Сцепленное наследование признаков закон моргана перекрест презентация. Сцепленное наследование

29.11.2023

Сцепленное наследование признаков Закон Томаса Моргана


Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются сцепленно.

ХХ Х Y

Т.Морган


  • Мушка каждые две недели при t= 25 С даёт многочисленное потомство.
  • Самец и самка внешне хорошо различимы – у самца брюшко меньше и темнее.
  • Мушки могут размножаться в пробирках на дешёвой питательной среде

Наследование длины крыльев и окраса у мушек-дрозофил

Возникновение промежуточных генотипов, в которых участвовали оба аллеля.


Конъюгация и кроссинговер (профаза 1 деления мейоза)

Биологическое значение:

  • новые комбинации генов
  • возникновению наследственной изменчивости
  • отбор отдельных генов, а не их сочетаний

Половые хромосомы и аутосомы

Чей хромосомный набор?

Сколько аутосом?

Графическое изображение хромосом


Подробная карта Х-хромосомы человека

(370 болезней сцепленны с Х-хромосомой

у мужчин все болезни, сцепленные с Х - хромосоиой проявляются в фенотипе)


ДАЛЬТОНИЗМ

Женщины болеют -0,5 %

Мужчины-8%

В таблице № 1 люди с нормальным зрением видят цифру 16.

Люди с приобретенным расстройством зрения с трудом или вовсе не различают цифру 96 в таблице № 2.




Соотношение полов в природе 1:1 при скрещивании гетерозиготы (Аа) с гомозиготой (аа)


Самки - ХХ

Самцы – Х0

кузнечики, муравьи

морской червь – бонелия (пол зависит от внешних условий)


Термины для запоминания:

  • Сцепленные гены –
  • Генетическая карта хромосомы -
  • Сцепленное наследование –
  • Кроссинговер –
  • Конъюгация –
  • Закон Моргана –
  • Аутосомы и половые хромосомы-
  • Гомогаметный и гетерогаметный пол-

Задача 1 Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?

Задача 2

Розовидный гребень доминантный признак у кур, простой - рецессивный. Каким будет потомство, если скрестить гетерозиготных кур с розовидными гребнями и гомозиготных петухов с простыми?


Задача 3

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?


ОТВЕТ 1: наиболее выгодно скрещивать серебристых и платиновых гетерозиготных лисиц

ОТВЕТ 2: 50% гетерозиготных кур с

простыми гребнями и 50% гомозиготных

петухов с розовидными гребнями

ОТВЕТ 3: родительские растения гетерозиготны


Томас Морган Хант (1866–1945)

Американский биолог и генетик. Родился 25 сентября 1866 в Лексингтоне, (Кентукки, США) в семье дипломата. Закончил Университет в Кентукки, в 1886 получил степень бакалавра. После окончания университета работал в Университете Джона Хопкинса. В 1919 избран Иностранным Членом Лондонского Королевского Общества, в 1924 награжден Дарвиновской Медалью; в 1933 получил Нобелевскую премию за открытия, связанные с функциями хромосом в передаче наследственности.

В 1902 биолог У.Саттон предположил, что единицы наследственности (гены) размещаются внутри или на поверхности структур клеточного ядра, называемых хромосомами.

Морган был с этим не согласен, считая, что хромосомы представляют собой продукты ранней стадии развития организма.

В 1909 Морган начал работать с фруктовой мушкой дрозофилой.

Еще в 1900–1901 К.В.Вудворт изучал с дрозофилу в качестве подопытного материала и первым высказал предположение, что дрозофила может быть использована в генетических исследованиях, в частности, для изучения близкородственнного размножения.

С дрозофилой работали также В.Е.Кастл и Ф.Е.Лутц, который познакомил с результатами своей работы Моргана, подыскивавшего более дешевый подопытный материал для своих научных изысканий.

Почему дрозофилы?

  • У дрозофилы всего 4 пары хромосом.
  • Она начинает размножаться через две недели после своего появления на свет.
  • После 12 дней приносит потомство в 1000 особей.
  • Ее легко изучать в течение жизни, продолжительность которой составляет всего 3 месяца.
  • Она почти ничего не стоит.
  • Разнообразие признаков.
Интересно...
  • Сначала он брал дрозофил в бакалейных и фруктовых магазинах.
  • Он вылавливал их сачком, получив на это разрешение хозяев магазинов, которые потешались над чудаком-мухоловом. Тридцатипятиметровая комната для опытов, так называемая «fly-room» (мушиная комната) в Колумбийском университете, где Морган проводил свои исследо-вания, быстро стала притчей во языцех. Всё помещение было заставлено бутылками, банками, плошками и колбами, в которых летали тысячи мух, копошились прожорливые личинки, все стекла этих сосудов были обвешаны куколками дрозофил. Бутылок не хватало, и ходили слухи, что рано утром по пути к лаборатории Морган и его студенты похищали бутылки для молока, которые жители Манхеттена выставляли вечером за двери!

Теория сцепления
  • Гены проявляющие сцепление, расположены в одной и той же хромосоме.
  • Гены расположены в линейной последовательности в хромосоме, т.е. сцепление генов-линейное.
  • Расстояние между сцепленными генами обратно пропорционально силе сцепления.
  • Сцепленные гены остаются в своей комбинации во время наследования.
Теория наследственности
  • Гены расположены линейно в хромосомах. Каждый ген занимает в хромосоме строго определенное место (локус).
  • Группы генов, расположенных в одной хромосоме, образуют группы сцепления.
  • Между гомологичными хромосомами может происходить обмен участками (кроссинговер).
  • Расстояние между генами в хромосоме пропорционально частоте кроссинговера между ними.
Также...
  • Чем дальше друг от друга находятся гены, тем выше частота рекомбинаций.
  • Сцепление может быть полным (рекомбинация невозможна) и неполным (рекомбинация возможна).
  • В честь Моргана единица расстояние между генами названа морганидой.
Закон Т. Моргана
  • "Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуется сцеплено"
Полезности
  • Сцепленные гены-это гены, расположенные в одной хромосоме и наследующиеся совместно.
  • Локус-участок хромосомы, в котором расположен данный ген.
  • Кариотип-совокупность признаков (число, размеры, форма и т.д.) полного набора хромосом, присущая клеткам данного биологического вида(видовой кариотип), данного организма(индивидуальный кариотип) или линии (клона) клеток.
Вклад
  • Таким образом, Морган обосновал хромосомную теорию наследственности; установленные им закономерности расположения генов в хромосомах способствовали выяснению цитологических механизмов законов Менделя и разработке генетических основ теории естественного отбора.

СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНОВ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ) ЗАДАЧИ УРОКА: РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ ГЕНОВ СФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЗАКОНА Т.МОРГАНА ПОЗНАКОМИТЬ С ПРИНЦИПОМ СОСТАВЛЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ КАРТ РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

ПЛАН УРОКА 1.Актуализация знаний 2.Изучение нового материала 2.1 Всеобщий характер законов Г. Менделя. Исключения. 2.2 Гипотеза хромосомной природы наследственности Открытие материальных носителей наследственности Экспериментальное обоснование хромосомной теории наследственности 2.3 Расположение генов в хромосоме Кроссинговер и его генетические последствия Генетические карты хромосом 2.4 Резюме: основные положения закона Т. Моргана 3.Закрепление материала (тестирование) 4.Факультативный час 4.1 Решение задач на результаты количественного и качественного учета расщепления по генотипу и фенотипу при сцепленном наследовании 4.2 Решение задач на составление карты хромосом


ПОДУМАЙТЕ! 1.Для каких генов применим закон независимого наследования Г. Менделя? Ответ: Для генов относящихся к разным аллелям, размещенным в разных парах гомологичных хромосом. 2. Как называется участок хромосомы, где располагается ген? Ответ: Локус 3.Какое явление изображено на схеме? Ответ: Кроссинговер, или рекомбинация генов. 4. В чем сущность данного явления? Ответ: Кроссинговер это обмен участками ДНК в паре хроматид из гомологичных хромосом в профазе I мейоза.


Всеобщий характер законов Г.Менделя год – год рождения науки генетики Г.де Фриз – голландский ботаник (работы с маком) К.Корренс – немецкий ботаник (работы с кукурузой) Э. Чермак – австрийский ботаник (работы с горохом) Бэтсон – английский биолог (опыты с курицами) Гено – французский зоолог (опыты с мышами) Исключение: не дают независимого расщепления в F 2 следующие признаки Форма пыльцы и окраска цветов у душистого горошка Красная окраска цветов и темные стебли и листья у растений Длинная шея и длинные конечности у животных (и наоборот) Темные глаза и темные волосы у человека (и наоборот)


Гипотезы хромосомной теории наследственности 1903 год – предположение о нахождении многих генов в хромосоме и их совместном наследовании В.Сэттон, американский биолог О. Гертвиг, немецкий биолог 1909 год – опыты американских биологов с плодовой мушкой дрозофилой Т. Морган и его сотрудники: К.Бриджес Г.Дж. Меллер А. Стертевант


Объект исследования - дрозофила Причины выбора: Быстрое размножение (3 поколения в месяц) Малое количество хромосом (4 пары) Хорошо заметные внешние различия Мутанты дрозофил по строению крыльев: А – с зазубренными крыльями, Б – с недоразвитыми крыльями, В – с загнутыми крыльями, Г - бескрылые






Группы сцепления Сцепленные гены – гены, расположенные в одной хромосоме и наследуемые совместно. Количество генов в различных группах сцепления (то есть в различных хромосомах) может отличаться друг от друга. Число групп сцепления равно числу хромосом в гаплоидном наборе: Дрозофила – 4 Горох – 7 Кукуруза – 10 Мышь – 20 Человек – 23 Дождевой червь – 36 Ящерица – 38 Кролик – 44 Корова -60




Частота кроссинговера и расстояние между генами Частота рекомбинаций определяется по формуле, где N – количество рекомбинантов, N 0 – общее количество потомков. Морганида – единица расстояния между сцепленными генами, равная 1% кроссинговера. Частота рекомбинаций генов показывает относительное расположение сцепленных генов в хромосоме: чем дальше друг от друга находятся гены, тем выше частота рекомбинации. Это обстоятельство используется при составлении генетических карт.


Генетические карты Генетическая карта – схема относительного расположения генов, находящихся в одной хромосоме. Показывает: 1.Последовательность расположения генов в хромосоме 2.Расстояние между генами Геном – совокупность всех генов гаплоидного набора хромосом.


Принцип построения генетической карты Метод триангуляции - определение взаимного расположения (последовательности) локусов трёх и более генов. Построение генетической карты для генов A, B, C, частоты рекомбинаций между которыми составляют A – B = 6 %, B – C = 14 %, A – C = 8 %.


Основные положения закона сцепленного наследования Т.Моргана Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются совместно. Сцепление бывает полным и неполным. При неполном сцеплении гомологичные хромосомы обмениваются своими участками, что обеспечивает возможность возникновения новых сочетаний генов. Для генов, локусы которых разделены большими расстояниями характерен двойной кроссинговер, когда рекомбинация происходит одновременно в двух точках.


ТЕСТИРОВАНИЕ Определите на рисунке, между какими генами наиболее высока вероятность перекреста: 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант а) АД б) ВС в) АВ г) ВД а) Аб и аб б) вс в) сд и сД г) Ад и аД а) АВ и ав б) АС и ас в) Вд и вд г) Ад и ад а) Ад б) аб в) вс и вС г) ас и аС


Решение генетических задач На результаты количественного и качественного учета расщепления по генотипу и фенотипу Задача: Скрещены две породы кроликов: пятнистые нормальношерстные и сплошь окрашенные ангорские. В F1 все кролики пятнистые нормальношерстные. В результате анализирующего скрещивания получено 26 пятнистых ангорских, 144 сплошь окрашенных ангорских, 157 пятнистых с нормальной шерстью и 23 сплошь окрашенных с нормальной шерстью. Вопросы: 1. Сколько разных фенотипов получится от такого скрещивания? 2. Какой процент гамет самки содержит одновременно гены пятнистой и ангорской шерсти? 3. Какой процент гамет содержит гены сплошной окраски и нормальной длины? 4. Какой процент потомков от этого скрещивания будет фенотипически похож на отца? 5. Какой процент потомков от этого скрещивания будет дигетерозиготен?


Дано: А – ген пятнистой окраски а – ген сплошной окраски В – ген нормальной длины в – ген ангорской шерсти - генотип самки (по некроссоверным потомкам, которых более 50%) - генотип самца (т.к. скрещивание анализирующее) Р × Г F Ответ: 1.4 фенотипа 2.7,4 % (26÷350100) 3.6,6% (23÷350100) 4.41,2% (144÷350100) 5.44,2% (157÷350100)


Решение генетических задач На составление карты хромосом Задача: В результате анализирующего скрещивания у томатов получилось следующее расщепление: А-В-С- 73 А-ввС- 2 А-В-сс 348 А-ввсс 96 ааВ-С- 110 ааввС- 306 ааВ-сс 2 ааввсс Написать схему анализирующего скрещивания. 2. Построить карту для указанных генов с указанием расстояния между ними.


Дано: А-В-С- 73 А-ввС- 2 А-В-сс 348 А-ввсс 96 ааВ-С- 110 ааввС- 306 ааВ-сс 2 ааввсс 63 - генотип женского растения (по некроссоверным потомкам, которых более 50%) - генотип мужского растения (т.к. скрещивание анализирующее) Р × Г F некроссоверные кроссоверные

Сцепленное наследование генов I закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения или правило доминирования) – при моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки – оно фенотипически единообразно II закон Менделя (закон расщепления) – в потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается явление расщепления: четверть особей из гибридов второго поколения несёт рецессивный признак, три четверти – доминантный III закон Менделя (закон независимого расщепления или закон независимого комбинирования признаков) – при дигибридном скрещивании у гибридов каждая признаков наследуется независимо от других и даёт с ними разные сочетания. Образуются фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1 (расщепление по каждой паре генов идёт независимо от других пар генов) В 1906 году английские генетики В. Бетсон и Р. Пеннет, проводя скрещивание растений душистого горошка и анализируя наследование формы пыльцы и окраски цветков, обнаружил, что эти признаки не дают независимого распределения в потомстве. Потомки всегда повторяли признаки родительских форм. Какой вывод можно сделать на основании указанных опытов? Сделайте предположение о причинах нарушения закономерностей наследования, открытых Г. Менделем. Томас Гент Морган (1866 – 1945 гг.) Американский биолог и генетик. Лауреат Нобелевской премии. Основные научные работы посвящены - вопросам хромосомной теории наследственности; - обосновал представление о материальных носителях наследственности; - изучал вопросы определения пола у животных. Мушка каждые две недели при температуре 25 С даёт многочисленное потомство. Самец и самка внешне хорошо различимы – у самца брюшко меньше и темнее. Они имеют отличия по многочисленным признакам. Объект исследования Моргана – плодовая мушка дрозофила Мушки могут размножаться в пробирках на дешёвой питательной среде В – длинные крылья P F1 b – зачаточные крылья В соответствии с III законом Менделя при дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и даёт с ними разные сочетания. Образуются фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9:3:3:1 3 1 ? Оказалось, что не для всех генов характерно независимое распределение в потомстве и свободное комбинирование. Что является причиной нарушения закономерностей наследования, открытых Г.Менделем? Сцепленное наследование генов Домашнее задание: параграф 29; задача № 2 (с.109); Задачи урока: Углубить знания о локализации генов в хромосомах. Раскрыть сущность явления сцепленного наследования признаков – закон Моргана Словарь по теме: Сцепленные гены Группа сцепления – Генетическая карта хромосомы Сцепленное наследование – Кроссинговер – Рекомбинантные хромосомы Неаллельные гены – Закон Моргана - Генотип человека – тысячи различных признаков – размещается всего в 46 хромосомах. Это означает, что каждая хромосома содержит множество генов. Законы Менделя справедливы только для генов, локализованных в разных хромосомах. Гены, находящиеся в одной хромосоме, называются сцепленными. Группы генов, расположенные в одной хромосоме, называются группами сцепления. При образовании гамет гены группы сцепления наследуются вместе. Количество генов в различных группах сцепления (то есть в различных хромосомах) может отличаться друг от друга. При дигибридном скрещивании сцепленные гены, как правило, не подчиняются законам Менделя. С другой стороны, полное сцепление случается достаточно редко, и в потомстве обычно бывают представлены все четыре фенотипа. Таким образом, и в этом случае при дигибридном скрещивании образуются новые сочетания признаков – рекомбинантные фенотипы. Итак, если особи с новыми генными комбинациями встречаются в потомстве реже, чем особи с родительскими фенотипами, то это верный признак сцепленности соответствующих генов. Появление рекомбинантных сочетаний у аллелей связано с кроссинговером (перекрестом) – обмен равными участками гомологичных хромосом Карта X-хромосомы человека Генетическая карта хромосомы томата Генетической картой хромосомы называют схему взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления. Кроссинговер на языке хромосом Исследования генетиков начала XX века показали, что кроссинговер имеет место в результате разрыва и рекомбинации гомологичных хромосом и происходит практически между всеми хромосомами. 41,5% 8,5% 8,5% 17% 83% 41,5% Кроссинговер на языке хромосом некроссоверные гаметы 41,5% кроссоверные гаметы 8,5% 8,5% 41,5% 17% 83% Нерекомбинантные особи Рекомбинантные особи Чем дальше друг от друга находятся гены, тем выше частота рекомбинации. Сцепление может быть полным (рекомбинация невозможна) и неполным (рекомендация возможна) В честь Т.Моргана единица расстояния между генами названа морганидой. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана Гены располагаются в хромосомах; различные хромосомы содержат неодинаковое число генов, причём набор генов каждой из негомологичных хромосом уникален. Каждый ген имеет определённое место в хромосоме (локус); в идентичных локусах гомологичных хромосом находятся аллельные гены. Гены расположены в хромосомах в определённой линейной последовательности. Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно, образуя группу сцепления; число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом и постоянно для каждого вида организмов. Сцепление генов может нарушаться в процессе кроссинговера; это приводит к образованию рекомбинантных хромосом. Частота кроссинговера является функцией расстояния между генами; чем больше расстояние, тем больше величина кроссинговера (прямая зависимость). Каждый вид имеет характерный для него набор хромосом – кариотип. Закон Т. Моргана закон сцепленного наследования Сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и не обнаруживают независимого расщепления. Вопросы для повторения 1. Почему не для всех генов характерно независимое распределение в потомстве и свободное комбинирование? 2. Какие гены называются сцепленными? 3. Что называют группами сцепления? 4. Что такое кроссинговер. 5. Что называют генетической картой хромосом? 6. Какой учёный является автором хромосомной теории наследственности? 7. Какое животное было взято Т. Морганом в качестве объекта исследования и почему? 8. Какая закономерность, характерная для наследования признаков, аллельные гены которых находятся в разных парах гомологичных хромосом, не проявилась в опытах Т. Моргана? 9. Какие гены называются некроссоверными, а какие – кроссоверными? 10. Какие особи называются нерекомбенантными, а какие – рекомбинантными? 11. От чего зависит частота рекомбинаций? 12. В каком случае рекомбинация невозможна? 13. Как называется единица расстояния между генами в хромосоме? 14. Как называется закон Моргана и какова его формулировка?

«Законы Хаммурапи» - Суров закон, но закон. Природа здесь просто удивительная. Не ссорьтесь. Цицерон. «Повторение – мать учения». История. Закон. Здесь идут раскопки древней библиотеки. Глиняных. До свидание. Таким образом законы защищали права подданных царя Хаммурапи. Величественные финиковые пальмы. в Передней Азии. Законы Хаммурапи.

«Законы государства» - Высокий уровень сознания и культуры личности и общества. Взаимная ответственность государства и гражданина. Защита прав. Экономическая независимость и самостоятельность индивида. Режим демократии. Декларация принципов терпимости. Единая система законодательства. Американская конвенция о правах человека.

«Законы Ньютона 9 класс» - Ньютон- родился в Лондоне в 1643 году. Краткая биография.. Исаак Ньютон. И.Ньютон. Работы относятся к механике, оптике, астрономии, математике. Великий физик XVIII Века. Исаак Ньютон при работе.. Телескоп Ньютона. Научное творчество Ньютона сыграло исключительно важную роль в истории развития физики.

«Законы логики» - МОРГАН Огастес де (Morgan Augustus de). Задание 2. Упростите логическое выражение _______________ _____ F= (A v B)? (B v C). Предложите возможные варианты расписания. Учился в Тринити-колледж (в Кембридже). Применим (Аv 1= 1) и получим ответ: B&(1vC)vA&C=BvA&C. Как составить расписание.

«Подросток и закон» - В наших ли силах остановить рост преступности среди несовершеннолетних? В ларьках брал еду и сигареты, в домах - деньги. Потом бросил учиться: надоело. Когда меня выпустят, не знаете? За решётку никто не стремится. Хозяина не было. М, 1990. 8. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. Поубавилось бы тюрем и воспитательно-трудовых колоний.

«Законность и правопорядок» - Аспекты Деятельности ОВД. Укрепление законности не может достигаться ценой нарушения закона. Государственное руководство реализуется через правовое регулирование. Роль законности и правопорядка в жизни общества. Недопустимость противопоставления целесообразности и законности. Разрешено все то, что не запрещено.

Похожие статьи
 
Категории