ВАС РФ о рекламе: все на благо потребителя. Презентация на тему: Когда Internet стала международной сетью, возникла необходимость предоставить зарубежным странам возможность контроля за

26.04.2024

Ключевыми нововведениями Закона №223-ФЗ стало установление законодателем общих принципов (основ) ведения закупочной деятельности заказчиков, ключевыми из которых являются принципы обеспечения конкуренции и информационной открытости в процессе закупок товаров, работ, услуг.

Одной из основных форм реализации указанных принципов стало установление обязанности для заказчиков осуществлять закупки определенных товаров, работ и услуг в электронной форме. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона №223-ФЗ определение перечня товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться в электронной форме, относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Такой перечень был установлен ПП РФ от 21.06.2012 №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее - ПП №616). Таким образом, все товары и услуги, включенные в данный перечень, должны в обязательном порядке закупаться заказчиком в электронной форме.

Также ПП РФ №616 определяет, в каких случаях закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, не осуществляется в электронной форме:

  • если информация о закупке в соответствии с ч.15 ст.4 Закона №223-ФЗ не подлежит размещению в ЕИС;
  • если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
  • если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке заказчика (например, стоимость закупки не превышает ценовой порог, до которого осуществляются закупки способом «у единственного поставщика», прописанный в Положении о закупке).

7.1. Понятие закупки в электронной форме и перспективы увеличения доли закупок в электронной форме

Для рассмотрения особенностей проведения закупок в электронной форме в первую очередь необходимо определиться с понятием «закупка в электронной форме», поскольку ни Закон, ни Постановление в настоящий момент не дают законодательного определения данного понятия.

Своеобразный пробел в правовом регулировании данной сферы отношений, с одной стороны, предоставляет заказчикам определенную свободу действий в определении способа и порядка проведения закупки в электронной форме, но с другой стороны, порождает большое количество споров, связанных с признанием проведенной процедуры закупкой в электронной форме, и как следствие риск признания процедуры и заключенного по ее результатам договора недействительными, а также вероятность привлечения должностного лица заказчика к административной ответственности.

В частности, на практике нередки случаи, когда заказчики при проведении закупок товаров, работ, услуг, перечисленных в ПП РФ №616, устанавливают требования о необходимости предоставления заявок участниками закупок на бумажном носителе.

Как показывает судебная практика рассмотрения аналогичных споров, позиция антимонопольной службы и судебных инстанций заключается в том, что «электронная форма проведения торгов исключает любую возможность использования бумажного документооборота, а сама процедура должна проходить с использованием только электронного документооборота» 1 .

Аналогичная позиция по определению закупки, проведенной в электронной форме, была высказана Федеральной антимонопольной службой. Согласно этой позиции «в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке» 2 .

В связи с отсутствием в настоящее время единого подхода к определению и классификации закупок в электронной форме в рамках Закона №223-ФЗ, авторы книги считают необходимым выразить свою точку зрения данному вопросу:

  • во-первых, исходя из системного толкования Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись является единственным реквизитом, придающим юридическую силу документу. Сообщение в электронной форме, не содержащее ЭЦП, не может быть идентифицировано как документ, следовательно, его юридическая сила вызывает серьезные сомнения. В этой связи процедуры закупок, проводимые рядом заказчиков посредством приема заявок участников на электронную почту без подписания документов ЭЦП участника, не могут рассматриваться как закупки в электронной форме.
  • во-вторых, возможность признания электронной закупкой процедуры, проведенной вне ЭТП и (или) без использования ЭЦП, будет зависеть от правовой позиции территориального органа ФАС России, которая зачастую может различаться в различных регионах;
  • в-третьих, в настоящее время в России уже сложился функционирующий рынок операторов ЭТП, использующих отработанные механизмы взаимодействия между участниками и организаторами закупки и гарантирующие юридическую чистоту совершаемых сделок, что позволяет законодателю предусмотреть единственно возможный способ проведения процедуры в электронном виде в рамках Закона №223-ФЗ - на сайте оператора электронной площадки.

Указанные пробелы Закона о закупках в части недостаточной регламентации и определенности понятия «закупка в электронной форме» обусловили необходимость внесения изменений в Закон.

1 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.01.2014 года по делу № А40-9514/2013 http://docs.cntd.ru/document/470386578

2 Письмо ФАС России от 05.10.2012 № ЦА/32535

В сентябре 2015 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» , в котором дается четкое и конкретное определение закупки в электронной форме.
В соответствии с указанным законопроектом под закупкой в электронной форме «понимается закупка, проведение которой обеспечивается электронной площадкой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном положением о закупке. При закупке в электронной форме должна обеспечиваться возможность направления заявок участников закупки в форме электронных документов, конфиденциальность информации, содержащейся в таких заявках, до момента открытия доступа к ним заказчику, а также сопоставление предложений участников закупки о цене договора посредством программно-аппаратного комплекса электронной площадки».

По нашему мнению, указанное определение наиболее полным образом отражает те достижения и опыт проведения регламентированных закупок в электронной форме с использованием ресурсов и функционала операторов электронных площадок как наиболее удобного и надежного способа проведения закупок в электронной форме.

Проведение закупок в электронной форме на электронных торговых площадках в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» имело большое значение для развития конкуренции, экономии бюджетных средств заказчиков, а также открытости и гласности при проведении закупок.

В настоящее время эффективность и потенциал электронных закупок в рамках 223-ФЗ раскрыт не до конца. В этой связи предлагаемые законодателем изменения в Закон в части регламентации порядка проведения закупок в электронной форме, а также закрепление ключевой роли операторов электронных площадок при проведении закупок в электронной форме могут способствовать достижению целей и принципов осуществления закупочной деятельности заказчиков, установленных в Законе.

Кроме того, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2013 №867-р был утвержден План мероприятий («дорожная карта») расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. В целях осуществления мероприятий дорожной карты были выделены показатели эффективности, которые необходимо улучшать и значения которых необходимо наращивать. Среди таких показателей доля закупок в электронной форме в общем ежегодном объеме закупок заказчиков открытыми конкурентными способами (измеряется как стоимостная доля договоров, заключенных по итогам открытых процедур закупки в электронной форме, в общем ежегодном объеме договоров, заключенных в рамках закупок заказчиков открытыми конкурентными способами).

Увеличение доли закупок в электронной форме в общем ежегодном объеме открытых конкурентных закупок планируется наращивать постепенно. Так, к концу 2014 года доля электронных закупок должна составить не менее 40%, в декабре 2015 года - не менее 45%, в декабре 2016 года - не менее 50%, в декабре 2017 года - не менее 60%. К концу 2018 года доля таких закупок должна составить не менее 70% в общем объеме закупок, проводимых открытыми конкурентными способами.

7.2. Особенности проведения и преимущества процедур закупок в электронной форме

По общему правилу при проведении процедур закупок в электронной форме документооборот (в т.ч. подача заявки, изменения извещения и документации о закупке, разъяснения документации о закупке и т.п.) осуществляется в электронной форме на электронных торговых площадках.

Проводить закупки в электронной форме выгоднее и проще. Их можно осуществлять не только в отношении ТРУ, указанных в Постановлении №616.

При проведении закупки не в электронной форме заказчик должен принимать заявки, вести журнал регистрации заявок, обеспечивать их хранение должным образом.

При проведении закупок в электронной форме без использования электронных торговых площадок (ЭТП) также возникает ряд проблем, связанных с приемом и хранением заявок.

Проведение закупок на электронной площадке имеет ряд несомненных преимуществ как для заказчиков, так и для поставщиков:

ПРИМЕР: Если по технически причинам заказчик не получит заявку поставщика (например, сервер организации распознает заявку участника как спам и заблокирует электронное письмо), заказчик будет нести ответственность за ограничение конкуренции.

При приеме заявок на электронную почту заказчик обязан проверить, действительна ли электронная подпись. Электронная площадка сама принимает, регистрирует и хранит заявки, осуществляет проверку ЭЦП.

При закупках на электронной площадке заказчику также не нужен аукционист, специальная программа, не нужно тратить целый день на организацию аукциона.

При проведении закупки не в электронной форме заказчику рекомендуется вскрытие заявок делать публично: приглашать участников и осуществлять видеосъемку. При получении жалоб видеозапись послужит доказательством невиновности заказчика.

При проведении закупки на ЭТП такая необходимость отпадает - сама площадка служит гарантом того, что заказчик ничего не сделал с заявками.

Крупнейшие заказчики стремятся проводить максимальное количество закупок в электронной форме:

  • Росатом: 100%
  • Московский метрополитен: 100%
  • Ростелеком: 75%

При работе на ЭТП также возможна удаленная работа, для этого нужна только электронная подпись.

Наряду с вышеуказанными преимуществами электронная торговая площадка ОТС-tender предлагает ряд дополнительных возможностей, повышающих простоту и удобство проведения закупок:
1) электронная площадка OTC-tender интегрирована с сайтом www.zakupki.gov.ru , на котором все заказчики, осуществляющие закупочную деятельность в соответствии с федеральными законами №44-ФЗ и №223-ФЗ, обязаны размещать информацию о закупках. Достаточно зайти на электронную площадку OTC-tender, разместить там всю информацию и нажатием одной кнопки отправить эту же информацию на сайт www.zakupki.gov.ru, затем зайти на ООС и подтвердить эту информацию своей электронной подписью;
2) возможность проведения закупок в электронной форме любым способом , поскольку функционал площадки позволяет заказчику исполнить любые пункты его положения о закупках;
3) реальная экономия для заказчиков (снижение цены заказа до 15% за счет высокой конкуренции на торгах среди поставщиков, автоматизация трудоемких операций по размещению заказа и организации торгов, рост рентабельности за счет снижения издержек и лучших условий поставок);
4) Низкий процент несостоявшихся процедур (на площадке аккредитовано более 100 000 поставщиков, заключено договоров на общую сумму 1,5 трлн. рублей);
5) Бесплатное обучение для заказчиков.

Общий порядок проведения процедур закупок в электронной форме подобен порядку проведения обычных процедур закупки, которые осуществляются с использованием документов на бумажных носителях и/или документов в электронной форме.

Поскольку законодателем не установлены конкретные способы закупки , проведение которых может быть осуществлено в электронной форме, а также перечень операторов электронных площадок, на которых такие закупки могут быть проведены, заказчик самостоятельно в своем положении о закупке должен прописать наименование и интернет-адрес электронной площадки, на которой он проводит электронные закупочные процедуры, и указывать ее адрес в извещении о проведении процедуры закупки в электронной форме.

Кроме того, заказчик в положении о закупке должен указать, какие конкретно способы закупки в электронной форме он будет использовать и в каком порядке данные закупки будут осуществляться, так как электронная форма в части применения Закона №223-ФЗ не ограничивается электронным аукционом, как в госзаказе.

Способы закупки, реализованные на электронной площадке ОТС-tender:

  • Аукционы (открытые, закрытые);
  • Редукционы;
  • Конкурсы (открытые, закрытые, ценовые, на заключение рамочного соглашения, с предварительным квалификационным отбором, с переторжкой);
  • Запросы цен/предложений (открытые, закрытые, с предварительным квалификационным отбором, двухэтапные, многокритериальные, с переторжкой);
  • Конкурентные переговоры (открытые, закрытые, с предварительным квалификационным отбором, многоэтапные);
  • Закупка у единственного источника.

Стоимость работы на площадке ОТС-tender

Регистрация на площадке полностью бесплатная .

Все услуги для заказчиков - бесплатны .

Плата взимается только с участника - победителя процедуры. Если стоимость закупки составляет до 590 тыс. руб., то плата - 1% от начальной (максимальной) цены, если стоимость выше, плата составляет 5 900 рублей.

Также для поставщика возможна оплата участия в торгах в форме безлимитной лицензии , которая предполагает единовременную плату за использование программного обеспечения в течение одного, трех, шести или двенадцати месяцев в размере 5 000 рублей, 14 000 рублей, 28 000 рублей, и 55 500 рублей, соответственно.

Этапы внедрения ОТС.RU (время перехода на электронную площадку составляет от 2-х дней до 2-х недель).
1. Аккредитация на ОТС.RU. Необходимо подать заявку на аккредитацию. К каждому заказчику прикрепляется персональный менеджер. Уточнить своего менеджера можно позвонив на ОТС.RU.
2. Подготовка к торгам. Практическое обучение пользователей ЭТП. Настройка личного кабинета осуществляется вместе с персональным менеджером.
3. Проведение закупок (публикация извещения, рассмотрение заявок, выбор победителя)

7.3. Последствия нарушения порядка осуществления закупки в электронной форме

5 мая 2014 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП), который устанавливает административную ответственность в отношении заказчиков за нарушение требований Закона №223-ФЗ.

В соответствии с ч.2 ст. 7.32.3 КоАП РФ при невыполнении требований ПП РФ №616 (осуществление закупки товаров, работ, услуг в иной форме, в случае если такая закупка должна осуществляться в электронной форме) субъект, совершивший правонарушение, привлекается к административной ответственности:

В качестве должностных лиц выступают лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, в соответствии с примечанием к статье 2.4. КоАП РФ. По общему правилу административная ответственность за данное правонарушение наступит в отношении лица, принявшего решение о закупке не в электронной форме: при наличии приказа о проведении закупки в электронной форме - для лица, подписавшего приказ, при отсутствии приказа - для лица, утвердившего документацию о закупке.

Комиссия может формироваться до проведения процедуры (до публикации извещения), либо в процессе закупки, но до принятия решения, которое надлежит принять комиссии. Рекомендуется создавать комиссию до публичного объявления открытой закупочной процедуры, приглашения к участию в закрытой закупочной процедуре или в срок, достаточный для ознакомления членов комиссии с материалами, вынесенными на повестку дня.

Формировать комиссию следует только тогда, когда необходимо коллегиальное решение по какому-либо вопросу.

При формировании порядка работы комиссии следует учесть:

  • порядок оповещения членов комиссии о заседании комиссии (в том числе срок, в который должно направляться напоминание о заседании и просьба подтвердить присутствие на заседании каждого члена комиссии);
  • порядок ознакомления с материалами, необходимыми для принятия решения по вопросам повестки дня;
  • порядок привлечения экспертов (как происходит привлечение, если эксперт внутренний, как происходит привлечение внешнего эксперта; порядок работы эксперта, статус экспертного заключения);
  • порядок и случаи замены членов комиссии (служебные командировки, непредвиденные случаи, самоотвод, принудительная замена и т.д.);
  • порядок определения легитимности комиссии для принятия решения (кворум - 50 % членов комиссии, имеющих право голоса с округлением в большую сторону (если членов 5, то кворум 3);
  • порядок заседания комиссии (очное, с использованием средств связи (телефонной, видеоконференцсвязь));
  • порядок принятия решения по вопросам повестки дня (право голоса, право вето, право воздержаться от принятия решений; голосование очное/заочное, открытое/закрытое; равенство голосов, равенство баллов.
  • фиксация решений комиссии (протоколирование, аудио/видео запись);
  • порядок присутствия сторонних наблюдателей (необходимо четко установить правила присутствия и оговорить степень их полномочий);
  • порядок оповещения участников о принятых комиссией решениях (направление протокола, выписки из протокола в отношении конкретного участника, указание поименного состава принявших решение/без указания поименного состава лиц, принявших решение.

Порядок принятия решений по вопросам повестки дня

Право вето - право заблокировать принятие решения (например, в случае, если комиссия формируется сторонним организатором, входящий в нее представитель заказчика может обладать таким правом; в регламенте работы комиссии необходимо предусмотреть последствия реализации права вето).

Право воздержаться от принятия решений - право не голосовать «за» или «против». Не рекомендуется включать такое право.

Основной принцип использования произведений, охраняемых авторским правом – в том, что оно должно осуществляться только с разрешения обладателя исключительных прав. Такой принцип закреплен в статье 1229 ГК , общей для всей "интеллектуальной собственности".

Однако, в сфере авторского права существует ряд ситуаций, когда разрешения правообладателя можно все-таки не спрашивать. Сегодня мы поговорим как раз о таких ситуациях, которые называются "свободным использованием". В отличие от "коллективного управления", которое мы рассматривали в одной из предыдущих колонок, "свободное использование" не сопровождается никакими выплатами.

Личные нужды

Первая большая разновидность "свободного использования" – это использование в личных целях, право на которое закреплено статьей 1273 Гражданского кодекса :

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением: 1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; 2) воспроизведения баз данных или их существенных частей; 3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса ; 4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275 ) книг (полностью) и нотных текстов; 5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; 6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Напомню, что под "воспроизведением" закон () понимает не прослушивание или просмотр произведения, а создание его копии. Хотелось бы обратить внимание на то, что "по умолчанию" копировать в личных целях разрешено практически все виды произведений, за исключением программ для ЭВМ и баз данных. По замыслу авторов старого закона "Об авторском праве... " разрешение на их копирование привело бы к неоправданному ущербу для правообладателей: слишком уж легко его можно осуществить. Прошло время, с распространением цифровой техники и Интернета точно так же легко стало копировать всю остальную "интеллектуальную собственность", но старые ограничения перекочевали из закона в Гражданский кодекс. Однако, при этом в статье 1245 ГК предусмотрен механизм возмещения упущенной правообладателями выгоды:

Статья 1245. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях 1. Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Фактически, все мы платим за воспроизведение в личных целях (или, как его еще называют, "домашнее копирование"), покупая "болванку" или другой носитель для записи: отчисления правообладателям уже заложены в цену этого носителя. Что же касается других ограничений, установленных в статье 1273 , то подробнее можно остановиться на "репродуцировании" книг и нот, под которым чаще всего понимается ксерокопирование или сканирование с последующей распечаткой. Если книги запрещено репродуцировать полностью, то нотные тексты – в любом объеме. Это тоже "реликт", сохранившийся в законодательстве "со старых времен", одной из его задач является охрана интересов издателей нот, которые, собственно, и были первыми "борцами с пиратством". Важно помнить еще и то, что под определение "репродуцирования" из статьи 1275 ГК попадает только изготовление "бумажной копии", электронные документы в него не включаются:

Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

То есть, даже отсканировав для себя всю книгу, авторских прав вы не нарушите до тех пор, пока ее не распечатаете, тоже полностью. Не является репродуцированием даже распечатка распознанного текста, поскольку воспроизведение должно быть "факcимильным", то есть, фотографически повторяющим исходное произведение. Одно из нововведений в положения закона о "домашнем копировании" – это пп. 5 п. 1 статьи 1273, который запрещает для личных целей видеозапись "аудиовизуального произведения при его публичном исполнении". Речь здесь идет об изготовлении так называемых "экранных копий" фильмов, или "экранок". Чаще всего они предназначены для "пиратского" распространения, однако, закон запрещает делать их и для себя.

Научные и культурные цели

Следующая , названа "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Она описывает ситуации, когда произведения можно использовать не только для себя, но и при создании других произведений, компиляции, а также другими способами. В начале списка разрешений речь идет о цитировании:

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

Казалось бы, все должно быть понятно, но, тем не менее, именно с цитированием связано несколько распространенных заблуждений. Первое – относительно его объема: существует мнение, что цитировать можно "только до тридцати процентов произведения" ("только N процентов", "до одной трети", и т.д.). Это неверно: закон говорит об "объеме, оправданном целью", для маленьких произведений это может быть и весь текст целиком, закон не запрещает цитирование полностью. Мнение о жестко установленном объеме цитирования ведет свое происхождение из зарубежной правоприменительной практики, а также Гражданского кодекса 1964 года, в котором этот объем ограничивался одним авторским листом. В современном законодательстве таких ограничений нет. Второе – мнение о том, что цитирование представляет собой включение отрывка из чужого произведения в свое собственное, причем цитируемый отрывок не должен занимать значительную часть от всего текста. Этого закон тоже не требует, наоборот: разрешены "обзоры печати", которые могут состоять из отрывков других материалов большей частью или вообще целиком. Ну и, наконец, распространено мнение о том, что цитировать можно только тексты. Это тоже не так: в законе вообще не установлено каких-либо ограничений на вид цитируемого произведения, то есть, это может быть изображение или видеофрагмент. Цитирование исключительно текстовой информации – еще один архаизм, возникший в "докомпьютерный" период, когда ничего другого процитировать было просто нельзя. Следующее основание для "свободного использования" – так называемые "учебные цели": "2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;" В этом отрывке речь идет об учебниках и прочих материалах учебного характера. Следует отметить, что сборники отрывков из разных произведений (хрестоматии) под это разрешение не попадают: понятие "иллюстрации" предполагает, что это – отрывок произведения, который служит примером для подкрепления каких-либо положений. Иллюстрация должна включаться в другое произведение, так что составить сборник из "иллюстраций" закон не позволяет. Два следующих подпункта статьи связаны с работой средств массовой информации:

3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем; 4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

Подпункты 3 и 4 разрешают средствам массовой информации перепечатывать чужие статьи и речи, связанные с политикой. Правда, издание, в котором такие статьи публикуются, может запретить их перепечатку или потребовать получать предварительно разрешение. Что касается политических материалов, то их можно использовать примерно так же, как и цитаты: в объеме, "оправданном поставленной целью". Пятый подпункт сформулирован довольно неудачно, так что придется расшифровать, что в нем имеется в виду:

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

Он разрешает включать в фото- или видеоматериалы изображения тех произведений, которые попали в кадр при фотографировании или видеосъемке. Получать согласие правообладателя или платить ему при этом не требуется. Правда, распространяется это только на "обзоры текущих событий", для показа, например, в фильме, придется спрашивать разрешения (или договариваться о "продакт-плейсменте"). Шестой подпункт разрешает переиздавать произведения так называемым "шрифтом Брайля", предназначенным для прочтения слепыми. При этом не должно извлекаться прибыли. Вторым пунктом статьи библиотекам разрешается предоставлять экземпляры произведения во временное пользование, причем производиться это должно бесплатно. Библиотекам также запрещено выдавать на руки экземпляры произведений в цифровой форме: с ними читатели могут работать только в помещении библиотеки и только при отсутствии возможности скопировать их. Третий пункт статьи представляет собой нововведение, ранее в законодательстве его не было. Он разрешает без согласия правообладателя использовать произведения для создания пародий или карикатур, причем это касается не только переработки, но и использования самого произведения. Следующая статья 1275 говорит о репродуцировании произведения, на определении которого мы уже останавливались:

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 1273) в единственном экземпляре без извлечения прибыли: 1) правомерно опубликованного произведения - библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов; 2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

К сожалению, многие библиотеки толкуют этот запрет расширенно и запрещают читателям самостоятельно делать копии книг в читальных залах принесенными с собой фотоаппаратами. Обоснования для этого придумываются самые разные, вплоть до того, что "окружающим будет мешать вспышка". Правда, если освещенность достаточна для чтения, то и снимать в большинстве случаев можно без вспышки, но запретители этого почему-то во внимание не принимают. В ход также часто идут ссылки на "четвертую часть ГК, которая запретила копирование", и, разумеется, толкование этой четвертой части с реальностью имеет мало общего. Основная цель таких запретов – вынудить читателя воспользоваться библиотечным ксероксом, разумеется, не бесплатным. С точки зрения закона "О защите прав потребителей " такие действия – это типичная "навязанная услуга". Посетитель вполне может сам сделать себе копию, как уже говорилось выше, такое право предоставлено ему статьей 1273 Гражданского кодекса. называется "Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения":

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.

Она очень похожа на подпункт 5 первого пункта статьи 1273, который разрешает показывать в фотоснимках и видеозаписях произведения, случайно попавшие в кадр. Только в этой статье речь идет о произведениях архитектуры или изобразительного искусства, то есть речь идет о зданиях, которые доступны любому взгляду, и картинах, а также прочих произведениях искусства, которые находятся в местах со свободным доступом. Точно так же изображение произведения не должно доминировать в кадре, оно может быть показано "на заднем плане". Сходные нормы зарубежного законодательства получили названия "свобода панорамы". разрешает свободно исполнять музыкальные произведения в ходе различных церемоний. Освобождение от оплаты получили официальные и религиозные церемонии, а также похороны. Как правило, разночтения возникают при определении того, какая церемония может быть отнесена к "официальным": закон не содержит их исчерпывающего перечня. Как правило, к ним относят церемонии, устраиваемые органами государственной власти и связанные с какими-либо государственными праздниками. К "официальным" может быть также отнесена церемония бракосочетания. В статье 1278 содержится освобождение от выплат создания копий произведений при производстве по делам об административных правонарушениях, а также при предварительном следствии, дознании и осуществлении судопроизводства. При этом установлено обычное в таких случаях ограничение на объем использования: он должен быть "оправдан этой целью". разрешает организациям, осуществляющим вещание в эфире, записывать те произведения, на передачу которых у нее есть право. Эта запись имеет временный характер и должна быть уничтожена в течение шести месяцев со дня изготовления.

Программы и базы данных

И, наконец, последняя статья, описывающая "свободное использование" – 1280. В ней говорится про программы для ЭВМ и базы данных:

1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных (пользователь), вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения: 1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;

В данном пункте речь идет о так называемой "адаптации" программы для ЭВМ, которую разрешено производить для ее корректной работы. Договором с правообладателем можно запретить исправление ошибок, однако, все остальные действия выполнять можно беспрепятственно, поскольку они фактически связаны с использованием программы по ее прямому назначению. Кроме этого, владелец экземпляра вправе сделать так называемую "архивную копию":

2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем цели, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базы данных перестало быть правомерным.

Как мы видим, архивная копия служит заменой оригиналу купленного экземпляра программы, она должна использоваться в тех же целях, что и оригинал, а если пользователь утратил право использования программы – эта копия должна быть уничтожена. Разумеется, если программа передается другому пользователю, вместе с ней можно передать и архивную копию. Еще одна группа полномочий владельца программы – право на изучение ее работы, а также декомпилирование в случае необходимости:

2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления действий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи. 3. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий: 1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников; 2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию; 3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ.

Право изучать функционирование программы – это нововведение Гражданского кодекса, ранее в отечественном законодательстве оно отдельно не выделялось, в отличие от права на дизассемблирование. Впрочем, фактически оно признавалось и до этого. Право на дизассемблирование существовало и раньше, однако, в связи со сложностью современных программ, мало кто им пользовался. В статье 1280 также содержится запрет на нанесение "неоправданного ущерба" использованию программы для ЭВМ в результате применения остальных положений статьи. Фактически это – запрет на злоупотребление "свободным использованием". Он аналогичен общему запрету, содержащемуся в статье 1229 ГК (п. 5, абзац 2). Таким образом, законом предусмотрено довольно большое число ситуаций, когда охраняемый авторским правом произведения могут быть использованы совершенно бесплатно и без разрешения правообладателя. Разумеется, при этом должны соблюдаться так называеме "личные неимущественные права" автора, к которым относится право на имя, защиту произведения от искажений, и другие. Эти права охраняются бессрочно.

Например: ca – код Канады, ru – код России,

то компьютер на территории Канады может иметь такое имя: hockey.cuba.ca

на территории России porshe.wictor.ru

Общее число кодов стран – 300; компьютерные сети существуют

приблизительно в 170 из них.

Окончательный план расширения системы присвоения имён ресурсов в Internet был наконец-то объявлен

комитетом IAHC (International Ad Hoc Committee). Согласно новым решениям,

к доменам высшего уровня, включающим сегодня com, net, org, прибавятся:

firm – для деловых ресурсов Сети; store – для торговли;

web – для организаций, имеющих отношение к регулированию деятельности в WWW;

arts – для ресурсов гуманитарного образования; rec – игры и развлечения;

info – предоставление информационных услуг; nom – для индивидуальных ресурсов.

В настоящее время ежемесячно регистрируется примерно 85 тысяч новых имён.

Годовая оплата имени составляет 50 долларов.

Правовые нормы

При работе в Internet должны соблюдаться три правовые нормы: Значительная часть Internet финансируется за счёт

федеральных субсидий, вследствие чего исключается чисто коммерческое

использование сети. Internet – интернациональная сеть.

При отправке чего-либо, в том числе и битов,

через государственную границу следует руководствоваться законами,

регулирующими экспорт, а не правовыми нормами данного государства.

В случае доставки программного обеспечения (или, например, просто идеи)

из одного места в другое следует учитывать региональные

правовые нормы, касающиеся интеллектуальной собственности и лицензий

Поиск и просмотр информации в Интернет

Служба World Wide Web предназначена для доступа к электронным документам особого рода, которые называются Web-документами или, упрощенно, Web-страницами. Web - страница - это электронный документ,

в котором кроме текста содержатся специальные команды

Просматривают Web- страницы с помощью специальных программ, называемых броузерами , так что броузер - это не просто клиент WWW служащий для взаимодействия с удаленными Web-серверами,

это еще и средство просмотра Web -документов.

Например: Internet Explorer - Обозреватель WWW

Программа запускается двойным щелчком на её значке расположенном на Рабочем столе или одним щелчком на Панели быстрого запуска.

Её можно запустить и из Главного меню командой

Пуск - Программы – Internet Explorer

Просмотр информации в Интернет

В момент запуска Обозреватель загружает титульную Web – страницу. Пользователь может сам назначить эту страницу. Для этого надо дать команду Сервис – Свойства обозревателя

и указать адрес страницы, например: http://www.rambler.ru

В мире существует немало Web – сайтов удобных в качестве начальной страницы

Такие сайты называют порталами.

Портал – это удобная площадка для дальнейшего погружения в Web.

Поиск информации в Интернет

Насыщенность Интернета Web – документами огромна. Поиск необходимой информации – основная проблема службы WWW. Она решается с помощью технологии гиперссылок. Существуют специальные Web – узлы, которые называют поисковыми системами или поисковыми каталогами.

Публикации, 17:48 19.06.2012

© РАПСИ, Сергей Феклюнин

ВАС РФ о рекламе: все на благо потребителя

Контекст

Сергей Феклюнин, РАПСИ

Рассылку рекламы на мобильные телефоны можно осуществлять только с согласия абонентов, реклама БАДов не может сопровождаться упоминанием заболеваний, от которых они якобы помогают, а употребление слов "лучший", "первый" и "номер один" в рекламе возможно только с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение.

Такие разъяснения содержатся в проекте постановления Пленума Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе". Проект будет обсуждаться 20 июня на заседании Президиума ВАС РФ.

В документе, систематизирующем существующую и определяющем будущую судебную практику, высший арбитраж впервые решил высказаться о таком явлении, как спам-рассылки. Правда, из текста проекта не совсем ясно, распространяется ли правовая позиция ВАС на Интернет и, в частности, на электронную почту, где от спама страдает большинство пользователей. Возможно, этот вопрос будет снят во время обсуждения проекта. Пока же в нем содержится такое положение:

"Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы".

Далее уточняется, что согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. При этом если вы согласились получать от кого-то прогноз погоды, ваш контрагент не имеет права присылать вам еще и рекламные сообщения.

Диагноз и БАД не совместимы

ВАС напоминает нижестоящим судам, что рекламное законодательство содержит запрет в рекламе биологически активных добавок (БАД) и пищевых добавок создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами. И поясняет, как эту норму следует применять: реклама добавок может быть признана создающей такое впечатление, если в ней "содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект".

Сказал А - говори Б, В и т.д.

В проекте постановления закрепляются правила, выработанные судебной практикой, для оценки законности рекламы банковских услуг.

Закон о рекламе устанавливает обязательное требование к банкам: если в рекламе кредита указано одно из условий, влияющих на его стоимость (например, процентная ставка), то должны быть указаны и все остальные условия.

Как поясняет ВАС РФ, к таким условиям относятся, в частности, сведения о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита - по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариального заверения документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог и т.д.

Однако рекламодатель освобождается от указания конкретного размера расходов клиента - достаточно упоминания о самом факте несения затрат. Кроме того, не относятся к информации, влияющей на стоимость кредита, сведения о неблагоприятных последствиях нарушения договора, поскольку размер санкций к нарушителю, как правило, не может быть определен заранее.

Нечитаем - значит, не существует

К этой же группе разъяснений примыкают положения о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Перечень обязательной информации при рекламе тех или иных товаров и услуг определяет законодательство о рекламе.

ВАС РФ уточняет, что в том случае, если соответствующая информация является нечитаемой (из-за размера шрифта, цветовой гаммы и т.д.), то суды могут признать ее отсутствующей, а саму рекламу - ненадлежащей.

Критерий непревзойденности

В проекте постановления Пленума ВАС РФ предпринята попытка урегулировать такой тонкий вопрос, как сравнение в рекламе товара одного производителя с аналогичным товаром другого. В соответствии с законом о рекламе, если такое сравнение некорректно, то и вся реклама признается недобросовестной.

ВАС поясняет, что означает в данном контексте термин "некорректно". Так, рекламодатель в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не должен допускать сравнение, основанное на несопоставимых критериях, а также неполное сравнение товаров, не позволяющее объективно оценить свойства рекламируемых товаров.

Отдельно высший арбитраж разъясняет правила по применения таких популярных в рекламе эпитетов, как "лучший", "первый" и "номер один". Их употребление недопустимо без указания "конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение". Если подтверждения нет, суд признает такую рекламу недостоверной.

Вывески и указатели - в законе

"Не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также размещение иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение указанной информации преследует, прежде всего, цели, не связанные с рекламой".

В другом пункте сформулирован подход к указателям, устанавливаемым обычно на обочинах дорог на знаках маршрутного ориентирования и показывающим направление движения к предприятию.

По мнению ВАС РФ, подобные указатели не являются рекламными конструкциями только в том случае, если их установка согласована с органами ГИБДД и информация, размещенная на таких знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов.

Только по одной ситуации применения законодательства о рекламе разработчики оставили в проекте принципиальную смысловую "развилку". Она касается случаев, когда антимонопольный орган, уличивший компанию в недобросовестной рекламе, требует от нее в суде распространить опровержение (контррекламу).

В проекте основным значится вариант, согласно которому антимонопольный орган не обязан доказывать, что недостоверная реклама ответчика нарушила или могла нарушить права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Однако для обсуждения предлагается и противоположный подход. Если он будет принят, антимонопольщикам придется доказывать факт нарушения прав третьего лица.

В проекте также даются пояснения по вопросам, вытекающим из договоров о спонсорской рекламе, регулируется распределение ответственности между рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, толкуются особенности использования в рекламе чужих товарных знаков, а также размещения и демонтажа рекламных конструкций.

Законным способом это сделать вряд ли получится, так как в большинстве случаев ведение бизнеса без регистрации грозит не только проблемами со штрафами, но и уголовным наказанием. В результате экономия может обернуться еще большими расходами на штрафы и проблемами с законом.

Но есть и небольшие исключения и хитрости, которые могут помочь отложить процедуру оформления на некоторое время или же пересмотреть свои планы по ведению бизнеса.

Налоговое, административное и гражданское законодательство России указывает, что любой бизнес должен быть зарегистрирован до начала ведения хозяйственной или иной деятельности.

По факту, без свидетельства о госрегистрации нет как такового индивидуального предпринимателя. Есть лишь человек, который оказывает услуги. Это касается всех сфер работы: от репетиторства до предоставления хозяйственных услуг. Если в кодексах других стран установлена возможность осуществлять некоторую работу без регистрации, то у нас такого просто нет.

В Налоговом кодексе не указаны определенные виды деятельности, которые можно осуществлять без открытия индивидуального предпринимателя, но четко установлено, что не подавать заявление в ФНС можно только при условии того, что работа ведется не постоянно. А если:

  • прибыль от сделок поступает больше двух раз в год.
  • у бизнеса есть постоянные контакты с поставщиками или клиентами есть учет прибыли и расходов.
  • предприниматель заключает сделки с определенной последовательностью.

Негласными признаками ведения незаконной предпринимательской деятельности считаются наличие офиса или торговой точки, а также достижение оборотов компании определенного объема (порядка 200 000 рублей).

Если у бизнеса есть хотя бы два из этих признаков, то это уже считается предпринимательской деятельностью, которую необходимо обязательно зарегистрировать, а вслед за этим - и сдавать отчетность, на основе которой будет уплачиваться налог.

Можно ли вести бизнес без оформления ИП

Да, но стоит учитывать, что у этого есть существенный недостаток: платить налоги все-таки придется. Но, если вы все-таки хотите попробовать, есть несколько вариантов, при которых отсутствие регистрации не будет фактическим нарушением закона.

Вариант первый: работать по гражданским договорам.

Бизнесмен может заключать договора с компаниями или людьми и получать прибыль на их основании. Это могут быть договора подряда, купли-продажи, авторского вознаграждения, выполнения работ или любой другой. По сроку действия такой договор может быть рассчитан и на единоразовое предоставление услуг, и на работу в течение определенного времени.

В случае заключения такого договора регистрировать бизнес не обязательно, но стоит учитывать, что о полученных средствах все равно нужно отчитаться в налоговую службу, только уже как физическое лицо.

Вариант второй: продавать товары.

Продажа товаров без оформления деятельности - более сложная тема. Дело в том, что классический товарооборот связан с выдачей чеков, оформлением учетных книг и последующей сдачей отчетности в налоговую службу. Поэтому, чтобы продать товар без оформления предпринимательской деятельности, можно работать по двум схемам:

  • дропшиппинг.
То есть, продажа товара без физического контакта с ним же. Схема работы простая: клиент заказывает товар и производит оплату посреднику, посредник-продавец передает поставщику информацию о заказе и переводит оплату. После этого продавец вручает товар клиенту.

При использовании этого метода есть две сложности: во-первых, нужно работать с поставщиком, который согласен работать по такой схеме. Во-вторых, агентское вознаграждение все равно подлежит декларированию.

  • посредник-менеджер.
Здесь все проще: предприниматель ищет клиента, заключает с ним договор и передает оформленные документы поставщику. После этого посредник-продавец получает свое агентское вознаграждение.
Для работы по такой схеме нужно быть готовым к тому, что прибыль придется декларировать, а также поставщик может удерживать из вознаграждения налоги. В результате получение прибыли будет не таким уж и выгодным, так как для предпринимателя ставка была бы ниже, чем для обычного работника.

Вариант третий: открыть торговую точку.

Открытие торговой точки, не регистрируя бизнес - самая сложная задача. Дело в том, что оборот любой точки должен быть задокументирован. Поэтому самый простой законный способ - открытие представительства или филиала, то есть, работа под брендом зарегистрированной компании. В этом случае проблемами документооборота будет заниматься компания, и все будет проходить в ее отчетности.

Есть и особые варианты того, чем можно заниматься без оформления ИП

Это может быть рукоделие, предоставление помощи в уборке и уходе за домом, садом, прочие хозяйственные работы. Отдельно стоит интернет-бизнес: так как у предпринимателя нет офиса и физического товара, контакта с покупателем, с ним сложнее взаимодействовать.
Обычно налоговая служба не обращает внимания на такие небольшие бизнесы.

На настоящий момент это самые простые законные способы работы. Стоит помнить, что все эти виды деятельности в РФ реальны, но неудобны из-за сложностей с законом. В большинстве случаев такие варианты ведения бизнеса зависят от руководства другой компании, то есть, по факту, бизнес без регистрации будет означать зависимость от других людей и их особенностей ведения бизнеса.

Сколько можно работать без регистрации

В Налоговом кодексе РФ указано, что перед тем, как начинать предпринимательскую деятельность, нужно зарегистрировать предпринимательскую деятельность.

Это означает, что работать, не регистрируя бизнес, нельзя. На практике же осуществлять предпринимательскую деятельность можно максимум месяц-два, не больше. К такой мере можно прибегнуть, если нужно срочно начать работу или открыть торговую точку в процессе оформления документов.

Что будет, если налоговая обратит внимание на бизнес без ИП

В законе прямо указано, что человек не может осуществлять какую бы ни было предпринимательскую деятельность без регистрации - сначала нужно подать документы, а начинать работу можно только после получения свидетельства. Если же этого не сделать, то предприниматель попадает под несколько видов ответственности:

  • Административная ответственность.
За то, что предприниматель вовремя не уведомил налоговые органы - штраф или уголовное дело.
  • Налоговая ответственность.
Если были проведены налоговые проверки и было установлено, что предприниматель давно занимается предоставлением услуг или продажей товаров, то ему может быть начислена сумма налогов за определенный период. Таким периодом будет считаться дата от момента начала работы по дату проведения налоговой проверки и выявления нарушения.

Сумма штрафа и начисленных налогов, недополученных государством, будет зависеть от того, какой была прибыль индивидуального предпринимателя (исходя из данных чеков, договоров или других фактов), какой вид деятельности он осуществляет.

Если вы думаете, что вас это может не коснуться, то ошибаетесь. Обратиться в налоговую службу может недовольный партнер, клиент или излишне бдительный гражданин. И, конечно же, сама Федеральная налоговая служба может обратить внимание на движение средств по счетам, принадлежащим физическому лицу, на составление договоров, которые регулярно регистрируются как сделки от имени физического лица.

В результате можно заплатить намного больше, чем при официальной регистрации, плюс уплатить административный штраф и попасть в поле зрения налоговой полиции. Поэтому индивидуальному предпринимателю работать без оформления можно, но это невыгодно. Платить налоги постоянно дешевле, чем раз заплатить штраф и уплатить налоговые сборы за весь период ведения незаконной предпринимательской деятельности.

Несколько слов о налогах

Чаще всего, о том, как работать без открытия ИП задумываются те, кто считает, что платить нужно очень много. На самом деле это не всегда так: существуют разные режимы налогообложения, а в самом законодательстве предусмотрена возможность работать по нулевой ставке, то есть, без уплаты налогов.
Также есть возможность просто сдавать нулевую отчетность (что не освобождает от уплаты других взносов), что существенно уменьшает расходы на уплату налогов.

Так регистрировать или нет?

Если же вы все еще находитесь в сомнениях, то наши юристы рекомендуют зарегистрировать ИП как можно скорее. Все дело в вашей финансовой безопасности и устойчивости бизнеса. Оформление обойдется в 800 рублей, в то время как штрафы и начисленные суммы неуплаченного налога будут намного больше.

Похожие статьи