Что такое проект по окружающему миру. Учебный проект по окружающему миру

20.12.2023

Сейчас по ФГОС дети в рамках школьной программы должны вести проектную деятельность. Вот какой проект по окружающему миру 1 класс по теме Комнатные растения у дочки получился.

Как сделать проект по окружающему миру 1 класс Комнатные растения

Для этого проекта выбрали с дочкой комнатное растение — хлорофитум (он растет в детской и дочка сама за ним ухаживает). Сделали несколько фотографий этого красавца. Нашли в интернете информацию про него (наверное, лучше было бы поучиться искать информацию в специальной литературе, но, к сожалению, книг про комнатные цветы дома нет, поэтому остается интернет) и выбрали самое главное по следующим пунктам:

  1. Откуда растение родом.
  2. Какой уход требуется (тепло, свет, влага).
  3. Что декоративно у этого растения.
  4. Какие особенности ухода существуют.
  5. Как размножается.

На листе формата А4 распечатали фотографии растения (соответствующие пунктам описания) и дочка написала ту информацию про цветок, которую мы нашли. Ну и ее инициатива была оформить описание очень красочно.

Если позволит зимняя погода, то на защиту этого проекта дочка возьмет горшочек с хлорофитумом с собой в класс. Если же будет мороз, то просто озвучит найденную информацию, демонстрируя одноклассникам лист с фотографиями и текстом.

Уважаемые дети и родители!

Данный проект, как и все другие должен иметь определённую структуру.

Первый лист - титульный

На титульном листе вверху пишется полное наименование учебного заведения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

с углублённым изучением отдельных предметов

г.Заринска Алтайского края

В центре титульного листа пишется тема проекта

Тайна моего имени

Тайна имени … (конкретно какого имени)

Может быть и другая тема, но в рамках этого проекта. Выбранная Вами тема должна быть обязательно раскрыта в содержании.

Здесь хорошо использовать фотографию или иллюстрацию по теме.

Ниже темы справа пишется, кто выполнил проект:

Выполнил (а):

ученик(ца) 3В класса

Иванов Максим

В самом низу титульного листа пишется название города и год выполнения проекта:

На втором листе пишутся цель и задачи проекта

Цель (всегда одна и вытекает из темы): например, изучить тайну (или происхождение (это зависит от формулировки темы) имени «Максим».

Задачи - это те шаги (ступеньки), которые нужно сделать, чтобы достичь цели. Задач всегда несколько.

Например, в данном проекте задачи могу быть такими. (Сразу смотрим, как оформляем)

Задачи:

1)изучить в справочной литературе значение имени «Максим»;

2)сравнить толкование имени «Максим», данное разных справочниках;

3)узнать, какие литературные герои и известные герои носят имя «Максим» и найти интересные сведения об этих людях;

4)сравнить, что общего между мной и известными людьми и литературными героями, которые носят имя «Максим»;

5) подобрать занимательный материал, в котором упоминается моё имя (или: стихи, пословицы, скороговорки, ребусы и т.п.);

Здесь указаны примерные задачи, которые сформулированы на основе заданий 3, 4 со с.19. Вы можете формулировать задачи, исходя из того, что хотите рассказать в проекте. Задач может быть меньше. Например, две.

Третий и следующие листы

Начиная с третьего листа, раскрывается само содержание темы в строгом соответствии с задачами.

В работе должно быть, как минимум, столько абзацев, сколько задач, т.е. ответ на каждую задачу начинаем писать с красной строки.

Текст желательно сопровождать фотографиями и рисунками.

Важно! Содержание проекта должно быть не просто скачанным с Интернета, а изложено простым языком, доступным для детского понимания, пересказа и, если нужно, ответов на заданные слушателями вопросы. Объём проекта также должен соответствовать возрасту и возможностям ребёнка.

На предпоследнем листе пишутся выводы.

Выводы - это, как бы, ответ на каждую задачу. Сколько задач - столько должно быть и выводов.

Например, выводы, которые могут быть в проекте, если в нём вышеуказанные задачи.

Выводы:

1)существует достаточно много литературы, в которой толкуется значение имени «Максим»;

2)толкование моего имени в разных справочниках очень похоже (или отличается, или др.вывод);

3)моё имя носят …….

4)у меня много общего с … (или: мы с ними совсем не похожи, или: мы с ними мало похожи;

5)моё имя используется в стихах, загадках, … (или: моё имя не используется, мало используется в …)

На последнем листе пишется список использованной литературы или ссылок из Интернета.

Консультацию учителя по выполнению проекта ребёнок может получить в любой день в школе в учебное время.

В современной школе очень важным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы; развивают у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В начальной школе эту проблему мы решаем через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Сделанные детьми творческие работы “открывают” их образовательное пространство: дети больше читают, причём не только учебную литературу, по-иному начинают общаться со сверстниками, учатся планировать своё время. Да и отношения с педагогами меняются, ведь в проектной деятельности педагог становится организатором и помощником, а это новые для образовательной ситуации позиции.

Работу над проектом можно разбить на следующие этапы:

  • Проблема (исследовательская, информационная, практическая).
  • Планирование (проектирование).
  • Поиск информации.
  • Продукт.
  • Презентация.
  • Портфолио.

Приведу примеры тем проектов по окружающему миру, которые можно использовать не только в системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, но и в других образовательных программах. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Он должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Форма представления может быть различной: плакат, проспект, альбом, видеофильм, блокнот, папка, макет, модель, игра, сценарий, компьютерный вариант, стенд, “раскладушка”, диафильм, буклет, афиша, рисунки, набор открыток, фотографий, заочная экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка и др.

Кристаллы (стендовая презентация)

Превращения воды (игра)

Друзья человека (альбом)

Кем быть? (слайд-шоу)

Пятый океан (компьютерная презентация)

Питайся правильно! (театрализованное представление)

Береги время! (плакат)

Как развить свою память? (упражнения)

Полезные ископаемые нашего района (коллекция)

Изменение рельефа Воскресенского района под воздействием человека (фотоальбом)

Традиции народов России (театрализованное представление)

Достопримечательности родного края (заочная экскурсия)

Природные зоны Земли (справочник)

Небесные тела (макет)

Я – житель планеты Земля (газета)

Страна, в которой мы живём (доклад)

Проблема отходов (видеофильм)

Рассказы о войне (книга)

Портрет соотечественника (галерея)

Подготовка к защите проекта и его презентация требуют большой подготовительной работы. Она будет более эффективной, если при подготовке будут использоваться карточки (шаблоны) для учителя и для учащихся. Рассмотрим на примере проекта “Пятый океан”.

Паспорт проекта для учителя

Название проекта Пятый океан
Предмет Окружающий мир
Класс 2
Руководитель проекта Фомкина Оксана Владимировна, учитель начальных классов МОУ “Гимназия №1”
Тип проекта
  • По целям и задачам – информационный (направлен на сбор информации об объекте (воздух) с целью анализа его свойств, обобщения знаний о воздухе и представления широкой аудитории)
  • По предметно-содержательной области – монопроект (проведён в рамках предмета “Окружающий мир”, использовалась информация из физики, технологии, географии)
  • По характеру контактов между участниками – внутриклассный
  • По продолжительности – краткосрочный (4 урока)
Цели и педагогические задачи 1. Проверка умений пользоваться предложенной информацией, зафиксированной разными способами, и на основе проведённого анализа осуществлять выбор оптимального решения

2. Сотрудничество учащихся в группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача 1. Проведение самостоятельного сбора текстовой информации

2. Организация экспериментирования и наблюдения на разных материалах

3. Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа

4. Фиксирование информации различными способами, выбор оптимального способа решения

Планируемый педагогический результат Демонстрация учащимися:
  • Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях
  • Умения, работая в группе, создать конечный “продукт” - компьютерную презентацию для инопланетных гостей (другого класса), содержащую описание свойств воздуха
Способ и формат оценивания результатов работы В результате проекта оценивается:
  • Владение необходимым предметным материалом
  • Умение анализировать данные, полученные в результате экспериментов и наблюдений
  • Умение представить полученные данные в виде схемы
  • Умение выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение задачи в целом
  • Умение обосновывать решения

Паспорт проекта для учащихся

Тема: “Пятый океан”.

Участники проекта: 2-б класс.

Характеристика (вид проекта):

  • по цели – информационный,
  • по содержанию – монопредметный,
  • по участникам – внутриклассный,
  • по продолжительности – краткосрочный.

Цель: изучить свойства воздуха и ответить на вопрос: зачем нашей планете пятый океан?

Задачи проекта:

  • собрать информацию о воздухе;
  • провести эксперименты с воздухом;
  • создать компьютерную презентацию “Пятый океан”.

Планирование работы по реализации проекта.

Учащимся необходимо пройти несколько этапов:

Используемые методы, средства.

  • Поиск информации (справочники, энциклопедии, интернет-источники)
  • Опыты и наблюдения
  • Анализ полученных результатов
  • Моделирование

Форма представления продукта: компьютерная презентация “Пятый океан”.

Распределение обязанностей: работа в группах.

Практическая значимость проекта:

учащиеся

  • самостоятельно получили знания по теме “Основные свойства воздуха”,
  • научились проводить и фиксировать эксперименты и наблюдения

Результаты работы: учащиеся

  • собрали информацию о воздухе,
  • провели эксперименты с воздухом,
  • создали компьютерную презентацию “Пятый океан”,
  • поняли, что жизнь без пятого океана на Земле невозможна, его надо беречь.
  • Пожелания и предложения участников проекта.

    Замысел проектной задачи

    Учащимся предлагается конкретно-практическая ситуация, приближённая к реальным условиям, - нужно провести эксперименты и наблюдения по изучению свойств воздуха и создать под руководством учителя компьютерную презентацию для инопланетян (другого класса, дошкольников). Для этого учащимся необходимо пройти несколько этапов:

    • информационный – собрать в справочной и художественной литературе данные о свойствах воздуха и особенностях воздушного пространства, проанализировать информацию, выбрать и зафиксировать в презентации;
    • экспериментальный – провести ряд опытов и наблюдений с воздухом, результаты представить в виде схемы “Свойства воздуха”, в фотографиях и видеороликах;
    • технологический – зафиксировать результаты наблюдений и экспериментов в компьютерной презентации;
    • авторский – написать свой рассказ о воздухе и его свойствах.

    Ход проекта

    1 этап. Организационный

    Учащимся была предложена конкретно-практическая ситуация:

    Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океана есть на свете ещё один океан – самый большой из всех океанов, и мы купаемся в этом океане каждый день, каждую минуту, сами того не замечая. Воздушный океан широко разлился над Землёй. Наши инопланетные гости Плютик и Клюпик просят нас рассказать, зачем нашей планете воздух и какими свойствами он обладает. (На планете гостей нет атмосферы)

    После знакомства с темой проектной работы ребята обсудили цель работы, сформулировали задачи и этапы, определили форму представления проекта. Также они решили записать вопросы, на которые они хотели бы получить ответ:

    • Есть ли место на Земле, где нет воздуха?
    • Из чего состоит воздух?
    • Откуда появилось слово “воздух”?
    • Почему небо голубое?
    • Можно ли поймать воздух? и др.

    2 этап. Информационный

    Дети собирали в справочной и художественной литературе данные о свойствах воздуха и особенностях воздушного пространства, анализировали информацию в группах, выбирали и фиксировали в презентации под руководством учителя основные выводы:

    • Воздух – плотное покрывало Земли
    • Атмосфера – воздушная оболочка нашей планеты
    • Воздух – смесь газообразных веществ
    • Всё живое (человек, животные, растения) не может без воздуха
    • Атмосфера защищает Землю от метеоритов
    • Без воздуха наша планета превратится в пустыню, сгорит днём от Солнца, замёрзнет ночью

    3 этап. Экспериментальный

    Учащиеся провели ряд опытов и наблюдений с воздухом:

    • Давление воздуха. (Тяжелая газета, фокус с водой, сплющенный пакет, яйцеглотатель)
    • Воздух меняет объем. (Подпрыгивающая монета)
    • Воздух движется. (Извивающая змея, летающее перышко, струя воздуха)
    • Воздух работает. (Парусные суда, воздушный шар-ракета)
    • Движение в воздухе. (Кто быстрее? Пирамида из бумаги)
    • Полеты в воздухе. (Сделай планер, сделай парашют)
    • Дышим воздухом. (Считаем вдохи, звук при сотрясении)
    • Воздух и звук. (Звукоулавливатель, музыкальные бутылки, музыкальные трубочки)
    • Воздух и запах. (Невидимка)

    Эксперименты были зафиксированы на фотографиях и в видеороликах. После просмотра и обсуждения опытов и наблюдений учащиеся представили свойства воздуха в виде схемы:

    Воздух
    Прозрачный

    Бесцветный

    Безвкусный

    Смесь газов

    Проводит звук

    Проводит запах

    Имеет вес

    4 этап. Технологический

    Ребята решили представить схему “Свойства воздуха” с использованием различных материалов (пластилин, картон, цветная бумага, проволока, вата) и выполнили модели, разделившись на группы.

    С помощью учителя результаты наблюдений и экспериментов, схемы были зафиксированы в компьютерной презентации.

    Каждый из учеников написал свой рассказ о воздухе и его свойствах для инопланетных гостей.

    Ребята определили творческий коллектив, который будет проводить защиту-презентацию на школьной научно-практической конференции.

    6 этап. Заключительный

    Ученики определили результаты общеклассной проектной работы:

    • собрали информацию о воздухе
    • провели эксперименты с воздухом
    • создали компьютерную презентацию “Пятый океан”
    • поняли, что жизнь без пятого океана на Земле невозможна, его надо беречь

    Особое внимание потребовал завершающий этап – защита проекта, цель которого - развитие презентативных умений и навыков учащихся: демонстрировать понимание проблемы, формулировать цели и задачи, путь решения, аргументировано излагать свои мысли, анализировать деятельность, оценивать успешность и результативность решения проблемы. Творческий коллектив представил работу по заявленной теме и с честью выдержал испытание: учащиеся раскрыли основные моменты проектной работы, ее актуальность, практическую значимость, представили собственное исследование проблемы (опыты, фотографии, схемы, сочинения). Все это сопровождалось мультимедийной презентацией, которую дети продемонстрировали сами, доказав, что являются опытными пользователями ПК (для своего возраста, конечно)

    Таким образом можно выполнить одну из проектных работ на уроках окружающего мира по любой общеобразовательной программе. Коллективные и индивидуальные проектные и исследовательские работы можно представлять не только на уроках, но и на школьной научно-практической конференции, недели “Фестиваль проектов”, и др.

    Источники информации

    1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.:Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам)
    2. Метод проектов в начальной школе: система реализации/ авт.-сост.Н.В.Засоркина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2010.
    3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения)
    4. А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова Почемучка. М: Педагогика-Пресс, 1995.
    5. http://mamatanya.narod.ru/laborator
    6. http://images.yandex.ru/

    Открытый урок-проект по теме «Земля - наш общий дом»

    Учитель начальных классов, первая квалификационная категории, Тульская область, п. Заокский, Заокская ХСОШ

    Назначение материалов

    Урок-проект по окружающему миру. Тема: «Земля наш общий дом». В нем я затронула проблемы экологии и загрязнения окружающей среды. Урок предназначен для учащихся 3-го класса.

    Тип занятия : Урок-проект.

    Тема урока: «Земля - наш общий дом»

    Класс : 3

    Форма проведения : Презентация проекта.

    Цель занятия:

    Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.

    Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности.

    Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.

    Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения.

    Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, клетка, подарки, письма, плакаты.

    Методическая литература : Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко « Проектная деятельность младших школьников; Н. А. Рыжова «Напиши письмо сове» (экологический проект); М. К. Господникова «Проектная деятельность учащихся в начальной школе», журнал «Начальная школа» №4 2000год.

    Паспорт проекта:

    ◆ Название - «Наш общий дом природа»;

    ◆ Мероприятие, в рамках которого проводится работа - урок закрепления в разделе «Земля наш общий дом»

    ◆ Учебные дисциплины, близкие к теме проекта - окружающий мир, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение; русский язык, музыка.

    ◆ Участники - ученики 3 класса

    ◆ Проблема - Каковы условия жизни на Земле? Как защитить окружа-ющую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?

    ◆ Цель проекта:

    Образовательная:

    Изучение условий жизни на Земле;

    Изучение экологической проблемы Земли;

    Развивающая:

    Развитие аналитического, абстрактного мышления;

    Развитие умений применять знания на практике;

    Развитие познавательной поисковой деятельности;

    Развитие умений учебного труда;

    Развитие воли и самостоятельности.

    Формирование познавательной и исследовательской деятельности;

    Формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);

    Формирование поисковых умений (умение самостоятельно найти информацию, умение выдвигать гипотезы);

    Формирование навыков сотрудничества(умение взаимопомощи в группе, умение находить и исправлять ошибки);

    Формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)

    Формирование презентационных умений и навыков (умение монологической речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).

    Воспитательная:

    Воспитание чувства любви к природе и к окружающей среде,

    Воспитание, добросовестного отношения к труду; положительного отношения к знаниям;

    Воспитание дисциплинированности;

    Воспитание умений работать в группе, в коллектив;

    Воспитание эстетических взглядов

    Воспитание гуманности, по отношению к животным, бережное отношение к природе, любви к природе, Родине.

    Задачи : формировать представление учащихся об экологической грамотности.

    Развитие умения находить нужную информацию по данной теме;

    Воспитание гуманности.

    ◆ Вопросы

    Узнать, собрать и изучить материал на тему: «Условия жизни на Земле»

    Как эта тема волнует людей;

    Как ученики могут помочь своей малой Родине?

    Нарисовать рисунки на тему: « Мы сбережём тебя, планета!».

    Написать сочинение на тему: « Каким я вижу этот мир»

    Выучить песню «Птичка»

    Участвовать в экологическом проекте «Напиши письмо любимому животному»

    Участие в проведении опытов, выдвигая гипотезы, и делая выводы;

    На уроках технологии изготовить конверты для писем животным и почтовый ящик;

    Участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора.

    ◆ По доминирующей деятельности учащихся - информационно-исследовательский;

    ◆ По характеру контактов - внутриклассный, групповой.

    ◆ Учебный проект с точки зрения учителя - средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.

    ◆ Учебный проект с точки зрения ученика - возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

    Метод учебного проекта характеризуется как:

    Деятельностный подход к обучению;

    Личностно ориентированный;

    Построен на методах проблемного обучения;

    Обучение групповой деятельности;

    Развитие самовыражения учащихся;

    Формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической сферах;

    Воспитывает целеустремлённость, ответственность, инициативность, творчество.

    ◆ По продолжительности - долгосрочный.

    ◆ Форма продукта - книжки-самоделки по темам исследования, оформление стенда «Наш общий дом- природа»

    Ход урока:

    I Введение. Постановка целей и задач урока.

    Мы с вами закончили большую интересную, очень познавательную тему, которая называется ……

    (Земля наш общий дом).

    И сегодня цель нашего урока обобщить, закрепить те знания, умения, которые мы не только приобрели, но добыли путём личных исследований, представленных в нашем экологическом проекте «Наш общий дом - природа».

    II Утверждение тематики проекта.

    Кто прочитает тему нашего урока? (запись на доске)

    Почему именно так называется наш заключитель-ный урок? (подумайте и на этот вопрос вы мне ответите в конце урока). Сегодня мы работаем по такому плану. (план на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    В вашем понимании, что такое дом? (где приятно, безопасно, уютно).

    Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитате-ли водных просторов имеют дом? (Да)

    Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.)

    Значит их дом можно назвать одним словом (природа)

    Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопасно? (не всегда).

    И вот об этом как раз наш рассказ - песня (инсценирование) «Песня о птичке».

    Какой вывод мы можем сделать? (нельзя ради забавы брать животных).

    МБОУ «СОШ №4 г. Тосно»

    Х ученическая конференция

    «ЭТО НАШ ПРОЕКТ- 2016»

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

    ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

    «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

    Тема: «Арбуз – ягода необычная»


    Выполнил:Берлин Владислав, ученик 2Д класса

    Консультант – Берлина В.В., мама

    Руководитель – Зудина М.С.

    ТОСНО

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА




    Параметры Проекта

    1

    Наименование Проекта

    «Арбуз-ягода необычная»

    2

    Вид проекта

    Образовательный

    Предметно-содержательная область

    Окружающий мир

    Актуальность исследования

    Заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом в доступных для наблюдения и изучения предметах. Данный проект позволит обогатить мои знания и представления о растительном мире. Опыты и исследования, которые я провел могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, занятиях и кружках.

    3

    Разработчики Проекта

    Берлин Владислав при участии родителей и кл. руководителя Зудиной М.С.

    4

    Основные участники Проекта.

    Берлин Владислав, родители, кл. руководитель

    5

    Цель проекта

    Определить место арбуза в нашей жизни, собрать информацию о его полезных свойствах.

    6

    Задачи проекта:

    • -Изучить литературу по исследуемому вопросу:

    • - узнать историю появления арбуза;

    • - собрать информацию об арбузе, его видах и сортах;

    • -найти и узнать интересные факты об арбузе;

    • -провести с арбузом возможные опыты;

    • - провести анкетирование среди одноклассников;

    • - сделать выводы.

    7

    Сроки реализации Проекта

    Февраль – апрель 2016 г.

    8

    Основа проекта:

    Образовательные стандарты:

    • Уметь работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное);

    • Уметь строить устные и письменные высказывания;

    • Уметь создавать связный текст (устный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

    • Уметь находить и грамотно использовать нужную информацию с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

    9

    Этапы реализации программы

    1 этап - Создание команды единомышленников.

    2 этап - Разработка плана работы

    2.1 . Организационно-подготовительный.

    2.2 . Обучающий

    2.3 . Исследовательский.

    2.4 . Итоговый.

    3 этап - защита проектной работы


    10

    Ожидаемые результаты реализации Проекта.

    Повышение социальной активности.

    Развитие познавательной активности.

    Повышение интереса к знаниям.

    Развитие ценностной ориентации.

    Развитие эстетических вкусов.

    Развитие сотруднических отношений: ученик – учитель – родители.

    Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании.


    11

    Материально-техническое обеспечение.

    Компьютер

    Цифровой фотоаппарат

    Интернет


    12

    Используемая литература

    1. 1. Арбуз – статья из Большой советской энциклопедии

    2. 2. Лавренов В.К. Современная энциклопедия лекарственных растений – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009. – с.30-31, -272.
    3.Краснова И.,Шустов В. «Все об овощах, фруктах и ягодах»

    4. ФурсаТ.Б.,Филов А.И. Культурная флора России. Тыквенные (арбуз, тыква).

    Интернет источники:

    pihtahvoya.ru/lekarstvennie-rasteniya/arbuz-sladkaya-yagoda

    arbuz.ucoz.com/publ/1-1-0-3

    www.luchiksveta.ru/enziklop_ovochi/ovochi.html

    www.watermelons.ru/zagadki.html

    images.yandex.ru

    http://ru. Wikipedia.org/wiki/ Арбуз обыкновенный

    http://kurdyumov.ru/knigi/bahcha/bahcha00.php

    Введение:


    1. Актуальность работы.

    2. Цель и задачи исследования.

    3. Гипотеза.

    4. Арбуз – большая ягода.

    5. Мои опыты, исследования, анкетирование в классе.
    Основная часть:

    1. Вступление.

    2. История арбуза.

    3. Какие бывают арбузы.

    4. Полезные свойства арбуза.

    5. Интересные факты об арбузе.
    Заключение:

    1.Результаты исследования и выводы.

    2. Новая цель – вырастить арбуз.

    Используемые источники:


          1. Литература.

          2. Интернет –ресурсы
    Приложения №1,2,3,4,5

    ВВЕДЕНИЕ


      1. АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
    Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Я выбрал арбуз.Я считаю, что арбуз – всеми любимая необычная ягода, которая осенью бывает практически в каждом доме. Опыты и исследования, которые я провёл, могут использоваться на уроках окружающего мира, технологии, во внеклассных мероприятиях, на занятиях и кружках. Они интересны и познавательны.

      1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    Цель: Определить место арбуза в нашей жизни, собрать информацию об его полезных свойствах.

    Задачи:


    1. Узнать историю появления арбуза;

    2. Собрать информацию об арбузе, его видах и сортах;

    3. Найти и узнать интересные факты об арбузе;

    4. Провести с арбузом возможные опыты (соление, приготовление десертов, выяснить, едят ли его животные?);

    5. Провести анкетирование среди одноклассников.
    3. ГИПОТЕЗА:

    1. Предположим, что арбуз это ягода, значит он должен быть полезен для человека, как и все другие ягоды;

    2.Как из любых ягод, из арбуза можно приготовить различные блюда, десерты;

    3. Из арбуза можно создать различные поделки;

    ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – арбуз.

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – наблюдение, анализ литературы, анкетирование, опыты и эксперименты.

    1. АРБУЗ – БОЛЬШАЯ ЯГОДА

    Кто из нас не знает и не любит красный и полосатый арбуз? Он уже несколько столетий радует людей своими вкусовыми качествами. Это своего рода привет из прошедшего жаркого лета.

    Арбу́з обыкнове́нный (лат. Citrúllus lanátus ) - однолетнее травянистое растение, вид рода Арбуз (Citrullus ) семействаТыквенные (Cucurbitaceae ).

    Бахчевая культура. Плод - тыквина , шаровидной, овальной, уплощённой или цилиндрической формы; окраска коры от белой и жёлтой до тёмно-зелёной с рисунком в виде сетки, полос, пятен; мякоть розовая, красная, малиновая, реже - белая и жёлтая. Тыквина морфологически (по строению) схожа с ягодой.

    Арбуз – это стелющаяся лиана, которая относится к однолетним травянистым растениям, вид рода Арбуз, семейство Тыквенные. Пищевое значение имеют плод – тыквина , состоящая из коры, сочной сладкой мякоти и множества семян. Тыквина по строению схожа с ягодой. Форма плода, его размеры, вес и окраска зависят от сорта и условий выращивания.


    1. МОИ ОПЫТЫ, ИССЛЕДОВАНИЯ, АНКЕТИРОВАНИЕ В КЛАССЕ.
    Когда я собрал всю интересующую меня информацию об арбузе, я решил приступить к своим исследованиям.

    Мой дедушка раньше жил в Краснодарском крае, в г. Майкопе. Он мне много рассказывал об арбузах. Даже рассказывал, что их солят. Я был очень удивлен. И решил провести эксперимент по засолке арбуза. Дома нарезал арбуз маленькими кусочками и сложил их в банку. Приготовил рассол (1 столовая ложка соли на 1 литр воды). Залил арбуз рассолом и дал настояться в холодильнике 1 день. (Приложение 1)

    Мне не очень понравился соленый арбуз.

    Делаю вывод - арбуз можно засолить, но это не очень вкусно, «на любителя».

    Для своих друзей я приготовил десерт из арбуза. Я смешал сгущенное молоко с какао и добавил немного сливочного масла. Все это растопил в кастрюльке. Нарезал арбуз маленькими дольками, на кусочки я выложил приготовленный крем и маленькую дольку лимона для кислинки. Моим друзьям все очень понравилось, но я сделал вывод, что есть этот десерт нужно сразу как приготовил, так как арбуз быстро выделяет сок. Дома я еще готовил салат из арбуза. В салат я добавил банан, мандарин, виноград, кусочки арбуза, заправил все йогуртом. (Приложение 2) Моей семье очень понравилось.

    Делаю вывод – из арбуза можно приготовить много вкусных десертов .

    Я провел анкетирование в классе (Приложение 3) и выяснил следующее:


    1. Пробовали вырастить арбуз 3 человека из 24;

    2. Соленый арбуз пробовали 3 человека из 24;

    1. Арбузный сок пробовали 16 человек из 24.


    1. Любят арбуз все ребята!
    В результате своей работы, я провел еще очень важный эксперимент. Оказывается, что арбузы очень любят животные ! Я провел исследования и накормил собаку и кота. Они съели все с большим удовольствием. Пес Даур даже косточки арбузные съел. А вот кот Кузя только мякоть арбуза!


    Еще я узнал, что из арбуза можно вырезать различные интересные фигуры. Это искусство называется карвинг. Чтобы научиться такому виду искусства, нужны специальные ножи.

    Я тоже попробовал сделать работу, но только из арбузных семечек.

    Арбузные семечки – это превосходный материал для составления мозаики. Крепить семечки можно на клей или пластилин (Приложение 4).
    ИТОГИ МОЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

    4. Арбуз очень полезен.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


      1. ВСТУПЛЕНИЕ
    Когда-то давно мы дома с мамой и папой играли в игру. Игра называлась «фрукты и овощи». Мне кидали мяч, если называли фрукт, я должен был поймать мяч, если овощ, то мяч не нужно было ловить. Когда мама назвала арбуз, я поймал мяч! Родители меня подловили! Я ошибся. Я представить себе не мог, что арбуз это ягода! Ягоды для меня - черника, голубика, смородина, рябина и др. Но чтобы арбуз – это ягода, это уже слишком! И я твердо решил для себя, что надо познакомиться с ним поближе и провести с ним возможные опыты и исследования. Наверняка эта «ягодка» хранит в себе еще много секретов!!!

      1. ИСТОРИЯ АРБУЗА
    Свою родословную арбуз ведет от диких растений тропической Африки. Центром происхождения считают пустыню Намиб и полупустыню Калахари, где до сих пор в долинах можно встретить заросли дикого арбуза.

    Вы были бы удивлены, если бы увидели, как выглядел арбуз примерно четыре тысячи лет назад. Плоды арбуза были размером с апельсин. Почти все они были горькие и ядовитые.

    Именно в таком виде эту зеленую ягоду – арбуз нашли древние египтяне примерно в 2000 году до нашей эры и принялись над ней экспериментировать.

    На Руси арбузы появились ещё до основания Москвы.


      1. КАКИЕ БЫВАЮТ АРБУЗЫ
    В отличие от дынь и тыкв, род арбуз (Citrullus) разнообразием видов не отличается: их всего три.

    Первый - знаменитый «царь пустыни», дикий колоцинтиз Намиба и Калахари, сумел захватить почти все известные пустыни Средней Азии, Африки, Индии и даже Австралии. Этот мощный многолетний «спрут», охватывающий корнями огромные объёмы почвы, не боится никакой жары.

    Мелкие плоды зреют в пустынной жаре больше полугода, а оторванные, могут лежать ещё пару месяцев. Почти все они горькие. Но попадаются и сладкие. Говорят, именно они помогали людям пересекать пустыню, за что этот вид и был окультурен.

    Второй вид арбузов – арбуз цитронный. Кроме диких разновидностей, он дал кормовые и цукатные сорта, богатые пектином. Главная роль кормового арбуза- – дешёвое сырьё для получения пектина.

    Мякоть очень плотная, вязкая, желтоватая, сахара мало (до 4%). Много его сеют в Китае – на цукаты.

    Но главный наш вид – арбуз шерстистый. Именно его разновидностями весь мир и объедается.

    Первые столовые формы возникли в Египте. За тысячи лет в разных странах сложились разные сортовые группы – от кормовых до изысканно-десертных, от длинных до приплюснутых, с красной, оранжевой и жёлтой мякотью, с почти белой, полосатой или тёмно-зелёной корой, хранящиеся полгода или не хранящиеся совсем.

    Россияне ужесточили отбор, создали сорта с выровненными плодами, приспособили их к местным условиям. Так появились европейские, русские, закавказские группы сортов.

    У нас популярны Астраханские арбузы. «Астраханские» арбузы сначала действительно выращивались только в Астрахани, но сегодня их выращивают и в других теплых частях нашей страны, где климат схож с Астраханским.


      1. ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА АРБУЗА.
    Благодаря сочности, а также особому химическому составу сока, арбузы входят в диету при заболеваниях почек, печени, желудка, для предупреждения образования камней в почках и некоторых заболеваний сердца, при подагре. В арбузе много железа, что важно для профилактики малокровия.

    Еще моя прабабушка говорила, что арбуз отлично прочищает почки и снимает отеки на ногах и помогает повысить гемоглобин.

    Делаю вывод - арбуз очень полезен.

    5. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ АРБУЗЕ

    Мировой рекорд по массе арбузов составляет примерно 122 кг. Такой массы достиг арбуз сорта Каролина-Кросс. И был занесен в Книгу Рекордов Гиннесса.

    Фермер из Темрюкского района Краснодарского края Игорь Лихосенко в 2009 году вырастил арбуз сорта «Русский размер» массой в 61,4 килограммов. Он является самым большим арбузом, выращенным в Европе.

    Рациональные японцы обратили внимание на то, как много места занимают круглые арбузы при транспортировке и вывели квадратный вид.

    С технической точки зрения проблема была решена блестяще, теперь в грузовик можно загрузить гораздо больше арбузов, но одна беда – они совершенно пресные, как трава.

    Ну а в России в честь арбуза ежегодно устраивается Камышинский арбузный фестиваль в городе Камышин Волгоградской области.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ

    1. Я сам убедился и точно знаю, что арбуз можно засолить и есть соленым.

    2. Из арбуза можно приготовить много вкусных десертов.

    3. Арбуз точно любят животные, я это проверил на кошке и собаке.

    4. Арбуз очень полезен.

    5. Арбузы в наших краях почти не выращивают, так как для этого не подходят наши климатические условия.

    2.НОВАЯ ЦЕЛЬ - ВЫРАСТИТЬ АРБУЗ!

    Кстати, моя бабушка пробовала вырастить арбуз, но он вырос маленьким и не успел созреть. А я для себя решил, что обязательно попробую вырастить арбуз (уже приготовил семечки на весну).

    Я размышлял и обсуждал с родителями то, что все ягоды разные. Некоторые сладкие на вкус, некоторые очень горькие, но очень полезные, например - калина. А арбуз – это вообще чудо природы!

    Вот такая вот она ягода - тыквина по имени арбуз!

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ


    1. ЛИТЕРАТУРА

    2. Арбуз – статья из Большой советской энциклопедии

    3. Лавренов В.К. Современная энциклопедия лекарственных растений – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009. – с.30-31, -272.

    4. Краснова И.,Шустов В.»Все об овощах, фруктах и ягодах»

    5. ФурсаТ.Б.,Филов А.И. Культурная флора России. Тыквенные (арбуз, тыква).
    2. ИНТЕРНЕТ
    Похожие статьи