Презентация на тему зачем творить добро. Открытый урок по курсу ОРК и СЭ

03.03.2024

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Зачем творить добро»

ФИО :Алёхина Татьяна Ивановна

Место работы : МКОУ «Двориковская СОШ »д.Дворики Воловского района Тульской области

Должность - учитель начальных классов

Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль

«Основы православной культуры»

Класс - 4

Тема и номер урока в теме : «Зачем творить добро» № 21

Базовый учебник : «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во

Просвещение, 2010 г

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

Задачи:

Личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

Тип урока - урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа,анализ легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, составление синквейна, участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор.

Раздаточный материал: Сигнальные карточки, смайлики, лист-заготовка «Правила доброты».

(Перечень используемых на уроке ЭОР:

  1. Презентация к уроку.
  2. Видео файл.
  3. Музыкальный файл (песня «Добрым быть совсем не просто»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые

Результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

Организационный момент

Приветствие учителем обучающихся, контроль отсутствующих на уроке

Карточки (зеленые- готов к разговору; красные – не готов, жёлтые – сомневаются.)

Обучающиеся рассаживаются на свои места.

Работают с сигнальными карточками.

Самоопределение

1мин минута

2. Мотивация учебной деятельнос-

ти.

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

Пусти меня.

Волк сказал:

Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

О чем эта сказка?

Слушают сказку.

Учащиеся высказывают свои мнения.

О добре и зле.

Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…

3 мин

Формирова-

ние темы и целей урока.

Да, тема нашего разговора- ДОБРО и ЗЛО

Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

Давайте откроем учебник и прочитаем тему нашего урока. (стр 68)

Сегодня на уроке нам предстоит узнать:

Как подражают Христу.

Чему радуются святые.

Высказывают свои мнения.

Что такое добро? Что такое зло?

Зачем творить добро?

Записывают тему урока в тетрадь.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

Выделение существенной информации.

4. Актуализа

ция знаний и пробного учебного действия

Что для вас добро?

Изобразите добро (рисунок, схема, знак-символ)

Вспомните хорошо известноевсем людям золотое правило морали?

Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух и запомните, кто забыл.

Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог …

Работа со смайликами.

Вспоминают правило нравственности.

«Не делай людям того, чего не хотел бы себе».

Чтение и проговаривание вслух.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

Формирование навыков смыслового чтения.

4мин.

5. Открытие

нового знания.

Работа с учебником.

Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами …»

Словарная работа.

Кто такие эгоисты?

Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.

Дать определение понятия «эгоизм»

ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами .

Прочтите первую причину.

Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

Благодарность

Благо дарить

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.

Работа с текстом.

(Давайте прочтём эту легенду )

Анализ текста.

Понравилась легенда?

Кого обвинили в поджоге города?

Как с ними поступили?

Почему Пётр решил покинуть Рим?

Что это за странник повстречавшийся Петру?

Что спросил поражённый Пётр у Христа?

Что ответил Христос?

Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?

Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?

Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?

Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?

Возможно даже рискуя своей жизнью.

Что говорил Христос, найдите в учебнике.

Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Ученики Христа, подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

Такое состояние человека называют самоотверженность.

Как вы понимаете это слово?

Словарная работа.

Самоотверженность.

Самотверженность

человек жертвование

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

Как подражали Христу его ученики?

Обратите внимание: В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.

Какого человека можно назвать святым?

Жирным шрифтом в учебнике выделено слово святой. Читаем.

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.

Так чему же радуются святые?

Это ещё одна причина , по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.

ФИЗМИНУТКА.

Работа с учебником.

Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно.

«Это интересно»

Как был распят Пётр?

Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой.

Как был распят апостол Андрей?

Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».

Как на иконе изображен апостол Андрей?

Какие художественные детали и подробности отражены художником?

Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?

Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца.

Почитается ли имя апостола Андрея?

Что символизирует имя апостола Андрея?

На каком знамени изображён Андреевский крест?

Как называется этот флаг?

Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации.

Работа с учебником.

Ответы детей.

Запись определения в тетрадь.

ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других.

Благодарность за подвиг Христа.

Ответы детей.

Благо, дарить.

Запись схемы в тетрадь.

Чтение легенды

Работа с текстом.

Анализ текста.

Христиан.

Арестовывали, казнили.

Он был христианином.

Христос.

Куда ты идёшь, Господи?

Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.

Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.

Вернулся в город.

Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»

Да Пётр был благодарен Христу.

Христос и Пётр.

Зачитывают фразу.

Ответы детей.

Запись схемы

Самоотверженно.

Ответы детей.

Чтение вслух.

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания

духовной радости.

Духовной радости, духовному опыту.

Запись в тетрадь.

Святой - такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт

ФИЗМИНУТКА.

Работа с учебником.Чтение

«Это интересно»

На кресте, головой вниз.

На косом кресте.

Работа с иллюстрацией.

Андрей стоит на фоне косого креста.

Ответы детей.

Да, почитается.

Косой андреевский крест.

Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота.

Андреевский флаг.

Рассматривают иллюстрацию.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

18 минут, из них

2 минуты

на физми-нутку

Первичное закрепление с проговариванием

вслух.

Так что же такое добро для христианина?

ДОБРО-

Понятие многогранно:

Добро- хорошие поступки, добрые дела

Добро- качества человека

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

- Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.

Какое добро делают ребята нашей школы?

(сажают деревья,чтят память ветеранов,проводят встречи и делают добрые дела для пожилых людей…)

- Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)

Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.

Как вы понимаете эту притчу?

Золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны.

Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

Работа над понятием ЗЛО

Что такое зло? (противоположность добра )

Изобразите зло (рисунок, схема, знак-символ)

ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

(проговариваем вслух)

Соотнесение понятий ДОБРО и ЗЛО

Что совершать легче: добро или зло? Почему?

Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби : « . Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как, скажите, злу выжить».

Для чего рождён человек?

Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.

Ответы детей.

(проговариваем вслух)

ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.

(полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)

Ответы детей.

Приятное.

Ответы детей.

Чтение древней церковной притчи. (Учебник)

Ответы.

Ответы детей.

Работа со смайликами.

ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

(проговариваем вслух)

Ответы детей.

Проговариваем вслух.

« Человек рожден для добра, а не для зла .

Ответы детей.

(дал списать д/з; «Как ты сегодня плохо выглядишь»)

7 мин

Самостоя-

тельная творческая

работа

Творческая индивидуальная работа.

Составьте синквейн по теме нашего разговора:

Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол

Предложение

Существительное

А у меня получился вот

такой синквейн. Можете дополнить ваш синквейн, у кого были затруднения.

Зло

Беспощадное, изворотливое

Губит, калечит, убивает.

Зло необходимо уничтожить!

Борьба!

Добро .

Светлое, радостное.

Помогает, спасает, лечит.

Добро должно победить!

Счастье!

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Давайте составим правила доброты

Работа в парах.

Примерный вариант:

1. Помогать людям.

2.Защищать слабого.

3.Не завидовать.

4. Прощать ошибки другим.

5. Не обманывать.

Составление

синквейна.

Составление правил доброты в парах.

6 мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока

Ребята, что вы узнали нового?

Что бы вы хотели узнать?

Какие цели и задачи мы ставили на уроке?

Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

Заключительное слово учителя.

Мне хочется закончить урок стихотворением:

Хочу я, чтоб ДОБРО

к тебе пришло,
Как свет весенний,

как тепло костра:

Пусть для тебя источником добра.

Не станет то, что для другого зло.

(звучит песня «Добрым быть совсем не прсто»)

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Умение контролировать и оценивать свои действия.

4мин

9.Дифференцированное домашнее задание.

Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор:

Подписи к слайдам:

Зачем творить добро? Урок 21

Золотое правило Все люди согласны с золотым правилом этики: « Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Распятие Христа Первая причина христианина, чтобы не быть эгоистом: благодарность за подвиг Христа.

Древние легенды На с. 68 прочитайте древнюю легенду о том, как апостол Петр пришел в Рим, перескажите ее.

Вера и любовь к Божественному учителю Когда Петра распинали, он просил распять его вниз головой, потому что считал себя недостойным быть распятым, как его Божественный Учитель.

Андреевский крест(морской флаг России) По этой же причине апостола Андрея распяли на особом кресте. Этот Андреевский крест мы видим на Военно-морском флаге России.

Служение Христа народу Христос говорил, что Он «не для того пришел в мир, чтобы Ему служили, но чтобы послужить».

самоотверженность Подражая Христу, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.

Эти добрые глаза В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.

Духовный опыт человека Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

Стремление творить добро У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.

Церковные притчи Прочитай древнюю церковную притчу на с. 69. Как ты понимаешь ее смысл?

Заповеди Божьи Христиане исполняют заповеди Божьи, творя добро другим, чтобы испытывать духовную радость.

Итак, христианин ищет радость для своего сердца, творя добро другим людям.

Урок подготовила Алёхина Татьяна Ивановна учитель МКОУ «Двориковская СОШ»


«ОРКСЭ «Основы православной культуры»» - Основные характеристики модуля. Виртуальные путешествия. Литература. Учебные навыки. Основы православной культуры. Этикет. Содержание модуля. Культурология. Жизненные ситуации. Красота. Неподготовленность педагогов. Любовь к ближнему. Знакомство с языковыми формами и стилями. Отсутствие преемственности.

«Рабочая программа «Основы православной культуры»» - Проповедь Христа. Задача курса. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят). Блаженны кроткие, ибо они наследуют. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить. Духовные традиции многонационального народа России. Материально-техническое обеспечение модуля. Особенности модуля.

«Основы православной культуры в школе» - Преподавание основ религиозной культуры. Преподавание в школе основ православной культуры. Разные представления о Боге. Православная вера. Указ Президента РФ от 14 сентября 2011 г. Учебный предмет. Содержание учебного предмета. Не будем бояться этих слов – святое и незыблемое. «Основы православной культуры» (ОПК).

«Модуль «Основы православной культуры»» - Значение учебника в преподавании. Личностно-ориентированный подход. Замечания о структуре урока. Основные уроки 4 класса. Содержательные линии (в соответствии с разработанной программой). Методические рекомендации. Лучшие достижения классической культуры. Бережное отношение к внутреннему миру ученика.

«Методика преподавания основ православной культуры» - Внеурочная деятельность по предмету православная культура. Сравнительный график динамики потребностей. Становление нравственной личности. Тематическая выставка «Православная культура глазами детей». Первичная диагностика. Выступление. Принципы педагогической деятельности. Творческие работы учащихся.

«Основы православной религии» - День Святой Троицы. Вход Господень в Иерусалим. Вознесение Господне. Пасхальная открытка. Приобщение к истокам культурных традиций. Вводное слово учителя. Двунадесятые праздники. Слайдовая презентация. Пасхальный перезвон. Основы православной религии. Богоявление. Воскресение Христа. Рождество Христово.

Всего в теме 13 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Подготовила: учитель начальных классов Ифутина Т.Е. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Русско-Найманская основная общеобразовательная школа» 2017 год

Зачем творить добро? Урок 21

Человеческая доброта удивительна… А улыбка от души восхитительна!

Однажды Иисус взошел на гору, сел там и, когда приступили к Нему ученики и народ, стал учить их Заповедям Блаженства Нагорная проповедь

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

Зачем нужно делать добро?

Первая причина – благодарность за подвиг Христа.

Апостол Петр

Апостол Андрей

Самоотверженность Подчеркните, какое определение можно дать слову Самоотверженность – это.... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?) Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: -Готовность прийти на помощь за хорошую плату? - За награду (медаль, портрет в газете)? -За похвалу родителей? -Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? -Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?

«Пословицы о добре» - Доброе слово и железные ворота открывает. Попробуй не наступить, а уступить. Пословицы о добре. Не захватить, а отдать. Ласковое слово, что солнышко в ненастье. ПОМНИ! Добро творить- себя веселить. Доброе дело дороже богатства. Не разорвать, а склеить. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Сделав добро, не попрекай.

«Дорога добра» - “Всего доброго!”. Качества личности по Ожегову: Пословицы. “Здравствуйте!”. “До свидания!”. «Пусть В сердце Навсегда поселится добро…». “Доброе утро!”. Тест «Добрый ли вы человек?". Торопись на доброе дело, Куда по свету белому Отправиться с утра? Доброе братство. Доброта. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам!

«Добро и зло конспект урока» - Пустой спор до ссоры скор. Конспект урока в 4 классе. С молоду учись - навек пригодится. Ход урока. Закреплять коммуникативные навыки. Материалы и оборудование. Актуализация знаний детей по теме «Добро и зло». Старшие ученики обижают младших. Предмет: Основы светской этики. Добро сеять, добро и пожинать.

«Слово добро» - Истинное добро всегда просто. Вещественное – имущественное или достаток. 2. Этимологическое значение. Художественное значение. Да и «подобный» тоже родственник «доброму». Духовное (благо,благополучие). Нельзя прожить без красоты, Без света и тепла. Живое слово. Латышское «daba» - «время, срок» «dabat» - «быть угодным».

«Добро и зло» - Доброе слово лечит, злое – калечит. Добро - 1) Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. 2) Имущество, вещи. Злой плачет от зависти, а добрый - от радости. Словарь русского языка С.И. Ожегова. Добро желаешь, добро и делай. Картина Уильяма Блейка. Ангел - символ добра и милосердия.

«Твори добро» - Совершая доброе деянье, Не жди добра в ответ. Веру в добро, а может обернуться острым. Тончайшее прикосновение к сердцу. Всё, кроме доброты, лишь блажь и суета. Б.Щеглов. Доброе слово -. Добро не умерт, а зло пропадет. Но зло творить без труда, Добро творить трудней. Живой водой и деревом в цвету. Цветком и живой водой, возвращающей.

Похожие статьи