3) построение системы интегрированного управления (планирования, организации, координации, мотивации и контроля) цепями поставок;

4) создание единого информационного пространства для всех участников цепи поставок, отвечающего требованиям безопасности и «приемлемого» риска.

Выделенные элементы концепции управления цепями поставок представлены на рис. 33.

Исходя из выделенных элементов и основных положений концепции управления цепями поставок, сформулируем понятие управления цепью поставок. Управление цепью поставок – это управление взаимоотношениями с находящимися «выше и ниже по течению» поставщиками и потребителями, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при наименьших издержках путем интеграции всех ключевых бизнес-процессов всей цепи поставок.

Рис. 33. Основные элементы концепции управления

цепями поставок

Управление цепями поставок предполагает интеграцию восьми ключевых бизнес-процессов:

1) управление взаимоотношениями с потребителями;

2) обслуживание потребителей;

3) управление спросом;

4) управление выполнением заказов;

5) поддержка производственных процессов;

6) управление снабжением;

7) управление разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;

8) управление возвратными материальными потоками.

Осуществление указанных действий приведет предприятие к достижению ключевых целей деятельности, в т.ч. улучшению процесса ориентации на клиента; оптимизации и синхронизации производства со сбытом и снабжением; повышению гибкости и надежности процесса выполнения заказа; сокращению складских запасов и сроков поставки по всей цепочке; снижению затрат на входной контроль качества и устранению брака.

Понятие цепи поставок и методы ее организации. Составляющим элементом концепции управления цепи поставок является цепь поставок/логистическая цепь. Эти понятия четко не разграничены и в зарубежной логистической практике применяются как синонимы.

Цепь поставок – это последовательность взаимосвязанных и взаимозависимых организаций, осуществляющих совместное управление процессом выполнения заказа от поставщика до конечного потребителя.

Под данное определение могут попадать такие термины, как канал сбыта/маркетинговый канал. Выделим отличительные признаки цепи поставок от канала сбыта/ маркетингового канала :

1) протяженность;

2) возможность перепроектирования цепи поставок;

3) лучшее управление запасами;

4) переход от выталкивающей к вытягивающей системе управления материальными потоками;

5) лучшая организация информационных связей;

6) долговременные договорные отношения;

7) координация звеньев цепи поставок.

Можно выделить4 формы интеграции в цепях поставок:

1. Партнерство – это отношения между двумя субъектами цепи поставок, которые влекут за собой разделение прибыли и распространяются на продолжительный период времени. Цель интеграции должна совпадать с целью всех партнеров, имеется возможность продления отношений.

2. Стратегический союз – это договорные отношения между двумя независимыми субъектами цепи поставок, преследующими определенные цели и получение прибыли.

3. Сторонняя логистика – подразумевает наличие в логистической цепи «агента», который вступает во временные отношения с некоторыми другими субъектами цепи поставок.

4. Аутсорсинг – отношения, при которых участник логистической цепи и третья сторона (стороны)заключают соглашения о предоставлении логистических услуг по определенной цене в течение определенного периода.

Прежде чем выбирать наиболее выгодную форму организации цепи поставок, необходимо проанализировать всю сеть цепей поставок, в которых участвует организация. Выделим факторы, влияющие на организацию цепи поставок:

1) влияние потребителя – ориентация на лучших, самых крупных клиентов;

2) качество обслуживания – уровень нетерпимости к ошибкам и дефектам очень низок или вообще недопустим. То звено цепи поставок, которое не обеспечивает должного качества обслуживания должно быть удалено;

3) добавленная стоимость – вклад каждого участника цепи должен добавлять стоимость всему процессу, которая значительно превышает его затраты;

4) финансовая эффективность – если правильно объединить и использовать капиталыто они принесут большую прибыль, чем сумма прибылей каждого учатника в отдельности;

5) воздействие на окружающую среду – со временем партнеры по цепи поставок будут больше приобретать за счет деятельности по сохранению окружающей среды;

6) внутренняя логистика .

Рассмотрим возможные методы организации цепи поставок :

1) рационализация источников поставок , т.е. сокращение числа поставщиков, установление с ними более тесных отношений и рассматривать их как поставщиков узлов и систем, а не просто типовых деталей;

2) разработка программы совершенствования сотрудничества с партнерами , т.е. создание на предприятии межфункциональных групп, тесно сотрудничающих с поставщиками и потребителями в поисках возможностей улучшения ситуации на границах между процессами. Критерии построения партнерских отношений в цепи поставок представлены в таблице 13;

3) вовлечение поставщиков в процесс проектирования , т.е. более тесное сотрудничество с поставщиками на этапе проектирования с целью снижения затрат на создание и техническое обслуживание изделия и повышения качества продукции;

4) внедрение интегрированных информационных систем , т.е. использование информационных технологий, создающих средства интенсификации информационных потоков в обоих направлениях;

5) централизация запасов , т.е. обеспечение доступа к системе сбыта производителя, позволяющего давать клиенту полную информацию о наличии товара на складе и сроках его поставки.

Таблица 14

Важнейшие критерии построения

партнерских отношений

Продолжение табл. 14

2. Ценность Партнеры должны ставить долгосрочные, стратегические цели, где сотрудничество играет ключевую роль.
3. Взаимозависимость Партнеры нуждаются друг в друге. Они располагают взаимодополняемыми ресурсами и навыками. Ни один из них в одиночку не в состоянии совершить то, что они могут сделать сообща.
4. Инвестиции Партнеры должны вкладывать средства друг в друга (например, в форме обмена акциями, перекрестной собственности или взаимного обслуживания), чтобы доказать свою приверженность отношениям друг с другом.
5. Информация Устанавливается открытый (в разумных пределах) обмен информацией. Партнеры делятся между собой данными, необходимыми для поддержания работоспособных отношений, в т.ч. оперативными и стратегическими целями, технической информацией, сведениями о возникающих конфликтах, проблемах и изменениях.
6. Интеграция Партнеры должны развивать взаимосвязи и общие формы деятельности для более тесного и бесперебойного сотрудничества. Они устанавливают широкие связи между многими людьми на разных организационных уровнях. Каждый партнер становится одновременно и учителем, и учеником.
7. Институциональная форма Отношениям придается четкая институциональная форма с определенным разделением ответственности и ясным порядком принятия решений. Эта форма охватывает непосредственных организаторов и не подлежит произвольному изменению.
8. Честность Партнеры должны вести себя друг с другом честно и открыто, что будет способствовать взаимному доверию. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять полученной информацией и подводить друг друга.

Управление комплексностью цепи поставок . Жесткая конкуренция во многих отраслях привела к повышению комплексности цепей поставок. Высокий уровень комплексности может негативно сказаться на качестве поставок, что повлечет за собой снижение конкурентоспособности и приведет к потерям на рынке. В современной экономике эффективные цепи поставок становятся конкурентным преимуществом. От них зависит, получит клиент продукт в желаемом количестве в ожидаемое время или нет.

Если понять первопричины и структуру цепей поставок, то можно выявить подходы и меры по борьбе с комплексностью. Были выявлены три сегмента, в которых с наибольшей скоростью развивается комплексность цепей поставок:

1) конфигурация и структура цепи поставок . За счет расширения бизнеса увеличивается количество мест производства. Вследствие глобализации, диверсификации и перенесения мест производства и сотрудничества с поставщиками за пределы страны цепь становится длиннее;

2) управление процессами в цепочке поставок . Как правило, предприятия имеют различные системы планирования и проведения сделок. Недостаточная интеграция и локальные информационные системы повышают комплексность процессов и систем в цепи поставок;

3) количество продуктов/услуг и внедрение новых продуктов . Жизненные циклы продукции становятся короче, все больше появляется новых продуктов во все более короткие сроки. Клиенты все больше нуждаются в специальном обслуживании и продуктах, предназначенных только для них. Ежегодно на рынке появляется от 5 до 15% новых продуктов, а выводится из цепи поставок только 5-10% старых продуктов, т.е. очистка ассортимента происходит непоследовательно, что приводит к повышению комплексности.

Палитра возможных мер борьбы с комплексностью цепочки поставок обширна: от управления жизненным циклом продукта до управления портфелем информационных технологий. Однако позиционирование предприятия с учетом комплексности и затрат позволяет провести первичную структуризация приоритетов в борьбе с комплексностью (рис. 34).

Рис. 34. Матрица Комплексность/ затраты цепи поставок

Поле А . У цепи поставок низкая степень комплексности, но высокие издержки. Здесь следует отдать высший приоритет программе снижения издержек цепи поставок.

Поле В . У предприятия высокая степень комплексности и высокие издержки управления цепями поставок. Приоритетом для него должно быть снижение уровня комплексности цепи поставок:

Постоянная оценка инфраструктуры;

Сокращение количества продуктов и клиентов;

Составление карты процессов;

Управление жизненным циклом продукции;

Управление портфелем информационных технологий;

Внедрение методик определения и слежения за издержками, вызванными комплексностью.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Взаимозависимость показателей функционирования предприятий и базовых элементов управления цепями поставок. Подход к планированию логистики. Основные источники излишних логистических затрат. Этапы и обоснование планирования и проектирования поставок.

    курс лекций , добавлен 22.01.2016

    Основополагающие преобразования и роль в бизнесе логистики в России. Современная ситуация в управлении цепями поставок, особенности использования зарубежного опыта. Основные тенденции и перспективы развития логистики и управления цепями поставок.

    реферат , добавлен 14.08.2011

    Сущность, понятия и содержание управления цепями поставок на предприятии. Отечественный и зарубежный опыт организации управления товарным потоком на предприятии. Анализ состояния этой сферы на ООО "Воронежстройдеталь", направления ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2015

    Виды, выгоды, проблемы внешней интеграции. Пример негативных последствий фрагментированности логистической цепи. Типы сотрудничества в цепях поставок. Типы вертикальной интеграции, ее уровни. Расходы на перевозку рпи внешней интеграции цепи поставок.

    презентация , добавлен 31.10.2016

    Свойства, классификация, структура и задачи логистической системы. Организация интегрированной микрологистической системы управления цепями поставок. Анализ недостатков действующей логистической системы компании, разработка мер по ее усовершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2011

    Системный подход к анализу организации транспортной логистики, понятие цепочки поставок и условия ее формирования, роль транспорта и складов. Способы внедрения интегрированных информационных технологий в управлении цепочкой поставок на предприятиях.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2012

    Уровни сложности поставок: прямая, расширенная и максимальная. Управление цепями поставок как интеграция ключевых бизнес-процессов. Концептуальная основа интеграции логистики. Координационный и оперативный поток. Интеграция логистической цепочки.

    1.1. Управление цепями поставок: экономическая сущность, значение и роль в современной экономике

    Современная наука предлагает множество различных оп-

    ределений понятия Supply Chain Management (SCM) – «Управ-

    ление цепями поставок», при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия «управление цепями поставок», оно постоянно уточняется и изменяется. Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: «Цепь поставок – это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя» .

    В настоящее время акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания

    Supply Chain Management (SCM), приведенного в сборнике

    «Стандартов по логистике и управлению цепями поставок».

    Управление цепями поставок (Supply Chain Management (SCM)) – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по за-

    тратам. Логистика– это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей .

    Можно привести множество примеров различного толкования термина «управление цепями поставок» и «логистика». Довольно сложно охватить весь спектр этих трактовок, состоящий из множества разнотипных, изменчивых терминов логистики и управления цепями поставок. Существует ряд причин, которые привели к такому положению дел:

    1. Исторически небольшое время развития. И логистика и управление цепями поставок – достаточно молодые и бурно развивающиеся науки. Впервые термин Supply Chain Management был предложен в 80-ые годы XX столетия. Терминология и понятийный аппарат в этой области знаний постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.

    2. Наличие различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бау-

    эрсокс, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберт и др.),

    серьезных исследованиях в различных европейских странах, в

    том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер, К. Оливер, М. Вебери др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды Джона Гаторныпризнанного специалиста мирового уровня в области логистики и Supply Chain Management из Австралии переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии.

    3. Междисциплинарный характер логистики и управления цепями поставок и сочетание в них экономических и инженернотехнических дисциплин. Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке маркетинга, логистики, операционного менеджмента и стратегического управления.

    4. Наличие большого количества терминов из различных областей знаний. Это также обусловлено тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются специалистами в других областях: менеджмента, маркетинга, коммерции, различных инженерно-технических специальностей.

    5. Отсутствие некоторых терминов логистики в различных языках, а также их неточное понимание в разных странах. Использование различной терминологии можно объяснить принадлежностью авторов к той или иной логистической школе, а также желанием сосредоточить внимание на отдельных аспектах логистического процесса. Например, термин «физическое распределение» использовался в США во второй половине XX столетия как синоним современного понятия логистики, а в на-

    стоящее время он обозначает одну из функциональных областей логистики и является синонимом термина «дистрибьюция».

    1.2. Эволюция концепции управления цепями поставок

    Концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности на протяжении последних десятилетий.

    Термин «Supply chain management – SCM» – «Управление цепями поставок» – был предложен системным интегратором – компанией «i2 Technologies» и консалтинговой компанией«Артур Андерсен» в начале 1980-х годов . Появление концепции управление цепями поставок также связывают со статьейК. Оли-

    вера и М. Вебера «Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy», выпущенной ими в Лондоне в 1982 году.

    В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управление цепями поставок существенно изменился, т.к. ее терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой себестоимость производства продукции снизилась настолько, насколько это оказалось практически возможным. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новой концепции управления бизнесом. С возникновением понятия «управление цепями поставок» в 1980-е гг. появилась идея координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно, что эффективное управление цепями поставок – следующий шаг, который им необходим для повышения своей конкурентоспособности.

    В процессе исследования теории и практики концепции управления цепями поставок, можно выделить четыре основных этапа в ее развитии (табл. 1.1).

    Таблица 1.1

    Эволюция концепции управления цепями поставок

    Характеристика

    1 этап. Заро-

    Возникает

    необходимость

    концепции

    управления

    бизнесом как идеи координа-

    ции потоков материалов и го-

    продукции

    внутри одной фирмы, но и в

    ряде фирм, связанных между

    собой технологической цепоч-

    кой. На этом этапе развития

    понятие «управление

    поставок» по своему содержа-

    нию лишь незначительно от-

    личалась

    расширенного

    толкования

    интегрированной

    логистики и почти полностью

    была ей детерминирована

    2 этап. Отде-

    Первая поло-

    Происходит

    обособление

    ление теории

    вина 1990-х гг.

    теории Supply Chain Manage-

    ment от логистики, появляют-

    ся самостоятельные

    от логистики

    дования управления

    поставок как науки, а также

    областей

    использования

    концепции

    практической

    деятельности.

    Происходит

    смещение и разделение меж-

    ду логистикой и SCM поня-

    отдельных терминов. Возни-

    кает необходимость в систе-

    матизации

    применяемых

    нятий и терминов логистики и

    управления цепями поставок

    Продолжение табл. 1.1

    3 этап. Фор-

    Четко обозначается различие

    мирование

    вина 1990-х –

    между интегрированной логи-

    классической

    стикой и управлением цепями

    концепции

    поставок, функции контрол-

    линга, координации и интегра-

    ции при управлении товарным

    потоком закрепляются за по-

    «управление

    поставок». Основные направ-

    ления исследований сосредо-

    тачиваются на процессах ин-

    теграции и создания стратеги-

    партнерских

    ний, а также обеспечению

    взаимосвязи и контроля то-

    варных потоков и информаци-

    онной координации по обес-

    печению коммуникаций между

    звеньями цепи. Общий накоп-

    ленный опыт теоретических и

    практических знаний

    рует учебные курсы по новой

    дисциплине

    4 этап. Со-

    Происходит еще более углуб-

    временный

    вина 2000-х гг.

    исследование

    этап развития

    и практики управления цепями

    поставок и их адаптация под

    рынки. Современная

    практика

    управления

    поставок

    акцентируется на

    внутрифирменном планирова-

    оптимизации ресурсов

    построении взаимоотно-

    шений между фокусной ком-

    панией и остальными членами

    цепи поставок

    1.3. Развитие концепции управления цепями поставок

    в Российской Федерации

    В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, внедряют принципы Supply chain management как новую идеологию бизнеса. Внедрению и развитию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирую-

    щее органы, такие как Европейская логистическая ассоциация

    (European Logistics Association – ELA) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals – CSCMP). В Российской Федерации в роли таких координаторов в настоящее время выступают Нацио-

    нальная логистическая ассоциация России (НЛА) и Национальный совет по цепям поставок. Необходимость в создании и функционировании этих организаций заключается в том, чтобы:

    - разрабатывать предложения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики, так как настоящее время в нашей стране отсутствует законодательство в области логистики;

    - устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможенном, транспортном законодательстве России, которые препятствуют эффективному использованию стратегического потенциала логистики;

    - формировать интегрированные логистические системы, охватывающие различные сферы предпринимательства, создавать межрегиональные и международные интегрированные логистические транспортные, торговые и информационные системы.

    Национальный совет по цепям поставок – общественная некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, транспортные и логистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые, учебные и государственные предприятия). Основная цель – распространение стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса в РФ и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке,

    развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической функции, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутрикорпоративных, так и межкорпоративных цепей поставок.

    Национальная логистическая ассоциация России пред-

    ставляет собой общественную организацию, учредителями которой являются Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образование (РАБО) и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Миссией НЛА является становление и развитие логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации можно выделить следующие:

    - анализ зарубежных теоретических исследований и практического опыта в области логистики с целью их адаптации и внедрения в России;

    - разработка предложений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики;

    - координация деятельности предприятий, организаций и учреждений, занятых исследованиями в области проектирования, построения и обеспечения функционирования систем логистики; обмен передовым опытом применения логистических разработок

    в РФ и за рубежом;

    - организация и участие в процедуре сертификации специалистов по логистике в соответствии с российскими и международными требованиями и стандартами.

    Растущая глобализация, взаимодействие с западными компаниями, а также отечественные исследования и публикации в области логистики и управления цепями поставок позволяют использовать мировой опыт на практике. Многие зарубежные компании, расширяя географию цепей поставок, включают территорию РФ в качестве рынков сбыта готовой продукции, а также с

    целью размещения производственных мощностей для ее изготовления, в собственную цепь поставок, вовлекая, таким образом, российских партнеров в мировую интеграцию.

    В качестве примера, можно рассмотреть деятельность компании Electrolux. Эта компания является одним из крупнейших игроков на рынке стиральных машин. По ежегодному рейтингу журнала Fortune концерн Electrolux входит в сотню крупнейших компаний мира. На российском рынке Electrolux работает с 2004 года. Для того чтобы как можно скорее завоевать позиции на новом быстро растущем рынке сбыта бытовой техники компания открыла собственную фабрику по производству стиральных машин Electrolux и Zanussi в Санкт-Петербурге. Важным показателем деятельности завода является степень локализации производства комплектующих. Под локализацией производства понимается практика размещения производственных мощностей компании в непосредственной близости от источников их потребления. С позиций логистики и таможенного дела целесообразность открытия в России фабрики для обеспечения потребностей растущего внутреннего рынка очевидна. При импорте готовых к эксплуатации стиральных машин необходимо уплачивать таможенные платежи по ставке ввозной таможенной пошлины 15% от таможенной стоимости изделия в евро или долларах США. С марта 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от № 125 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении комплектующих изделий для стиральных машин" была установлена нулевая ставка пошлины на части стиральных машин (код ТН ВЭД России 8450 90 000 0). Таким образом, часть комплектующих для производства стиральных машин стала импортироваться по нулевой ставке пошлины, что позволило заметно снизить издержки.

    Еще одним примером вовлечения российского потенциала в мировую интеграцию может служить опыт автомобильного концерна Ford . В 2002 году состоялось официальное открытие завода Ford в городе Всеволожск, Ленинградской области. Функционирование завода предусматривало выполнение компанией обязательств об определенном уровне инвестиций в реализацию проекта и поэтапной локализации продукции. К настоящему моменту инвестиции Ford в российский проект составили около 230 миллионов долларов США. Уровень локализации продукции завода составляет более 40% от себестоимости автомобиля.

Похожие статьи