Костин игорь юрьевич где сейчас. Игорь Костин, Силовые машины: Достигнутые результаты вселяют уверенность

11.03.2024

Окончил Череповецкое высшее военно-инженерное училище радиоэлектроники.


Вступивший в должность в октябре 2007 г. новый генеральный директор "Силовых машин" Игорь Костин - представитель команды металлурга Алексея Мордашова. В этом кресле он сменил Бориса Вайнзихера, который совмещал пост генерального директора машиностроительного концерна с должностью члена правления - технического директора РАО "ЕЭС России". Замена руководящей фигуры в "Силовых машинах" произошла после того, как владелец "Северстали" проявил интерес к крупнейшей энергомашиностроительной компании России, купив блокпакет акций (30,4%) "Силовых машин". В меткомбинате "Северсталь" Костин являлся заместителем гендиректора по бизнес-планированию, а до этого руководил постройкой Ижорского трубного завода (производит трубы большого диаметра).

Образование

2004: Школа бизнеса Университета Нортумбрия (г. Нью-Касл, Великобритания), степень MBA;

Череповецкий государственный университет, автоматика и управление в технических системах;

Череповецкое высшее военно-инженерное училище радиоэлектроники.

Карьера

2007-н.вр.: "Силовые машины", генеральный директор;

2002-2005: Ижорский трубный завод в Санкт-Петербурге, руководитель строительства, председатель Совета директоров;

1997-2007: ОАО "Северсталь", инженер-электронщик в центральной лаборатории теплотехники, инженер-программист, экономист в отделе стратегического планирования, руководитель процессами стратегического планирования, заместитель генерального директора по бизнес-планированию.

Итоги уходящего года и основные задачи на 2010 год корпоративной газете «Силовые машины» комментирует генеральный директор «Силовых машин» Игорь КОСТИН.

– Игорь Юрьевич, давайте начнём с неприятного – с кризиса. Буквально за несколько месяцев до него, летом 2008 года, наша компания объявила о запуске двух амбициозных проектов – разработке тихоходного турбоагрегата мощностью 1200 МВт для атомных электростанций и строительстве нового производства в Металлострое. Как удалось сохранить эти проекты и продолжить их реализацию в разгар кризиса?

– А вы считаете, что нужно было отказаться?

– Нет, но думаю, что в тот момент они могли быть приостановлены.

– Когда мы принимали решение о строительстве нового завода, мы исходили главным образом из фундаментальных предпосылок. Модернизация и технологическое обновление производства – это вопрос выживания «Силовых машин» в современном мире. Также нам крайне необходимо запустить процесс создания нового предприятия с качественно новой производительностью труда.

Суть нашего проекта – создание самого современного на сегодня в нашей стране, да и, возможно, в мире, предприятия по производству энергомашиностроительного оборудования. На первом этапе, к реализации которого мы уже приступили, планируется строительство комплекса по производству тихоходных и быстроходных турбин и турбогенераторов для атомных электростанций.

– За счёт каких мер будут минимизированы издержки?

– Преимущество по себестоимости будет достигнуто за счёт применения новейших металлообрабатывающих комплексов, высокой автоматизации производства, иного уровня производительности труда, эффективной организации технологического цикла, правильно организованной внутрицеховой логистики.

– Завод в Металлострое будет выпускать принципиально новый для рынка России продукт – тихоходный турбоагрегат мощностью 1200 МВт. При этом наша компания является безусловным лидером в сфере быстроходных технологий, которые считаются намного сложнее тихоходных. Чем продиктовано решение выйти на новый для компании рынок?

– Сейчас в мире наметилась тенденция повышения единичной мощности АЭС. Европейские реакторы рассчитаны на мощность 1300, 1500 МВт. В Финляндии идёт строительство пятого энергоблока АЭС «Олкилуото» мощностью 1700 МВт. Быстроходные технологии при таких высоких единичных мощностях уже применяться не могут. Это перспективный рынок, на котором активно работают зарубежные коллеги, и мы не хотим его упускать. В то же время заказчик, делая свой выбор в пользу того или иного турбоагрегата, ориентируясь на общемировую тенденцию, должен иметь возможность выбора, которую мы ему пока предоставить не можем. Кроме того, новый агрегат послужит базой для создания блоков АЭС более высокой единичной мощности – до 1600 МВт.

– И строительство завода, и выпуск нового инновационного продукта – тихоходного турбоагрегата – требуют значительных инвестиций. Каковы их источники?

– Текущая финансовая ситуация позволяет нам инвестировать в этот проект значительную долю собственных средств, так как, не имея собственных средств, невозможно рассчитывать на заёмное финансирование. Также ведутся переговоры о финансировании проекта с рядом государственных банков, в частности с Внешэкономбанком. Первоначальный объём инвестиций в проект оценивается в 6 млрд рублей.

– Говоря о новом заводе, вы не раз подчёркивали, что намерены сохранить и развивать существующее производство.

– Совершенно верно. В настоящее время принято решение сохранить действующее производство на существующих территориях ЛМЗ, «Электросилы» и ЗТЛ, а также продолжить инвестиции в модернизацию оборудования. Не буду отрицать, что первоначально мы рассматривали возможность перевода в Металлострой всех наших заводов. Сейчас эти планы отложены в связи с необходимостью реализации масштабной производственной программы и выполнением обязательств перед заказчиками. Однако незначительные шаги в направлении оптимизации действующего производства в ближайшее время всё же будут предприняты.

– Речь идёт об одном из участков на территории «Электросилы»?

– Да, о той части, которая расположена на нечётной стороне Московского проспекта, за станцией метро «Электросила». Этот небольшой участок площадью 7,2 гектара мы планируем освободить в течение года-полутора в рамках оптимизации производства. Часть производства (аппаратный комплекс) с этой площадки будет перенесена на новый завод, часть – на основную территорию филиала площадью 31,5 гектара на чётной стороне Московского проспекта. Подобные меры упростят процессы внутризаводской логистики, сократят временные затраты на перемещение с одной стороны предприятия на другую. Кроме того, будет создан единый инструментальный комплекс для всех наших филиалов.

Принимая решение о перепрофилировании территории, мы отталкивались не только от собственного видения, но и от планов городской администрации. Согласно градостроительным планам, утверждённым правительством Санкт-Петербурга, высвобождаемая территория уже переведена в зону жилищной застройки.

– Игорь Юрьевич, на высвобождаемой территории помимо производства находятся и социальные объекты. Какие решения будут приняты по ним?

– И медсанчасть, и столовая будут сохранены. Как и часть производства, они переедут на чётную сторону Московского проспекта. Я уже дал распоряжение директору по персоналу проработать вопрос сохранения этих объектов.

Также мы будем прорабатывать вопрос организации доставки работников в Металлострой, где в дальнейшем будет размещён аппаратный комплекс. Постараемся решить эту проблему максимально удобным для наших людей способом.

– Какие ещё значимые проекты в стратегических планах компании?

– Один из самых важных проектов следующего года – это централизация функциональных служб. По сути в структуре «Силовых машин» останутся головной офис, который будет включать все функциональные службы (продажи, сервис, финансы, закупки, персонал, ремонтные цехи, службы качества, службы главного механика, главного архитектора и так далее) и два филиала – ЛМЗ и «Электросила». Работники ЗТЛ войдут в состав ЛМЗ.
В структурах филиалов сохранятся производственные комплексы и цехи, конструкторские бюро и технологические управления. Здесь есть своя специфика: и КБ, и технологические службы должны тесно работать с производством, поэтому несмотря на функциональное подчинение техническому директору Юрию Кирилловичу Петрене административно они будут подчиняться директору филиала.

– Какие цели преследует централизация?

– Несмотря на наличие единого юридического лица – ОАО «Силовые машины» – каждый филиал организует свою деятельность так, как будто он до сих пор остаётся самостоятельным заводом. У нас четыре службы персонала, четыре службы безопасности, разные службы закупок и так далее. Это в корне неверно. Ведь если мы – одна компания и если наши предприятия являются составной частью единого целого, то и функциональные службы должны быть едины и строить свою работу исходя из общей концепции. Ещё одна задача – это формирование единой системы ценностей, единой системы мотивации, направленных на достижение общих результатов. У нас должна существовать одна общая для всех цель – качественно, на самом высоком техническом уровне и по себестоимости, рассчитанной при составлении технико-коммерческого предложения, выполнить заказ наших клиентов.

– Каким образом будет организован процесс централизации? Придётся ли людям менять свои рабочие места?

– Большей частью люди сохранят свои рабочие места и будут территориально находиться там, где они работают сейчас. Некоторые перемещения возможны, но они не будут носить массовый характер.

Что касается организационной стороны вопроса, то до конца уходящего года мы должны утвердить организационные структуры по каждому направлению, под эти оргструктуры будут сформированы штатные расписания. В январе – феврале 2010 года начнём процесс перевода работников. Это будет достаточно сложный бумажный процесс, на каждом из этапов придётся подписывать различные документы, которые обязательны по трудовому законодательству.

Главное – сделать этот процесс максимально открытым, и ключевая задача руководителей всех уровней – довести информацию о централизации непосредственно до каждого.

– Когда планируется завершить процесс централизации?

– Де-юре этот процесс будет завершён 1 апреля 2010 года, когда закончится перевод работников в централизованные службы. Однако де-факто нам всем в дальнейшем предстоит кропотливый труд по выстраиванию эффективной работы уже в новых условиях. Этот процесс потребует максимальной отдачи как от руководителей, так и от сотрудников абсолютно всех уровней.

– Игорь Юрьевич, согласно финансовой отчётности наша компания демонстрирует очень хорошие результаты: за девять месяцев 2009 года выручка составила более 34,5 млрд рублей, чистая прибыль превысила 3,89 млрд рублей. Можно ли утверждать, что финансово-экономический кризис в нашей компании успешно преодолён?

– Выходом из кризиса это ни в коей мере назвать нельзя. Выход из кризиса потребует от нас много времени, сил и напряжённой работы. Особенно это касается сбытовых подразделений, так как вследствие спада экономической активности в мире наблюдается сокращение энергопотребления. Соответственно генерирующие компании уменьшают свои инвестиционные программы, что приводит к существенному обострению конкуренции на энергомашиностроительном рынке в борьбе за заказы. Здесь задача сбытовых дирекций – максимально активно участвовать в тендерах, которые сейчас проводятся на нашем рынке, и бороться за каждого потенциального клиента. Особое внимание необходимо уделить сервисному направлению.

Хочу подчеркнуть, что несмотря на стабильную прибыль по итогам отчётных периодов, ежедневная ситуация в компании в части обеспечения денежными средствами не такая оптимистичная. Ряд наших клиентов задерживает оплату по заключённым контрактам, в то время как мы обязаны выполнять свои обязательства по закупке комплектующих, материалов и т.д. Как следствие, накапливается дебиторская задолженность.

Но в целом позитивные тенденции сегодня дают о себе знать, они отчётливо проявляются. Благодаря слаженному и профессиональному коллективу мы продолжили наращивать объёмы производства, сделали определённые шаги для повышения качества выпускаемой продукции и снижения её себестоимости, в разработке находятся принципиально новые современные турбины и генераторы, а также другие инновационные проекты.

– Какие шаги предпринимаются для сохранения конкурентоспособности «Силовых машин»?

– Прежде всего нам необходимо дальнейшее увеличение производительности труда и снижение издержек. Мы сделали шаги вперёд по уменьшению производственных и административно-хозяйственных расходов, несколько сократили социальный пакет. Была проведена оптимизация численности административно-управленческого и вспомогательного персонала головного офиса и филиалов.

Для повышения эффективности производства «Силовых машин», снижения издержек мы продолжили реализацию нескольких проектов, начатых ранее, и новых, разработанных в сотрудничестве с консалтинговой компанией «МакКинзи». Они вошли в Программу адаптации расходов к новым экономическим условиям (ПАРУС). Многого мы ждём от проекта «Внедрение решений САП», который должен повысить прозрачность бизнес-процессов в компании за счёт получения более точной, своевременной информации. Огромный интерес представляет система мониторинга рабочего времени станочного парка – она внедряется сейчас на филиалах. Система позволит оценить эффективность имеющегося оборудования, понять, какие станки нужно приобретать в будущем. Улучшению качества продукции и сервиса будет способствовать программа, направленная на повышение индекса удовлетворённости клиентов.

– Какие контракты, реализуемые «Силовыми машинами», вы бы отнесли к наиболее важным?

– Для нас важен любой контракт, даже самый маленький, потому что из нашей работы складывается отношение к нам клиента. Работая с максимальной отдачей над каждым из контрактов, мы завоёвываем или подтверждаем свою репутацию у нашего заказчика.

Сейчас загрузка производственных мощностей находится практически на 100−процентном уровне. В производственной программе 2009 года значилось изготовление оборудования для Калининской и Белоярской АЭС, Богучанской ГЭС, Загорской ГАЭС-2, бразильской ГЭС «Сан Жоан» и мексиканской ГЭС «Ла Йеска», модернизация оборудования Братской, Волжской, Жигулёвской, Саратовской и других гидроэлектростанций. Насыщена наша производственная программа и в области тепловой энергетики. Назову только основные адреса: Уренгойская и Харанорская ГРЭС, Челябинская ТЭЦ-3, Уфимская ТЭЦ-5, ОАО «Ивановские ПГУ», Калининградская ТЭЦ-2, Ярославская ТЭЦ-2, ТЭС «Ювяскюля» в Финляндии, хорватская ТЭС «Сисак-3», болгарская ТЭС «Марица-Восток-2» и многие другие.

Один из самых знаковых наших заказов – это контракт с ОАО «РусГидро» на поставку оборудования для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, подписанный в ноябре. В соответствии с ним в сжатые сроки мы должны изготовить 10 гидротурбин и девять гидрогенераторов мощностью по 640 МВт каждый, провести пуско-наладочные работы на станции. Первый гидроагрегат планируется сделать уже в январе 2011 года. Работа над саянским заказом потребует от всего коллектива максимальной отдачи, это касается и соблюдения производственного графика, и качества изготовления оборудования. Однако уверен, что наша компания обладает всем необходимым научно-техническим и производственным потенциалом, чтобы справиться с поставленной задачей.

Вообще страшная авария на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года оказала серьёзное влияние на отечественную энергетику и энергомашиностроение. Государство стало уделять этим отраслям гораздо больше внимания, в том числе и созданию нового, высокоэффективного и безопасного энергооборудования, совершенствованию диагностики и контроля действующих турбоагрегатов, их сервису и модернизации. В этом направлении «Силовые машины» готовы предложить электростанциям свой уникальный опыт, а также максимально технически совершенные и надёжные, экономически выгодные решения в области создания нового оборудования, сервиса и модернизации действующего.

– Как, на ваш взгляд, наша компания будет развиваться в перспективе на три – пять лет? Какие цели стоят перед компанией?

– Вместе с группой топ-менеджеров «Силовых машин» мы обсуждали путь развития нашей компании с Джимом Коллинзом, одним из самых известных бизнес-мыслителей, исследовавшим особенности крупных мировых компаний, и пришли к выводу, что «Силовые машины» имеют безусловно хороший потенциал и перспективы роста, и практически по всем областям могут быть лидерами.

Например, уже сейчас мы являемся лидерами по технологиям в быстроходной тематике для атомной энергетики и гидротематике. Ни у кого в мире нет быстроходной турбины на 1200 МВт, а у нас она есть. Это говорит о том, что у «Силовых машин» огромный научный, технический, технологический потенциал, и мы можем на равных конкурировать, а по отдельным позициям даже опережать признанных мировых лидеров.

Мы можем стать лидерами по низким издержкам, потому что Россия до сих пор страна с относительно невысокой себестоимостью материалов и энергоресурсов. Если мы продолжим работу по проектами ПАРУС, «Бережливое производство», то мы точно достигнем лучших мировых аналогов. Проведённый анализ показал, что мы способны догнать и даже перегнать по ряду продуктов китайских производителей, которые традиционно считаются страной с наиболее низкими издержками.

У нас есть определённый запас по мощностям. В 2009 году мы почти на 30% по сравнению с предыдущим годом увеличили объём производства и не собираемся останавливаться на достигнутом. Даже на существующих площадях без учёта ввода первой очереди нового завода (предполагается, что это произойдёт в конце 2012 года), мы планируем выйти на годовой объём производства, превышающий суммарную мощность 10 ГВт. И это возможно только за счёт расшивки узких мест, более плотной загрузки, модернизации производства. Я абсолютно уверен, что мы достигнем этого показателя к 2012 году.

Несомненно, у нас есть зоны для улучшения – нужно развивать газовую тематику, необходимо продолжать заниматься сокращением издержек, улучшением качества, но перспективы, которые есть у нашей компании, позволяют говорить, что мы можем стать безусловным лидером уже через три – пять лет.

– В условиях экономического кризиса, когда происходят изменения в оплате труда и численности персонала, как складываются взаимоотношения администрации «Силовых машин» с профсоюзами?

– Несмотря на все тяжелые решения, которые приходится принимать и реализовывать, мы смогли сохранить трудовой коллектив и социальное партнёрство. Недавно я встречался с лидерами профсоюзных комитетов филиалов и КТЗ. Мы обсуждали пути развития нашей компании, а также волнующие абсолютно каждого вопросы роста заработной платы и развития социальной сферы.

– Было ли достигнуто соглашение по заработной плате и социальным объектам?

– Да, и я очень благодарен профсоюзным комитетам за понимание и поддержку. После совместного обсуждения было принято решение об увеличении с 1 января 2010 года тарифных ставок и окладов в тех подразделениях филиалов, которые не участвуют в проекте по централизации. Тем же, кто участвует в централизации, аналогичное повышение будет сделано с 1 апреля. Предварительным бюджетом «Силовых машин» на 2010 год это учтено.

Что касается социальных программ, то в следующем году продолжат свою работу детский оздоровительный лагерь «Овраги», базы отдыха «Гвардейское» в Ленобласти и «Сокол» в Калуге. Эти объекты остаются в собственности «Силовых машин». База отдыха «Лемболовская» по договорённости с профкомом ЛМЗ передана в аренду организации, которая профессионально занимается отдыхом как детей, так и взрослых. Кроме этого, достигнута договорённость о дотации в размере 2 млн рублей ежегодно. Эти деньги компания будет целенаправленно выделять на организацию отдыха сотрудников на базах Ленинградской области.

– Предпраздничное новогоднее интервью, даже при условии работы в кризис, невозможно представить без слов поздравления работникам компании…

– И мы эту традицию менять не будем.

Дорогие коллеги, работники «Силовых машин»! Мы многое сделали за последние два года благодаря вашему профессиональному мастерству, преданности компании и увлечённости любимым делом. Теперь главное – не останавливаться на достигнутом, стараться ежедневно и ежечасно, на каждом рабочем месте прилагать максимум сил и умения, чтобы наша компания становилась более эффективной, подтверждала свой статус безусловного лидера отечественного энергомашиностроения и одного из лидеров мирового.

Я искренне и сердечно поздравляю всех, кто работает в «Силовых машинах», с наступающими Новым годом и Рождеством. Я желаю вам и вашим близким в 2010 году счастья, здоровья, оптимизма и удачи в делах!

Игорь Юрьевич, стратегия развития «Силовых машин» предусматривает как интенсивный, так и экстенсивный рост. Последние события подтверждают выбранный курс: компания наращивает и производственные мощности, и технологическую базу, причем делает это практически по всем направлениям своей деятельности одновременно. Словом, путь выбран правильно?

Считаю, что да. Мы стремимся превратить «Силовые машины» во влиятельного участника международного рынка, в компанию, способную полностью удовлетворять потребности своих клиентов в современном энергетическом оборудовании. Отсюда стремление не только расширить производственные мощности и линейку продуктов, но и работать над повышением внутренней эффективности. Такие решения в совокупности с результатами деятельности позволяют нам активно вкладывать собственные средства в развитие производства, создание инновационного оборудования, востребованного рынком.

В прошлом году «Силовые машины» завершили строительство нового комплекса по производству энергооборудования в промышленной зоне «Металлострой» под Санкт-Петербургом. По оценкам специалистов, это первое высокотехнологичное машиностроительное предприятие, построенное в нашей стране за постсоветский период…

Этим проектом мы по праву гордимся. Строительство велось с нуля, четко по графику. За три с небольшим года построен современный высокотехнологичный производственный комплекс. Он обеспечен всеми необходимыми коммуникациями и оснащен самым современным оборудованием для производства турбин и генераторов. С прошлого года комплекс введен в опытно-промышленную эксплуатацию. Он рассчитан на производство паровых турбин и турбогенераторов мощностью от 500 МВт для крупных тепловых энергоблоков и атомных электростанций, а также паровых турбин для АЭС в быстроходном и тихоходном исполнении мощностью 1200 МВт с возможностью расширения линейки изготавливаемых турбин до мощности 1800 МВт.

- Какова сумма инвестиций в этот проект?

Более 7 млрд рублей собственных средств.

Ранее говорилось, что комплекс будет выпускать только тихоходное оборудование для АЭС, то есть турбины со скоростью вращения ротора 1500 оборотов в минуту...

Сегодня мы шире смотрим на номенклатурную линейку изделий комплекса. Новое производство входит в структуру Ленинградского Металлического завода (ЛМЗ), соответственно, находится в производственной кооперации по гидро- и паровой тематике. Установленное в нем оборудование имеет широкий набор технологических возможностей и позволяет обрабатывать детали как паровых, так и гидравлических турбин, а также гидрогенераторов. Например, сейчас комплекс берет на себя выполнение части заказов цехов ЛМЗ, в частности в гидротурбинном направлении. Здесь изготавливается оборудование для Жигулевской и Волжской ГЭС. Одновременно помимо заказов по гидротематике в комплексе производится оборудование для Ленинградской АЭС-2.

Также на новом производстве проходит обкатка еще одного нашего ноу-хау - технологии изготовления сварных роторов. По программе развития технологии создан мощный высокотехнологичный комплекс, включающий новейшее оборудование производства ведущих мировых фирм для сварки, термической обработки роторов и другое уникальное оборудование. Мы придаем особое значение качеству изготовления таких ответственных узлов турбины, как ротор, и не жалеем времени и сил для внедрения уникальных технологий.

Если вернуться к теме тихоходных турбин, то ЛМЗ как наша традиционная производственная площадка в существующем виде, к сожалению, не соответствует требованиям «тихоходного» направления. Поэтому было принято решение о строительстве нового комплекса, который позволяет делать крупногабаритное оборудование повышенной мощности с уникальными техническими характеристиками. Это основная причина строительства комплекса в Металлострое.

Известно, что быстроходные турбины дешевле и экономичнее, также их отличает высокий уровень надежности. А в чем же тогда конкурентные преимущества «тихоходников», за производство которых вы готовы взяться?

Тихоходный турбоагрегат - наш новый продукт, проектирование и изготовление которого осуществляется по инновационным технологиям. Имея в наличии и быстроходную, и тихоходную технологии, мы можем предложить заказчику самому сделать выбор. Преимущества тихоходной турбины заключаются в возможности значительного увеличения выходной площади единичного выхлопа, что позволяет иметь меньшее число цилиндров низкого давления, но при большей металлоемкости всего турбоагрегата - турбины и генератора. В целом, и быстроходные, и тихоходные турбоагрегаты обеспечивают сопоставимые технические показатели энергоблоков атомных станций. На АЭС России и Украины, например, успешно работают и быстроходные, и тихоходные турбоагрегаты мощностью 1000 МВт производства нашей компании и харьковского завода «Турбоатом». И при сооружении новых энергоблоков мощностью 1200 МВт по российскому проекту «АЭС-2006» Госкорпорация «Росатом» использует обе технологии: быстроходные турбоагрегаты производства нашей компании и тихоходные турбоагрегаты конструкции «Альстома». Так что, обладая и быстроходной, и тихоходной технологией, мы удовлетворим любые предпочтения заказчика.

И, тем не менее, «Силовые машины» - признанный мировой лидер по производству быстроходных турбин. Как сегодня развивается у вас это направление ?

Мы продолжаем наращивать компетенции в производстве оборудования для АЭС, в том числе повышенной мощности, для проектов Росатома. В частности, в этом году «Силовые машины» завершают производственную часть крупного заказа по изготовлению турбоагрегатов с применением быстроходной технологии для двух энергоблоков Нововоронежской АЭС-2 и для двух энергоблоков Ленинградской АЭС-2, все мощностью по 1200 МВт. Одновременно мы приступили к производству еще двух комплектов аналогичного оборудования: быстроходных турбин и генераторов для оснащения Белорусской АЭС. Это если говорить о проектах повышенной мощности для АЭС.

- А как обстоят дела с заказами по изготовлению оборудования, скажем так, для стандартных мощностей?

В «Силовых машинах» находятся в разных стадиях исполнения многочисленные контракты на производство оборудования для российских и зарубежных станций. По линии Росатома кроме Нововоронежской и Ленинградской АЭС-2 компания изготавливает оборудование для очередного блока Ростовской АЭС. Также мы активно сотрудничаем с ОАО «РусГидро», ОАО «ТГК-1», ОАО «Мосэнерго», ОАО «ОГК-2», группой «Сибирская генерирующая компания», ЗАО «КЭС Холдинг», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Э.ОН Россия» и другими заказчиками. В нашей производственной программе - работы по техническому перевооружению ГЭС на Волге: Волжской, Жигулевской, Чебоксарской, Рыбинской. Изготовляем гидрооборудование на экспорт для аргентинской ГЭС «Пунта Негра», ГЭС «Джердап-1» в Сербии. По паровой тематике выполняем заказы для Беловской, Верхнетагильской, Томь-Усинской ГРЭС в России, Сырдарьинской ТЭС в Узбекистане, Луганской и Добротворской ТЭС в Украине, многих других станций. Выполняется большой объем и модернизаций, и сервисных работ.

В условиях растущей конкуренции большую актуальность обретают вопросы, связанные с оптимизацией процессов жизнедеятельности компаний. Какие шаги по совершенствованию бизнес-процессов предпринимают «Силовые машины»?

Повышение уровня организации работы внутри компании - наш главный резерв. Наша задача - выпускать высококачественную современную продукцию по конкурентным ценам, соблюдать сроки, производственную и технологическую дисциплину, усиливать клиентоориентированность и так далее. Вот почему такое огромное внимание мы уделяем программе «Бизнес-система «Силовых машин» (БССМ) и ее основным направлениям. Также в 2012 году мы завершили проект по внедрению SAP ERP. Тем самым у нас создана единая система управления предприятием, которая позволила повысить эффективность и прозрачность бизнес-процессов.

- Игорь Юрьевич, что это за практика - бизнес-система? Где она применяется?

Если говорить о производственных компаниях, то более популярен термин «производственная система», а практика развития и формирования именно бизнес-системы не очень распространена. Поясню принципиальную разницу между системой производственной и бизнес-системой. Бизнес-система охватывает больше аспектов деятельности компании. Если производственные системы касаются в значительной степени организации и улучшения операционных процессов, то бизнес-система подразумевает оптимизацию всех бизнес-процессов. Проще говоря, подход к внедрению бизнес-системы - всеобъемлющий. Программа ориентирована на непрерывную оптимизацию производственных процессов, совершенствование конструкторских разработок, безопасность работы персонала, совершенствование управления проектами, повышение клиентоориентированности. Бизнес-система успешно применена и действует в ОАО «Северсталь», а теперь реализуется в «Силовых машинах».

Игорь Юрьевич, в беседе вы упомянули о расширении продуктовой линейки в качестве стратегического направления развития компании. Какие ключевые решения и шаги приняли и осуществили «Силовые машины» в этом направлении?

Шагов было много, но ключевыми являются три принципиальных решения. Это завершившаяся в феврале 2012 года сделка по приобретению ОАО «ЭМАльянс», сделка по созданию в России совместного предприятия с корпорацией «Тошиба» и решение о создании совместного производства с концерном «Сименс».

Приобретая «ЭМАльянс», мы объединили силы с российским лидером по производству котельного оборудования. Это игрок, входящий в десятку крупнейших котлостроительных компаний мира, его котельным и теплообменным оборудованием оснащены около 80% электростанций в России и странах СНГ. Также мы приобрели и основные производственные активы «ЭМАльянса» - ТКЗ «Красный котельщик», завод Duro Dakovic и инжиниринговые центры. Это огромный опыт и значительные референции для любого производителя. Сделка привела к интеграции бизнесов, в результате чего у нас появилась возможность привлечения дополнительных ресурсов для реализации более крупных проектов. В настоящее время продолжается разработка продуктово-рыночной стратегии «ЭМАльянса». Средства на ее реализацию выделены.

Основной продукцией совместного предприятия с корпорацией «Тошиба» (ООО «Ижорские трансформаторы») станут силовые трансформаторы и автотрансформаторы 110-750 кВ мощностью свыше 25 МВА, в том числе в трехфазном исполнении, а также шунтирующие реакторы 500-750 кВ. Выступая технологическим партнером «Силовых машин», корпорация «Тошиба» предоставляет нам передовые технологии конструирования и производства трансформаторов. Это позволит нам не только расширить номенклатуру выпускаемых изделий, но и предложить новые энергоэффективные и наукоемкие продукты для российской энергетики.

С компанией «Сименс» мы развиваем газотурбинное направление: сборку, продажу, управление проектами и сервисным обслуживанием газовых турбин E- и F-классов.

Завод по производству трансформаторов строится, как и ваше новое предприятие по выпуску энергооборудования, в промышленной зоне «Металлострой». Какова там ситуация сейчас?

Строительство идет по графику. В настоящее время продолжается оснащение производственно-испытательного комплекса и строительство административных корпусов завода, ведется работа по прокладке инженерных коммуникаций. Плановый срок пуска завода - конец 2013 года. Начало серийного производства намечено на 2014 год. Одновременно идет передача технологий проектирования и производства трансформаторов, организован процесс обучения персонала. Планируемая численность персонала - около 350 человек. Объем инвестиций в строительство завода составит более 5 млрд рублей.

- Почему в качестве технологического партнера была выбрана корпорация «Тошиба»?

Изначально мы рассматривали широкий круг компаний в качестве потенциальных партнеров, но по совокупности критериев остановили выбор на корпорации «Тошиба». Прежде всего «Тошиба» - признанный мировой лидер по надежности производимого оборудования, который обладает уникальными технологиями и многолетним опытом научно-исследовательских разработок в области трансформаторостроения. Компания имеет развитый комплекс лабораторий и собственный испытательный центр. Кроме того, в числе инновационных разработок «Тошибы» - трансформаторы ультравысокого напряжения (1000 кВ), высоковольтные элегазовые трансформаторы, а также оборудование для «умных сетей».

- На кого рассчитана продукция завода?

СП позволит решать задачи комплексной модернизации магистрального электросетевого хозяйства России и стран СНГ. Основной заказчик - ОАО «ФСК ЕЭС». В сентябре 2011 года между компаниями был подписан долгосрочный договор поставки электротехнической продукции. СП, в свою очередь, должно обеспечить конкурентоспособный уровень качества и цен на свою продукцию, а также оптимальные сроки поставки. Также в числе потенциальных заказчиков - крупнейшие генерирующие компании России, в том числе Госкорпорация «Росатом» и ОАО «РусГидро».

- Можно ли сказать, что тема партнерств и СП для «Силовых машин» на данном этапе исчерпана?

Нет. Мы продолжаем вести переговоры как с российскими, так и с зарубежными компаниями. В частности, одним из стратегических приоритетов «Силовых машин» сегодня является укрепление позиций на растущих рынках с высоким уровнем спроса на энергомашиностроительную продукцию, таких как Индия и страны Латинской Америки. Для реализации этой задачи мы изучаем возможности создания совместных предприятий с местными партнерами в этих регионах.

Игорь Юрьевич, говоря о расширении производственной линейки и о совместных проектах с крупнейшими игроками рынка, нельзя обойти стороной научно-конструкторское направление. Как сегодня строится взаимодействие научных кругов и высокотехнологичных производств?

Все предприятия, входящие в состав «Силовых машин», обладают собственной богатой научно-практической и инженерно-конструкторской историей, объединив которые, мы получили крупнейший инженерно-конструкторский центр в стране в сфере энергомашиностроения. Его сотрудники находятся в тесном взаимодействии со многими профильными институтами РАН. Все проекты и разработки, ведущиеся нашим инженерным центром, реализуются за счет собственных средств компании и без государственной поддержки. Такая ситуация идет вразрез с мировой практикой, когда работы на стадии разработки, обоснования, поиска инновационных и прочих решений в той или иной форме имеют государственную поддержку. Мы рассчитываем активно включиться в инновационные государственные программы по развитию отечественной энергетики и энергомашиностроения.

Можно ли рассматривать ваш новый проект по редевелопменту части территории завода «Электросила» и строительству на ней многофункционального жилого комплекса как один из возможных источников средств на развитие?

Да, средства пойдут на развитие наших производственных площадок. Однако я хочу подчеркнуть, что мы продолжаем активно инвестировать в обновление производственных фондов своих предприятий в Петербурге (ЛМЗ, «Электросила», Завод турбинных лопаток).

- Подводя итог беседы, как бы вы с точки зрения развития «Силовых машин» охарактеризовали 2012 год?

Как год большой и стабильной работы, когда мы не только выполнили текущие контракты, но и создали предпосылки для дальнейшего успешного развития компании. Мы ставим перед собой план - войти к 2017 году в шестерку мировых компаний по выручке и в четверку - по показателю EBIT. У меня нет сомнений в успешном решении этой задачи, от чего, конечно же, выиграют и наши заказчики.

Беседовала Анастасия Казанская

23 октября 2007 года Совет директоров ОАО «Силовые машины» принял решение об избрании новым генеральным директором предприятия Игоря Костина, до последнего времени занимавшего должность заместителя генерального директора по бизнес-планированию ОАО «Северсталь». Одновременно, от занимаемой должности был освобожден Борис Вайнзихер, совмещавший пост генерального директора ОАО «Силовые машины» с должностью члена правления – технического директора ОАО «РАО ЕЭС России».

Один из основных акционеров «Силовых машин» Алексей Мордашев (приобрел около 30% акций компании, принадлежавших ранее компании «Интеррос», став наряду с РАО «ЕЭС России» и «Сименс» стратегическим инвестором в «Силовых машинах»), отметил, что Игорь Костин ранее участвовал в реализации ряда крупных проектов ОАО «Северсталь», зарекомендовав себя хорошим стратегом и управленцем.

В 2002 году Игорь Костин приступил к руководству командой, создавшей в Санкт-Петербурге одно из самых передовых предприятий трубной отрасли – Ижорский трубный завод. Как глава Совета директоров ИТЗ Игорь Костин сделал предприятие уникальным для своего региона и сильнейшим в России производителем труб большого диаметра.

В ходе заседания члены Совета директоров отметили высокие управленческие качества Бориса Вайнзихера и выразили ему благодарность за время и опыт, отданные развитию «Силовых машин».

«Под руководством Бориса Вайнзихера компания сделала важные шаги для сохранения позиций лидера российского энергомашиностроения в условиях жесткой конкуренции со стороны мировых лидеров. Изменилось отношение к компании рыночного сообщества, о чем свидетельствует рост стоимости акций ОАО «Силовые машины» в четыре раза за год», - отметил акционер компании Алексей Мордашов.

Как отмечалось на заседании Совета директоров, сегодня акционеры ставят перед компанией новые амбициозные задачи. В частности, увеличение объемов производства в первую очередь в связи с масштабной инвестиционной программой РАО «ЕЭС России», улучшение финансовой ситуации, сокращение издержек.

Для Игоря Костина руководство ОАО «Силовые машины» будет единственным местом работы. С 22 октября он освободил должность заместитель генерального директора по бизнес-планированию ОАО «Северсталь».

Биография И.Ю. Костина

Игорь Юрьевич Костин родился в 1972 году в г. Череповец Вологодской области. С 1989 по 1993 год учился в Череповецком высшем военно-инженерном училище радиоэлектроники и Череповецком Государственном Университете (специальность «Автоматика и управление в технических системах»). В 2004 году получил степень МВА в бизнес-школе университета Нортумбрия (г. Ньюкасл, Великобритания).

После окончания Университета начал работать в ОАО «Северсталь» в центральной лаборатории теплотехники инженером-электроником, инженером-программистом. В 1997 году перешел в отдел стратегического планирования, где прошел путь от экономиста до старшего менеджера дирекции по стратегическому планированию. С июля 2002 года - директор по стратегическому планированию ОАО «Северсталь».

В 2002 году Игорь Костин приступил к руководству командой, создавшей в Санкт-Петербурге практически с нуля одно из самых передовых предприятий трубной отрасли России – Ижорский трубный завод. В 2005 году был избран председателем Совета директоров ИТЗ. С ноября 2004 года - заместитель генерального директора ОАО «Северсталь» по бизнес-планированию.

Владеет английским языком.

23 октября 2007 года Совет директоров ОАО "Силовые машины" принял решение об избрании новым генеральным директором предприятия Игоря Костина, до последнего времени занимавшего должность заместителя генерального директора по бизнес-планированию ОАО "Северсталь". Как говорится в сообщении, опубликованном на сайте "Силовых машин ", одновременно, от занимаемой должности был освобожден Борис Вайнзихер, совмещавший пост генерального директора ОАО "Силовые машины" с должностью члена правления - технического директора ОАО "РАО ЕЭС России".

Один из основных акционеров "Силовых машин" Алексей Мордашев (приобрел около 30% акций компании, принадлежавших ранее компании "Интеррос", став наряду с РАО "ЕЭС России" и "Сименс" стратегическим инвестором в "Силовых машинах"), отметил, что Игорь Костин ранее участвовал в реализации ряда крупных проектов ОАО "Северсталь", зарекомендовав себя хорошим стратегом и управленцем.

В 2002 году Игорь Костин приступил к руководству командой, создавшей в Санкт-Петербурге одно из самых передовых предприятий трубной отрасли - Ижорский трубный завод. Как глава Совета директоров ИТЗ Игорь Костин сделал предприятие уникальным для своего региона и сильнейшим в России производителем труб большого диаметра.

В ходе заседания члены Совета директоров отметили высокие управленческие качества Бориса Вайнзихера и выразили ему благодарность за время и опыт, отданные развитию "Силовых машин".

"Под руководством Бориса Вайнзихера компания сделала важные шаги для сохранения позиций лидера российского энергомашиностроения в условиях жесткой конкуренции со стороны мировых лидеров. Изменилось отношение к компании рыночного сообщества, о чем свидетельствует рост стоимости акций ОАО "Силовые машины" в четыре раза за год", - отметил акционер компании Алексей Мордашов.

Как отмечалось на заседании Совета директоров, сегодня акционеры ставят перед компанией новые амбициозные задачи. В частности, увеличение объемов производства в первую очередь в связи с масштабной инвестиционной программой РАО "ЕЭС России", улучшение финансовой ситуации, сокращение издержек.

Для Игоря Костина руководство ОАО "Силовые машины" будет единственным местом работы. С 22 октября он освободил должность заместитель генерального директора по бизнес-планированию ОАО "Северсталь".

Игорь Юрьевич Костин родился в 1972 году в г. Череповец Вологодской области. С 1989 по 1993 год учился в Череповецком высшем военно-инженерном училище радиоэлектроники и Череповецком Государственном Университете (специальность "Автоматика и управление в технических системах"). В 2004 году получил степень МВА в бизнес-школе университета Нортумбрия (г. Ньюкасл, Великобритания).

После окончания Университета начал работать в ОАО "Северсталь" в центральной лаборатории теплотехники инженером-электроником, инженером-программистом. В 1997 году перешел в отдел стратегического планирования, где прошел путь от экономиста до старшего менеджера дирекции по стратегическому планированию. С июля 2002 года - директор по стратегическому планированию ОАО "Северсталь".

В 2002 году Игорь Костин приступил к руководству командой, создавшей в Санкт-Петербурге практически с нуля одно из самых передовых предприятий трубной отрасли России - Ижорский трубный завод. В 2005 году был избран председателем Совета директоров ИТЗ. С ноября 2004 года - заместитель генерального директора ОАО "Северсталь" по бизнес-планированию.

Компания "Силовые машины" - ведущий российский производитель и поставщик комплексных решений в области энергомашиностроения, включающих инжиниринг, производство, поставку, монтаж, сервис и модернизацию оборудования для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций. Компания создана в 2000 году. Объединяет технологические, производственные и интеллектуальные ресурсы всемирно известных российских предприятий: Ленинградский Металлический завод (1857), Электросила (1898), Завод турбинных лопаток (1964), Калужский турбинный завод (1946), НПО ЦКТИ (1927), Энергомашэкспорт (1966), Завод Реостат (1960).

Похожие статьи