Образы знаки символы в дизайне интерьера статья. Знак

07.01.2024

УДК 111.08:7.042.2 Лазутина Татьяна Владимировна

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ЯЗЫКЕ ДИЗАЙНА

Аннотация:

Центральной проблемой статьи является рассмотрение языка дизайна в качестве социокультурного феномена, что обусловливает необходимость выявления специфики природы языка дизайна, понимаемого в качестве искусственного языка, насыщенного различными знакообразовани-ями. Доказано, что сигналы, знаки и их системы, символы заполняют смысловое поле языка дизайна. Исследуется цветовая символика, используемая в дизайнерском творчестве. Показано, что символическая природа языка дизайна реализует возможность полифонизации художественного образа дизайнерского искусства, понимаемого в качестве всеобщей категории художественного творчества и рассматриваемого как способ и результат воспроизведения реалий жизни в искусстве.

Ключевые слова:

дизайн, язык дизайна, цвет, искусство, символика, символизация, культура.

Lazutina Tatiana Vladimirovna

D.Phil. in Philosophy, Professor, Liberal Arts Department, Tyumen State Oil and Gas University

COLOUR SYMBOLISM IN DESIGN LANGUAGE

The article focuses on consideration of the language of design as a sociocultural phenomenon, which determines the study of specific nature of the design language interpreted as an artificial language filled with various families of signs. It is proved that signals, signs and their systems, symbols fill a semantic field of the language of design. The colour symbolism used in design works is investigated. It is shown that the symbolical nature of the design language fulfill the possibility to bring multidimensional content to an art image of the design art understood as a general category of art creativity and as a way and result of reproduction of life in the art.

design, design language, colour, art, symbolism, sym-bolization, culture.

Символичность языка дизайна порождает множественность прочтения смыслообразов дизайнерского искусства, направленного на гармонизацию эстетического и утилитарного принципов, что вызывает интерес широкого круга исследователей современной философии дизайна. Проблема изучения дизайна и его языка требует осмысления, так как дизайн через образную систему, насыщенную разнообразной символикой, в частности символами цвета, активно воздействует на становление идеологических установок человека (общества), не только отражая происходящие изменения в социокультурной сфере, но и воспитывая художественный вкус и формируя мир ценностных ориентаций.

В наши дни вопросы поиска специфики языковых средств дизайна находятся в центре интереса отечественных исследователей (Е.Г. Бердичевский, Н.П. Бесчастнов, М.С. Кухта, Р.М. Ло-бацкая, В.А. Ляшенко, М.В. Панькина, Г.И. Петрова) , применяющих различные методы для изучения и дальнейшего обоснования механизмов символотворчества: диалектический способ рассмотрения языка дизайна в единстве и многообразии его свойств; сравнительно-исторический метод, позволяющий выявлять соотношение динамики и статики в его развитии, обусловленных сменой стилистических приемов конкретной исторической эпохи, происходящего в дизайнерском творчестве.

Использование семиотического подхода в отношении языковых средств дизайна представляется перспективным, так как позволяет рассматривать дизайн как особый искусственный язык, где бытийствуют системы знаков (символов).

Основная цель данной статьи заключается в выявлении специфики природы языка дизайна, что вызывает потребность в анализе мира символов, используемых в дизайнерской деятельности.

Особый интерес для исследования представляет цветовая символизация, под которой понимается процесс наделения переносным значением цветовых феноменов, функционирующих в дизайнерском творчестве. Следует отметить, что цвет обладает дополнительным значением лишь в контексте определенной знаковой ситуации. К тому же чем выше культура восприятия и степень образованности субъекта дизайнерского творчества, тем большими значениями «обрастает» дизайнерский образ.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Дизайн как особая деятельность по производству культурных объектов направлен на сочетание практической целесообразности и эстетичности. В процессе своего исторического развития дизайн формирует систему художественных средств, за которыми в процессе их функционирования закрепляется символическое значение, то есть дизайн становится особым языком, элементами которого являются точка, линия, пятно, форма и другие средства выразительности.

Таким образом, язык дизайна представляет собой сложившуюся в процессе исторического развития дизайна систему художественных средств, среди выразительных (изобразительных) средств которой цвету, понимаемому в данной работе как определенное свойство тел вызывать зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого (излучаемого) ими света, обладающему следующими характеристиками: цветовой тон, то есть различные оттенки цвета; насыщенность, другими словами, степень яркости цвета; светлота - отражающая способность цветовой поверхности, принадлежит ведущая роль в формировании дизайнерских образов.

Практика свидетельствует о том, что, несмотря на то что в дизайнерском творчестве используется все многообразие символики, созданной в результате длительного процесса развития мира культуры, особое значение в дизайнерской практике придается символике цвета.

В ходе выявления социокультурных предпочтений культуры современные исследователи, в частности Г.Ю. Османкина, указывают на то, что «...синтез линий и цвета... наиболее ярко отражает художественный процесс любого произведения и определяет его историческое значение в художественной культуре» . Чем обусловлена ситуация, сложившаяся в истории искусства вообще и декоративно-прикладного в частности?

Констатируем тот факт, что различные цвета наделялись символическим значением еще в древнем искусстве (Египет, Индия, Китай и Греция), олицетворяя природные стихии (огонь, землю, воду и воздух); нередко выступая знаком творения всего сущего; выражая по преимуществу наилучшие человеческие качества, к примеру, активность, мужество, невинность, скромность; выступая знаком идеальных образований, например, истины, добра и красоты; олицетворяя богатство и власть. Современные исследования отмечают, что «древние народы делают попытку постичь законы мироздания, найти организующее место в мире» , и в этом им помогает цветовая система, где «.символы становятся средством, которое позволяет "визуализировать" и конкретизировать невидимое, божественное.» .

Отметим, что в мире искусства христианского Средневековья и последующей за ним бунтарской эпохи Возрождения в результате смены художественной парадигмы цвет рассматривался как проявление метафизического света, который находит воплощение в природе, что влияет на продолжающееся формирование цветовых канонов изобразительного искусства.

Теоретическое осмысление цвета наиболее глубоко происходит в философии Нового времени в творчестве Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Беркли, Д. Юма, что проявит себя в дальнейшей разработке методологии дизайна.

Х1Х-ХХ века отмечены экспериментами художников-дизайнеров в области цветовосприя-тия, что отразилось в области разработки методологии художественного творчества.

В наши дни возрастает интерес к цветовой символике ввиду увеличения внимания к семиотическим проблемам языковых феноменов. Семиотика как наука о знаках и их системах все чаще проявляет интерес к феноменам художественного творчества , а также активизируется работа по составлению специальных словарей знаков и символов, используемых в науке и искусстве .

Проведенное исследование дизайна и его языка свидетельствует, что процесс символизации в дизайнерском творчестве направлен на сочетание канона, проявляющегося в использовании специфических художественных приемов построения композиции, в частности цветовой символики, сохраняющей культурные традиции, и процесса модернизации, предлагающей новейшие методы работы с материалом художественной композиции. Но следует помнить, что базовой идеей в создании произведений дизайнерского творчества выступает триединство красоты, пользы и необходимости, отражающее непримиримую борьбу «старого» и «нового» в современном искусстве, сочетающем приемы новации и инновации. Динамика изменений языка дизайна свидетельствует о пополнении системы его выразительных элементов, но незыблемой остается верность художника-дизайнера принципу символизма.

Таким образом, язык дизайна - культурный феномен, он представляет продукт символической деятельности людей. Художественные образы, создаваемые посредством языка дизайна, содержат особый мир знаков и символов. В языке дизайна функционирует развитая система символических образований, где символике цвета принадлежит особая роль в формировании смыслов дизайнерского творчества. Цветовая символика отражает смену мировоззренческих ориентиров конкретной исторической эпохи, меняя образную систему дизайна.

1. См.: Бердичевский Е.Г. Инновационный дизайн ювелирных изделий // Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 13. С. 1-10 ; Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010. 335 с. ; Кухта М.С., Пустозерова О.Л. Влияние дизайна ювелирного украшения в этностиле на выбор материалов и технологий // Дизайн. Материалы. Технология. 2013. № 12. С. 1-8 ; Лобацкая Р.М., Сорокина В.Е., Генеральченко П.С. Новые дизайнерские решения для создания ювелирных украшений // Там же. 2012. № 12. С. 9-30 ; Ляшенко В.А. Дизайн как социокультурный феномен // Вестник ОГУ. 2008. № 9 (91). С. 21-25 ; Панькина М.В. Эволюция принципов дизайн-проектирования: культурологический анализ // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 2 (38). С. 50-55.

2. Османкина Г.Ю. Канон изобразительного искусства египтян как синехология культуры // Омский научный вестник. 2009. № 4 (79). С. 223-226.

3. Шалимова Л.А. Социокультурные категории цветовой символики // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 385-388.

4. Там же. С. 386.

5. Ким В.В. Семиотика и научное познание: Философско-методологический анализ. Екатеринбург, 2008. 416 с.

6. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999. 704 с.

7. См.: Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. Харьков, 2001 ; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997 ; Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. М., 2005 ; Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева. М., 2000.

Лекция 1: Чувства. Как дизайн влияет на чувства человека. Почему дизайнер задумывается о чувствах пользователя прежде всего. (39:26)

Лекция 2: Структура-хаос. Как дизайн стал инструментом порядка в мире хаоса. Восприятие структур, впечатление от хаоса. Почему дизайнер проектирует закономерности, которые говорят о принадлежности объекта порядку, логике, а, значит, разумны и близки. (42:44)

Лекция 3: Функция. Приспособление к среде, комфортность работы и эффективность результатов — основные критерии хорошего дизайна. Дизайнер размышляет над тем, как будет работать проектируемое. Зачастую именно функциональность определяет внешний вид и привлекательность продукта. (46:59)

Лекция 4: Идентичность. Как дизайн создает связи, как объединяет между собой различные объекты, формирует идентичность восприятия, так популярную в маркетинге и брендинге. Дизайнер создает правила, способы организовывать системы идентификации, единство стиля, целостность визуальных атрибутов. (39:32)

Лекция 5: Скрытое. Что скрывает дизайн? Какие процессы и решения остаются за пределами потребительского внимания. Как смотреть на дизайн, подмечая детали, которые отличают мастерство от кустарной поделки. (1:08:22)

Лекция 6. Упражнения. (20:01)

Логотип – это гораздо больше, чем просто слова, иконка, цвет. Хороший логотип рассказывает историю о вашей компании: кто вы, чем вы занимаетесь и на чем стоите.

Создать логотип – дело не из легких: есть много нюансов, которые нужно учесть при его разработке. К счастью, вам не придется делать это в одиночку. С помощью этой пошаговой инструкции , вы сможете сделать это легко и просто. Но довольно слов, давайте начнем!











Что такое логотип и для чего он нужен?

Но перед тем, как мы непосредственно перейдем к рекомендациям, хотим посоветовать вам онлайн сервис от Турболого , который может создать для вас логотип все за несколько минут. Просто введите название компании и сайт создаст вам несколько логотипов!
Теперь перейдем к статье:)

Каждый день мы постоянно сталкиваемся с логотипами.

Например, средний житель США за день видит 16 000 рекламных объявлений, логотипов и этикеток. Если вы оглядитесь, наверняка также заметите несколько десятков логотипов вокруг вас.

Почему их так много и зачем многие компании тратят тысячи, сотни, а то и миллионы долларов на создание этого маленького элемента?

Что мы, прежде всего, понимаем под словом “логотип”?

Логотип является символом или эмблемой, которая используется
для идентификации услуг, продукта и самой компании.

Как выбрать цвет для логотипа?

Цвет, цвет и еще раз цвет! Это первая точка взаимодействия и самый запоминающимся объект, – говорит Лесли Харрингтон, исполнительный директор компании The Color Association.

Понимание того, как цвет влияет на человеческое восприятие очень важно при создании качественного логотипа, – утверждает Мартин Кристи из Logo Design London.

Цвет может помочь вам усилить нужные чувства и создать прочную эмоциональную связь. Используйте инфографику (большой размер ), чтобы выбрать нужный цвет для логотипа.

Как выбрать нужный цвет логотипа?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, вам следует задать себе 3 вопроса:

Какой цвет подчеркивает индивидуальность вашего бренда?
Какие цвета характеризуют ваши продукты/услуги?
Какой цвет использует ваш конкурент?

Цвета не привязаны к какой-либо конкретной отрасли, но отдельные цвета лучше подходят для некоторых услуг / продуктов, чем другие.
Вы должны стремиться выбрать цвет, который подчеркнет индивидуальность вашей компании. Цвет должен производить правильное впечатление на клиентов, которые в первый раз видят ваш лого.

Что делать, когда вы выяснили цвета конкурентов?

Один из вариантов это использовать цвет противоположный цвету логотипа основного конкурента. Это поможет вам выделиться. Но стоить учесть цвета вашей отрасли, чтобы противоположный цвет соответствовал отрасли. Например, розовый цвет для логотипа банка или юридической компании выглядит неуместно и нелепо.

Учтите особенности цвета в различных культурах. Например, в Западном мире белый считается цветом чистоты и мира, а в некоторых странах Азии он является цветом смерти.

Один цвет или несколько?

Чтобы максимально передать нужные чувства и эмоции, обычно используются один цвет при создании дизайна логотипа. Тем не менее, есть много успешных логотипов с нескольким цветами – Google, eBay.

Поэтому смело можно использовать как один цвет, так и несколько. Главное – чтобы они сочетались! Но, конечно, не стоит переусердствовать и использовать большое количество цветов.

Я рекомендую выбирать два основных цвета. Это облегчает коммуникацию вашего бренда с клиентами. Многие компании, от спортивных команд до корпораций, используют только два цвета в течение многих лет.

– Памела Уилсон.

Как подобрать несколько цветов для логотипа?

Простейший способ подобрать нужные цвета для логотипа – использовать цветовые схемы.
Есть много онлайн сервисов по подбору отличных цветовых схем. В этой вы можете найти несколько.

Например Adobe Kuler или русскоязычный сервис Colorscheme.

Дизайнеры часто используют привило 60-30-10. Оно заключается в том, что вы выбираете 3 разных цвета и используете их в соотношении 60%, 30% и 10%. Это правило обеспечивает простой способ создания профессиональной цветовой схемы для вашего бренда.

– Джаред Кристоферсон, Yellowhammer

Где найти вдохновение для логотипа?

Часто очень трудно сделать первый шаг, когда мы имеем дело с чем-то незнакомым. Например, с созданием логотипов. Можно провести сутки, а то й недели, раздумывая и делая чертежи логотипа, что очень выматывает.

К счастью, есть неплохой способ как можно скорее избавиться от ступора и сделать первый шаг менее болезненным. Например, набраться вдохновения от других логотипов и работ дизайнеров.
Для этого мы отобрали 10 лучших сайтов , где вы можете подсмотреть идеи для своего логотипа.

Logo Pond

Logo Moose

Сообществом этого сайта собраны самые лучшие логотипы профессиональных дизайнеров логотипа со всего мира.

Logofi был создан, чтобы вдохновить дизайнеров и других творческих людей. На этом сайте вы можете увидеть роботы не только профессиональных дизайнеров, но и простых посетителей, которые загрузили свой логотип.

Logo Gala

LogoGala один из наиболее выдающихся ресурсов для поиска вдохновения. На сайте можно выбрать фильтр логотипов по цвету.

Logospire – это галерея логотипов. Но основное отличие этого сайта от других в том, что вы можете увидеть самые лучшие логотипы дизайнеров. На сайте есть рейтинговая система и каждый месяц составляется список самых лучших логотипов.

Logo Heroes

Здесь собраны лучшие логотипы в Интернете.

Logo Fury

Еще одна галерея логотипов, которая регулярно пополняется свежими работами. На сайте есть удобный поиск по тегам, поэтому найти логотип на нужную тематику очень удобно.

Logo Faves

Один из наиболее популярных сайтов. На сайте собраны логотипы многих знаменитых дизайнеров. Есть поиск по тегам, чтобы найти нужный логотип.

Ошибки при создании логотипа

Чтобы логотип получился действительно хорошим, нужно избегать определенных ошибок.
Ниже мы собрали наиболее популярные из них.

Ошибка 1. Использование растрового изображения

Использование растровых изображений в логотипах нежелательно, потому что может привести к проблемам при воспроизведении логотипа. При значительном увеличении растрового изображения оно будет выглядеть мозаичным, что сделает его непригодным к использованию.

Поэтому стандартной практикой при разработке логотипа является использование программ, работающих с векторной графикой – Adobe Illustrator или Corel Draw. Векторная графика состоит из точек, рассчитанных с математической точностью, что обеспечивает единообразие визуального восприятия, независимо от размера изображения.

Основные преимущества использования векторной графики при разработке дизайна логотипа:

1. Логотип можно масштабировать до любого размера без потери качества.
2. Значительно облегчается последующее редактирование логотипа.
3. Векторное изображение легче подстроить под другие носители, чем растровое.

Ошибка 2. Следование трендам

Тренды приходят и уходят. В конце концов, они превращаются в клише. Хорошо разработанный логотип должен быть долговечным. Этого можно достичь, если не полагаться на новомодные уловки и приемы.

Чтобы создать уникальную идентичность для своей компании, лучше полностью игнорировать тренды в создании логотипов.

На сайте Logo Online Pros есть огромный раздел, где ежегодно обновляются текущие тренды дизайна логотипов. Важно, чтобы вы знали о последних причудах и любой ценой избегали их. – Smashingmagazine

Ошибка 3. Чрезмерная сложность

Изображение, содержащее слишком много деталей, плохо воспринимается в печатном виде или при визуальном просмотре уменьшенной версии.
Детали сложного дизайна будут утеряны, а в некоторых случаях он будет выглядеть грязным или, что еще хуже, восприниматься неправильно.

Например, рисунок отпечатка пальца на выдуманном логотипе Smashing можно увидеть только при очень близком рассмотрении. При уменьшении детали теряются.

Посмотрите на корпоративные знаки Nike, McDonald’s и Apple. Каждая из этих компаний имеет очень простое изображение, которое легко можно воспроизвести в любом размере.

Ошибка 4. Зависимость от цветовых эффектов

Без цвета ваш великолепный логотип может утратить свою идентичность. Верно?

Нет! Это очень распространенная ошибка. Дизайнерам не терпится добавить несколько любимых цветов, многие даже полностью полагаются на него.

Выбор цвета должен быть последним из ваших решений, поэтому лучше всего начинать разработку с черно-белого варианта.

Ошибка 5. Плохой выбор шрифта

Когда речь идет о создании логотипа, выбор правильного шрифта – это самое важное решение, которое вы должны принять. Из-за неудачного выбора шрифта логотип, чаще всего, проигрывает (в нашем примере показан печально известный Comic Sans).

Подбор идеального шрифта для вашего логотипа заключается в том, чтобы шрифт соответствовал стилю изображения. Но здесь могут быть хитрости. Если соответствие слишком близкое, изображение и шрифт будут конкурировать друг с другом за внимание зрителя. Если наоборот, то зритель не поймет, на чем сосредоточить внимание. Главное – найти правильный баланс.
Весь посыл бренда окажется холостым выстрелом, если выбранный шрифт не отображает характеристики изображения.

Ошибка 6. Разработка логотипа для себя, а не для клиентов

Часто, создавая логотип, возникает желание использовать свой любимый шрифт, цвет и т.д. Не делайте этого!

Спросите себя, действительно ли этот шрифт и цвет подходит для моего бизнеса?

Например, великолепный современный типографский шрифт, который вам так нравится, вряд ли подойдет для такого серьезного клиента, как юридическая компания.

Ошибка 7. Типографический хаос

Типография может вознести или погубить логотип, поэтому жизненно важно знать основы типографского дела. Логотип должен оставаться как можно более простым, но, в то же время, передавать заданный посыл. Чтобы этого добиться, нужно учитывать все типографические аспекты дизайна.

Не используйте слишком много шрифтов или вариантов толщины (максимум – два). Не используйте предсказуемые, вычурные или слишком тонкие шрифты. Внимательно следите за кернингом, интервалом и размером. А самое главное – убедитесь, что выбрали правильный шрифт(ы) для данного проекта.

Ошибка 8. Создание монограммы

Одной из наиболее распространенных ошибок непрофессионального создания логотипов является попытка создать монограмму из начальных букв названия предприятия (например, B & H для компании Bob’s Hardware). Хотя на первый взгляд это выглядит изобретательно, но с помощью инициалов компании трудно добиться убедительности или передать необходимый посыл. Вы, конечно же, можете попробовать, но не останавливайтесь на этом, если есть другие варианты дизайна логотипа.

Постарайтесь также не превращать название предприятия в аббревиатуру, если она не стала общеупотребительной, и это не соответствует поставленным целям.

HP, FedEx, IBM и GM не начинали свой путь с аббревиатур; таковыми они стали через много лет после обретения высококлассной репутации.

Ошибка 9. Использование визуальных штампов

Лампочка как символ идеи, облачко с текстом – дискуссия, штрихи – динамизм и т.п. Эти идеи первыми приходят в голову при мозговом штурме, и по этой же причине от них первых нужно отказаться.

Как может ваш дизайн быть уникальным, если во многих других логотипах присутствует та же идея? Не допускайте визуальных штампов и предложите оригинальную идею и дизайн.

Ошибка 10. Копирование, кража или заимствование дизайна

Грустно, что приходится говорить об этом, но в наши дни такая практика является распространенной. Разработчик логотипа видит идею, которая ему нравится, немного преобразует ее, меняет цвета или слова, и выдает эту идею за собственную. Это неэтично, незаконно, глупо и вы будете пойманы на этом рано или поздно.

Как создать логотип – пошаговое руководство

Почти все, что вам нужно знать о создании логотипа, мы уже рассказали.

Теперь осталось разложить полученную информацию по полочками.

Взгляните еще раз на:



Шаг 1. Создайте несколько черновиков

На ранней стадии создания логотипа, у вас может появиться несколько идей, которые вы хотите выразить в логотипе. Не стоит ими пренебрегать, лучше записать, возможно, некоторые вам пригодятся при создании окончательного варианта логотипа.

Шаг 2. Нарисуйте набросок дизайна логотипа

Эскиз представляет собой быстрый и простой способ реализации идей на бумаге, где вы можете оценить их более легко.
Не стирайте и не выбрасывайте эскизы. Проектирование не линейный процесс. Все идеи могут быть ценными, даже если вы не думаете так сразу.


Если вы не умеете рисовать, не огорчайтесь. Вы можете попробовать создать набросок логотипа с помощью скриншотов. Зайдите на сайты несколько онлайн генераторов, галереи иконок и т.д. Попробуйте найти нужные изображения, которые вам нравятся, и сохраните их. Затем вы сможете их использовать при создании вашего уникального логотипа.

Шаг 3. Выберите инструменты для создания логотипа

Создать логотип можно с помощью:

– графических программ – Adobe Illustrator, Inkscape, Photoshop;
– платформ по заказу логотипов – 99Designs:
– онлайн сервисов и конструкторов – , Турболого . Очень полезный сервис, советую!

Если вы уверенно работаете с графическими программами, без сомнения используйте их для создания логотипа.
Но не следует пренебрегать и онлайн сервисами. Их можно использовать для поиска вдохновения или тестирование идей.

Шаг 4. Создайте логотип

Шаг 5. Тестируйте логотип

Вы создали логотип и решили, что он идеален? Возможно, это не так. Эффективнее будет показать логотип коллегам, друзьям, некоторым клиентам и получить обратную связь. Задайте им несколько вопросов: что они думают о логотипе, нравится ли он им? Если ответы вас устраивают, значит, вы все сделали правильно.
Однако осторожны с отзывами друзей и родственников. Если они не профессиональные дизайнеры, их советы могут быть для вас не совсем полезны или даже ложными.

Шаг 6. Проверьте масштабируемость логотипа

Проверьте изображение логотипа в различных вариантах – в газетных объявлениях, на визитке, на своем сайте. Логотип должен хорошо смотреться, независимо от того воспроизводится ли он в большом или малом формате.

Несколько советов:
– Если логотип имеет много деталей или линий, которые являются тонкими, то логотип может выглядеть слишком суетливым при малых размерах.
– Если логотип создается для визитки или сайта, то он будет, как правило, выглядеть неуклюжим при больших размерах.
– Используйте графические программы, такие как Adobe Illustrator или Inkscape, они позволяют вам проверить масштабируемость вашего лого.

Шаг 7. Создайте несколько форматов логотипа

Возможно, вы с самого начала создавали логотип в графической программе, например, Adobe Illustrator. Если это не так, вам нужно перенести эскиз логотипа с бумажного в электронный вид.

Несколько советов:
– Сохраняйте логотип не только в .
Последний позволит с легкость масштабировать ваш логотип без потери качества. Если у вас уже есть логотип в растровом формате, можете конвертировать его в векторный с помощью сайта vectormagic.com.
– Используйте логотип в формате PNG, JPEG для интернета и в PDF, EPS, SVG для печати.
– Сохраните вариант логотипа в черно-белом варианте для печати логотипа, например, на пакетах, ручках, канцелярских изделиях.

Шаг 8. Продолжайте получать обратную связь

Даже после того, как вы создали логотип, все равно нужно оставаться открытым для обратной связи. Используйте различные инструменты, такие как социальные сети, комментарии клиентов, мнения экспертов, чтобы убедиться, что ваш логотип идеально смотрится.

Шаг 9. Делайте редизайн

Ничто не вечно, и логотип не исключение. Если ваш логотип перестал со временем быть актуальным, лучше перерисовать его. Стоит сделать небольшие правки, оставляя место для ключевой идеи в логотипе, ведь радикальные изменения вряд ли будут уместны.


Действительно ли ваш логотип отличный? [Чек лист]

И так, наверное, вы уже создали логотип. Поздравляем!

Но действительно он хороший? Будет ли он отлично смотреться в различных размерах? Что ж, давайте проверим эффективность вашего логотипа с помощью нашего чек-листа.
Пройдитесь по каждому вопросу и ответьте “да” или “нет”.

1. Логотип выглядит привлекательным хотя бы для трех человек
2. Логотип хорошо смотрится в черно-белом исполнении
3. Логотип узнаваем в перевернутом положении (виде)
4. Логотип узнаваем, если изменен его размер
5. Отсутствуют сложные детали
6. Логотип визуально уравновешен – иконка, шрифт, цвет гармонично смотрятся вместе
7. Не используется слишком много шрифтов, цветов, эффектов
8. Логотип заметный среди других логотипов

Как мы уже писали, очень важно выделиться на фоне других компаний, тем более конкурентов.
Соберите логотипы ваших конкурентов и разместите ваш где-то между ними.
Он заметен? Заметный на фоне других? Если да, все отлично!

9. Логотип адаптивный

Адаптивность означает, что логотип будет отлично смотреться на любом объекте или поверхности – футболке, сайте, дорожном знаке, и т.д.

10. Логотип запоминаемый

Покажите ваш логотип друзьям или любому человеку и попросите нарисовать его изображение через несколько часов или дней. Если он может приблизительно точно схематично нарисовать ваш логотип, значит все хорошо и ваш логотип будет запоминаемым.

11. Логотип универсальный

Универсальность логотипа означает, что он воспринимается одинаково для широкого круга людей. Все люди разные и главное, чтобы логотип сохранял единый смысл для всех его зрителей.

12. Логотип легко читается

Представьте, что ваш логотип размещен на баннере, а вы едете на машине со скоростью 70-80 км в час. Вы смогли бы прочитать текст вашего логотипа? Если да, все в порядке. Если нет, возможно, стоит поработать над шрифтами.

13. У вас есть векторные форматы логотипа

Очень важно иметь файлы логотипа в векторе (AI, EPS, SVG, PDF). Это позволит вам печатать логотип в любом масштабе без потери качества, а также редактировать его. Например, сделать логотип другого цвета.

Надеемся, наши советы будут вам полезны и вы сможете отличный логотип!

Характер и эффективность любой системы ориентирования в значительной степени зависят от языка, используемого для передачи идентификационных, ориентационных и толковательных сообщений. Визуальные сообщения ориентационной системы отображаются характерными 2-D или 3-D словами и образами. Слова могут быть взяты из различных языков и отображены большим количеством вариантов шрифтов. Образы могут варьироваться от детализированных, например, иллюстраций и фотографий, до простых, например, цветовые обозначения или символы. Символы могут привнести в систему ориентирования простоту, четкость и индивидуальность.

В жизни мы передаем наши представления о предметах, действиях и чувствах двумя основными способами: с помощью звуков (слова) и образов (символы). Словами мы передаем сложные взаимосвязанные идеи, что символами выразить очень сложно. Но в условиях языкового барьера именно символы помогают нам общаться. К сожалению, при планировании и проектировании системы ориентирования, дизайнеры часто игнорируют символы. А символы являются необходимой "стенографией" практически любого графического проекта среды. Например, стрелки уже получили статус универсального символа в языке ориентирования. Буквы и числа также являются символами, способными представлять или обозначать место и пространство, как и образы, начиная от точных фотографий и заканчивая абстрактными фигурами.


Рис. 2. Отель "Фор Сизонз Грэхэм Палас"

Прежде чем начать работу над дизайном с использованием символов и пиктограмм, необходимо понять, что в этой области дизайна существует своя терминология. Символы имеют конкретное значение и отображаются особым образом. Словарь символов можно найти на последней странице этой главы.

Краткая предыстория

История символов началась задолго до появления письменных слов, и во многом благодаря символам мы имеем представление о древних временах. Символы активно использовались в древнем мире, пиктограммы древнего Египта и Вавилона передавали огромное количество информации. С появлением письменного языка, символы приобрели другое значение - они помогали преодолевать языковой барьер и использовались неграмотной частью населения, которая составляла большую часть всей популяции. С повышением уровня грамотности во всем мире, использование символов в жизни и дизайне пошло на убыль.

После Второй мировой войны символы стали стремительно возвращать утерянные позиции, чему существенно способствовала глобализация. В ряде государственных инстанций стали разрабатываться стандартные символы, сначала введенные в аэропортах, железнодорожных вокзалах и скоростных магистралях. Департамент транспортного управления США (DOT) в 1974 году разработал образец символов для транспортной системы. Теперь этот образец превратился в стандарт, используемый в аэропортах всех стран, на дорожных знаках и в большинстве транспортных средств.

Во время Олимпийских игр и других событий международного уровня символы приобретают особый статус, помогая донести информацию людям самых различных языковых групп. Теперь, когда принципы многоязычия поддерживаются законодательством всех стран, в учреждениях и ведомствах часто используют символы, чтобы прорваться сквозь языковую какофонию.

С появлением компьютерной графики и Интернета использование символов резко возросло. В начале экспериментальной работы в "Ксероксе" использовали визуальные символы как часть языка, необходимого для освоения работы с компьютером, "Эппл Макинтош" еще больше полагался на значения "иконок". Сегодня, это когда-то вторжение в использование символического языка как руководства для пользователей, стало стандартным способом ориентирования в компьютерах. Символы помогают быстрее и эффективнее ориентироваться как в виртуальном мире компьютера, так и в реальном мире зданий и сооружений.

Когда символы не работают

Каждое визуальное сообщение системы ориентирования должно работать само по себе, ведь позволить роскошь потребовать объяснения у дизайнера или проектировщика невозможно. Но бывают случаи, когда символы бессильны создать эффективную работу систему ориентирования. Задайте себе следующие вопросы.

Возможно, символов слишком много?

Одна из самых распространенных ошибок, допускаемых дизайнерами - употребление чрезмерного количества символов. Для цветового кодирования действует практическое правило - не более шести цветов (например, красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый); большее количество приводит к путанице.


Рис. 3. Международный аэропорт Атланта Хартсфилд, "Эппл Дизайн Инк." по образцу "Осгуд Ассосиэйтс"


Рис. 4. Баннеры Олимпиады в Солт Лейк Сити, "Look of the Games", Комитет Солт Лейк Сити и Инфинит Скейл

Международные события способствовали созданию креативного графического языка, который к тому же создает брэнд события.

Рекомендовать максимально употребимое количество символов сложнее - даже одного символа бывает слишком много, если он некорректно передает информацию. С другой стороны, сотни грамотно скомбинированных и правильно используемых символов могут работать эффективно.

Водитель должен прочесть дорожный знак во время движения автомобиля, не снижая скорости. В данном случае символов на знаке должно быть как можно меньше - не более 3-4 на одном знаке. Иногда символы на дорожном знаке сопровождаются словами, но у символа больше шансов донести информацию большей аудитории, при условии, конечно, что все понимают значение символа.

Линии метрополитена обычно имеют названия или номер и кодируются по цвету, поэтому возможно сгруппировать большее количество символов для обозначения станций и мест пересадок. Также помогают схемы и указатели станций. Фоновая форма символьного образа помогает пользователю интерпретировать сообщение. Когда человек стоит на месте, у него больше возможности и времени спокойно изучить символ и понять его значение, а значит, на знаке или указателе можно поместить большее количество символов.

Легко ли запомнить используемые символы?

Независимо от того, много или мало вы используете символов, применяйте знакомые образы - их легче понять и запомнить. Используйте, если это возможно, символы из уже устоявшейся системы. Например, символы знаков Департамента транспортного управления (DOT) могут использоваться для передачи информации об определенных услугах, мероприятиях, видах деятельности и предписаниях.

Если символы привязаны к определенному месту, например, идентификационные символы района или области, или особых услуг, выбирайте символы, имеющие одинаковое значение в любом языке. Например, образ дерева описывается как "tree" по-английски, "arbol" по-испански, "ki" по-японски - и имеет одно и то же значение во всех языках. Убедитесь, что к символу быстро подбирается опознаваемое слово - это важно не только при запоминании символов, но еще и потому, что их описание может встретиться при устном указании направления. Если символы представлены случайными образами, то как человек узнает, какой символ относится к определенному району или месту?

В городском пространстве мы часто используем архитектурные структуры как точки ориентации. Поэтому изображение архитектурных образов на символах может использоваться в качестве эффективной идентификации географических районов или определенных мест. Элементы ландшафта - фонтаны, сады, мосты или памятники - также являются отличными образами для пиктограмм, особенно представляющих мероприятия, функции, историю и культуру.

Практика показывает, что в конкретной системе ориентирования лучше всего использовать один схожий тип символического образа. Если очень нужно использовать более одного, например, архитектурного, образа, подчеркните разницу в типах зданий или детализируйте образы, чтобы они четко различались и легко идентифицировались.


Рис. 5. Критерии символов метрополитена Нью-Йорка, "Калори & Ванден-Айнден Дизайн Консалтантс", за образец взята система Массимо Винелли

Комбинация букв, цветов и форм может создать особый язык, особенно для людей, ежедневно пользующихся этой системой.


Создание стандартного набора международных символов для транспортной системы привело к появлению первого действительно международного языка пиктограмм.

Сможет ли человек прочитать символы?

При оценке разборчивости символа необходимо учитывать два фактора - насколько хорошо символ знаком публике и насколько хорошо его видно. Символ легко идентифицируется, если относится к типовому образу, но, возможно, чтобы совместить образ с сообщением, которое он должен передать, потребуется изрядная доля эрудиции.

Обзор и разборчивость символа зависит от целого ряда факторов - формы, размера, дистанции, с которой рассматривается символ, освещения, цвета и контрастности. Параметры оценки видимости символа такие же, как и оценки удобочитаемости текста. Но всегда помните, что по своей сути символы сложнее букв, которые узнаются немедленно и передают сообщение "напрямую", не требуя перевода. При уменьшении размера символа теряется его четкость; детали становятся расплывчатыми. Если форма символа недостаточно четкая, его можно спутать с другим символом. Наилучшей разборчивостью отличаются простые символы с прямым значением. Символы же, слишком сложные для узнавания или упрощенные до потери значения перестают быть средством сообщения информации и становятся просто декоративными элементами.

Сообщают ли символы правильную информацию оптимальным способом?

Как и в случае со словами, символы могут передавать сообщения, имеющие несколько уровней значений. Они могут идентифицировать место, задавать направление, четко разъяснять. Как и в случае с названиями и письменными сообщениями, необходимо так составить символьное сообщение, чтобы получить от него максимум эффективности и информативности.

Символы дают дизайнерам возможность составить систему ориентирования, которая отражает уникальность описываемого места с исторической и культурной точки зрения. Проектировщики могут придумать или выбрать символы, которые сделают систему ориентирования более целостной, теснее связанной с историей и окружающей средой, уникальной в своем роде. Но, в конце концов, основное назначение символов - быть полезными и понятными пользователю. Искусный дизайн не так уж искусен, если не может донести информацию до пользователя.

Существуют три школы дизайна и воплощения символов в проектах. И хотя дизайнеры разбиваются на эти три лагеря, на практике большинство из них приспосабливают свой подход к особенностям конкретного проекта.

Символы как язык

Одна из школ практикует следующий подход: символы - это тоже язык, такой же, как и все прочие, а значит, требует изучения и постоянного использования. Дизайнеры, с помощью многочисленных исследований и тестов, разработали набор стандартных символов, которые необходимо заучивать на протяжении долгого времени. В основе метода лежит узнаваемость символа, выработанная годами традиций.


Рис. 7. Карта пешеходных маршрутов, "Корбин Дизайн" совместно с "Хант Дизайн"

Символы данного образца имеют жестко ограниченные варианты применения, форм и цветов; их последовательно размещают на определенной высоте и в определенных местах. Дизайн же самих символов разрабатывается с учетом тестирования групп пользователей в различных условиях, или просто принимая в оборот символ, чрезвычайно часто использовавшийся в течение нескольких лет и ставший узнаваемым. Обычно в данной группе символы не играют первостепенной роли, но могут "делить полномочия" с текстом, стрелками и цветовой информацией.

Символы как язык удобнее всего использовать в рамках большой инфраструктуры, например, национальные скоростные магистрали, международные аэропорты, национальные парки, системы автострад и учреждения здравоохранения.

Символы как язык дизайна

Многие дизайнеры задыхались в жестких рамках регламентации форм, размеров и местоположения символов. Они чувствовали, что символы могут привнести в конкретную дизайнерскую работу часть универсального словаря, особенно если использовать символы, ассоциирующиеся, например, с достопримечательностью, или несущие характерную информацию о каком-то предмете, месте или услуге. Дизайнеры этой группы не отрицают идеи существования универсальных символов, но уверены, что использование символов зависит от особенностей каждого конкретного случая.




Рис. 10. Муниципальная система здравоохранения, Буэнос-Айрес, "Рональд Шекспир"

Система стандартных символов разработана для транспорта и здравоохранения, т.е. мест, которыми люди часто пользуются, запоминая символы путем постоянного повторения.

При этом подходе символы рассматриваются уже как лейтмотив дизайна, а не как дополнительный коммуникационный элемент к тексту или иной информации. Дизайнеры, придерживающиеся этой позиции, также используют символы как декоративные элементы, экспериментируя с их размерами и цветом, принуждая человека, использующего знак или печатный материал, к интерактивному общению с системой.

Символы, использующиеся как часть уникального языка дизайна, могут отображать информацию различного плана - географическую, культурную или по виду занятий. Они могут быть разновидностью стандартных символов. Всемирная организация стандартов (ISO) разрешает отклонения в системе стандартного дизайна символов, иными словами, базовый символ может быть стилизован. Стилизация символов допускается в ряде проектов, особенно если проект тематический и интегрируется под проектируемую среду, например, парки развлечений, зоопарки, музеи.

Смешанная философия - иерархия символов

Часть дизайнеров проповедует третью философию, которая заключается в том, что должна быть иерархия символов, основанная на иерархии направлений в конкретной среде. Ключевым направлениям присваиваются броские уникальные символы, менее значимые направления акцентируются меньше.

Эта философия поддерживает использование чисел, букв и цвета для выделения каких-либо специфических черт или особо значимой информации. Суть этой позиции в том, что одни символы уже приобрели статус языка дизайна и могут достаточно формально использоваться с текстом, а другие символы еще нуждаются в особом подчеркивании и разработке для дальнейшего использования. Сторонники этой позиции используют принцип чрезмерности информации для четкого изложения какого-либо момента, варьируя размеры символов на разных знаках для достижения различных эффектов.

Этот подход часто используется в аэропортах, где информация о прилетах и вылетах часто подается в виде больших символов, а туалеты или торговые точки довольствуются более скромными по размеру символами. Важная информация должна бросаться в глаза, и это требует увеличения размера и особого ее подчеркивания. В настоящий момент многие учреждения здравоохранения для выделения иерархии используют числа и буквы, оставляя символам второстепенную роль.

Исследовательская работа

Для создания системы символов, наилучшим образом отражающей окружающую среду, была проведена значительная исследовательская работа. Венди Олмстед приводит три критерия, необходимых для успешной работы символов:

  • повышение уровня осмысления символа, т.е. человек, рассматривающий одиночный символ, должен понять его и адекватно воспринять заложенную в символе информацию. В ISO разработали систему измерения восприятия символа человеком, которая сегодня и легла в основу общепринятых стандартов. Тестовая проверка включает ранжирование символов в зависимости от того, как человек воспринимает их значение.


Рис. 11. Словарь символов Детского музея, "Уайтхауз & Компани"


Рис. 12. Знак входа, Фэшн Шоу Молл, "Сассмен/Прейза &Компании Инк."


Рис. 13. Детский медицинский центр, Коннектикут, "Карлсберг Компаниз"

Уникальные креативные символы запомнит даже новичок.


Рис. 14. Указатель центра розничной торговли Ксанаду, "Коммьюникейшн Артс"

  • повышение уровня осознания и узнавания группы символов. В данном случае рассматривается ряд символов и выясняется, может ли человек понять лежащую в их основе систему. Тесты по осознанию символов заключаются в том, что человек должен составить соответствующие пары из ряда символов и их значений.
  • повышение уровня выявления, или выделенность, символов в окружающей среде, когда добавляются фон, размер, контраст, освещение, цвет и дизайн как таковой. В основе тестирования на выделенность символа лежит полный дизайн символа, как части окружающей среды, и наблюдается реакция человека на символ в процессе ориентирования в среде.
  • совсем недавно был разработан проект для Хабламос Джунтос спонсированный Фондом Роберта Вуда Джонсона, направленный на тестирование символов, созданных компанией "Джи Эр Си Дизайн" для систем здравоохранения. Используя изложенные Венди Олмстед методы, группа дизайнеров попытается создать язык символов, предназначенный исключительно для учреждений здравоохранения.




Рис. 15, 16. Хабламос Джунтос; проект, посвященный исследованию символов, "Джи Эр Си Дизайн"; Венди Олмстед, SEGD; Фил Гарви

  • не стоит создавать слишком большое количество символов для одного проекта. Символы - это язык, и чем больше знаков, тем сложнее их запомнить;
  • используйте для символов знакомые образы;
  • используйте традиционные и стандартные символы, но убедитесь, что они гармонично вписываются в тематику проекта, включая соответствия по цвету, форме и размеру;
  • символы должны быть достаточно схожими, чтобы выглядеть принадлежащими к одной семье, но не настолько схожими, чтобы их невозможно было отличить друг от друга;
  • символы должны быть простыми, иначе они не будут восприниматься в окружающей среде;
  • числа и буквы могут быть такими же эффективными, как символы. Они достаточно легко интегрируют в язык символов;
  • дополнительная информация в виде, карт и текста делает символы более эффективными
  • символы могут передавать уникальные черты места, но их первостепенная задача - передача информации;
  • уникальные символы следует рассматривать с позиции дизайнерской гибкости - насколько они могут вписаться в какую-либо модель или декоративный элемент.

При подробном анализе восприятия геометрических фигур у разных народов, прослеживается некая общность.

Линии. Горизонтальные или вертикальные прямые линии ассоциируются с ясностью, спокойствием и даже солидарностью. Изогнутые линии несут в себе изящество и непринуждённость.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-269783-9", renderTo: "yandex_rtb_R-A-269783-9", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Квадрат – это символ комбинации и упорядочивания 4 различных элементов, к примеру времён года или 4 основных стихий. Квадрат это символ числа 4, истины, мудрости, простоты, равенства, чести, справедливости, прямоты.

Круг это один из самых распространённых символов. Круг символизирует вечность, бесконечность, совершенство. Символ солнца, луны. Идеальная природная форма.

Равносторонний треугольник – олицетворяет божество, сердце, огонь, гору и восхождение, гармонию, жизнь, благополучие и королевскую власть. Мужской и солнечные знак. Перевёрнутый равносторонний треугольник это вода, дождь, плодовитость, божественная милость. Символ луны, женщины.

Прямоугольник – это одна из самых рациональных и правильных форм в человеческом восприятии. Прямоугольная форма наиболее часто используется человеком в быту, к примеру дом, комната, кровать и т.д.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-269783-10", renderTo: "yandex_rtb_R-A-269783-10", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Эллипс – это снижение и восхождение, инволюция и эволюция. Наклонённый эллипс – динамика и напор. Символизирует космическое яйцо.

Пентагон – правильный пятиугольник в виде звезды символ, совершенства, вечности, вселенной. Этот знак размещают на дверях, чтобы отогнать ведьм. Пентагон – амулет здоровья, эмблема Меркурия, Тота, кельтского Гевейна. Символ благополучия, удачи у евреев. Он же легендарный ключ Соломона и символ пяти ран Иисуса Христа. В Японии знак высокого положения в обществе.

Гексагон (правильный шестиугольник) – символ красоты, свободы, числа 6. У некоторых народов олицетворяет образ человека.

Крест – несёт в себе высокий духовный аспект. Символизирует стремление к богу и к вечности. Крест – символ единства жизни и смерти, высших сакральных ценностей.

Свастика – вопреки современным представлениям обозначает благоприятный, счастливый объект. Изображается с загнутыми под углом концами. Для индийцев это знак света и щедрости.

Похожие статьи