Презентация к уроку МХК Флоренция — колыбель эпохи Возрождения. Презентация к уроку МХК "Флоренция - колыбель эпохи Возрождения" Презентация по теме флоренция колыбель итальянского возрождения

18.03.2024

Одним из самых больших, богатых и красивых городов Италии была Флоренция. Ее называли «Афинами Италии» . Возник город еще в античную эпоху, но наивысшего расцвета достиг в Средние века. Государственное устройство Флорентийской республики окончательно оформилось в конце XIII века. В отличие от купеческих республик Венеции и Генуи, где власть принадлежала аристократии, во Флоренции она оказалась в руках зажиточных горожан: хозяев крупных ремесленных мастерских, старшин цехов и банкиров. Феодальная аристократия была отстранена от власти. Верховным органом республики была сеньория, куда входили представители ремесленных цехов города. Глава сеньории был одновременно и командующим городским ополчением.

Главным богатством средневековой Флоренции были ее ткани. В городе насчитывалось свыше двухсот крупных мастерских по изготовлению гонкого шерстяного сукна, славившегося по всей Европе. Его производилось так много, что местной шерсти флорентийцам не хватало. Ее приходилось ввозить из-за границы. Помимо шерстяного сукна флорентийские ремесленники изготавливали прекрасные шелковые ткани, ювелирные украшения, изделия из меха.

На всю Европу были знамениты и флорентийские банки. В них хранили деньги не только купцы и зажиточные горожане, но даже римские папы. Сюда поступали их огромные доходы, стекавшиеся со всех католических стран. Папы поручали местным банкирам собирать причитавшиеся церкви деньги. Эта операция приносила флорентийским банкам колоссальные прибыли.

Флоренция была одним из богатейших городов Италии. Ее зажиточные горожане, разбогатевшие купцы и банкиры соревновались в роскоши и богатстве. Они строили великолепные виллы и дворцы, украшая их фресками и скульптурами. Они скупали произведения античного искусства, украшая ими свои дома. Возрождался интерес и к забытой прежде античной литературе. Древние книги начинали собирать и переписывать. Многие образованные флорентийцы с удовольствием читали сочинения греческих и римских писателей, поэтов, философов. Материал с сайта

Чтобы прославить свое имя, многие разбогатевшие люди строили на свои деньги церкви, поручая их роспись самым знаменитым художникам. Флоренция стала центром итальянского искусства. Ее художники, скульпторы, архитекторы прославляли своими произведениями не только родной город, но и всю Италию. Во Флоренции зародилось новое направление в живописи и скульптуре, пришедшее на смену искусству Средних веков. Вслед за ней и в других богатейших итальянских городах начинается подъем искусства. Возрождается интерес к историческому наследию Италии, к античной культуре.

Городские республики Италии были одними из самых богатых и развитых городов Европы. Они стали центром расцвета новой европейской культуры и искусства.

Cлайд 1

Cлайд 2

На смену средневековью пришла блистательная эпоха Возрождения, или Ренессанса (фр. «открытие», «возрождение»). Это было время, о котором образно и точно сказал И.А.Бунин в стихотворении «Возрождение»: …Настали сроки: струны вновь запели, И краски вновь зардели с полотна. Из дряхлой Византии в жизнь – весна Вошла, напомнив о любви, о теле; В своих созданьях Винчи, Рафаэли Блеск бытия исчерпали до дна. Стремились все – открыть, изобрести, Найти, создать… Царила в эти годы Надежда – вскрыть все таинства природы. Человеку эпохи Возрождения в ослепительном блеске и многообразии открывался новый мир… Образцы его деятели Возрождения искали сначала в античной культуре, ее возрождении (отсюда и название). Этот мир запечатлен в архитектурных сооружениях Флоренции, Рима и Венеции, портретах, созданных кистью и резцом Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Дюрера. Он своеобразно преломляется в любовной лирике Петрарки, сатирических персонажах Боккаччо, Рабле и Сервантеса. Он отражается в страстях шекспировских героев и философских утопиях Томаса Мора и Эразма Роттердамского. Главное завоевание эпохи Возрождения – это огромный интерес к человеку, человеческой личности, ее неограниченным творческим возможностям. В основе культуры Возрождения лежат идеи гуманизма (лат. humanus – человечный). Провозгласившие высшей ценностью человека и его общественное благо.

Cлайд 3

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения В начале XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, противопоставив себя «вечному городу» - Риму. Флоренции было чем гордиться: здесь впервые были провозглашены демократические принципы: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица». Этот жизнеутверждающий идеал свободы найдет свое отражение во многих произведениях искусства, ставшего частью общественной жизни. Закат Флоренции был трагичен. Кострами инквизиции он был отмечен на площадях города. Здесь сжигали книги Данте и Петрарки, «непристойные» картины, скульптуры, гравюры и рисунки известных мастеров. Великий Данте, изгнанный из Флоренции, больше никогда не вернется в свой родной город… …Край чудный! Он цветет и блещет Красой природы и искусств, Там мрамор мыслит и трепещет, В картине дышит пламень чувств… Так выразил свои чувства поэт XIX в. П.А.Вяземский.

Cлайд 4

Символ Флоренции – собор Санта-Мария дель Фьере (1296-1470). В самом центре города, над морем красных черепичных крыш, поднимается его гигантский купол. Долго никому из архитекторов не удалось перекрыть огромное пространство (диаметр купола 42 метра).

Cлайд 5

Было принято решение объявить конкурс, в котором участвовали зодчие, приглашенные из разных городов и стран. Среди множества представленных рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446). Ему и выпала честь завершить сооружение купола над собором. При сооружении восьмигранного купола высотой свыше 35 м Брунеллески применил совершенно новую конструкцию: он сделал купол без возведения строительных лесов из двух оболочек, скрепленных ребрами. Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьере. 1420-1426гг. Флоренция.

Cлайд 6

Филиппо Брунелесски. Воспитательный дом. 1419-1444 гг. Флоренция. Филиппо Брунелески соорудил Воспитательный дом, в котором проявились лучшие традиции античного искусства. Он вытянул дом по горизонтали и подчеркнул его протяженность карнизами первого и третьего этажей. известный с давних времен портик он растянул вдоль всего фасада, превратив в воздушную, почти невесомую аркаду.

Cлайд 7

Брунеллески создал архитектуру изящно простую, гармонических пропорций. Где как бы совсем исчезает ощущение тяжести камня, борьбы сил, сопротивления материала. Тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами утвердился потом в архитектуре внутренних дворов ренессансных палаццо. Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции. 1430 г.

Cлайд 8

Скульптурные шедевры Донателло С историей искусства Флоренции тесно связано имя величайшего мастера Донателло. Скульптурные произведения Донателло и сегодня украшают самые знаменитые площади и соборы Италии, но главные его творения находятся в родном городе Флоренции. Из-под его резца рождались произведения, способные удивить и восхитить современников. Творчество Донателло – скульптурный манифест Возрождения, открывший мир и человека. Донателло

Cлайд 9

Одно из ранних произведений Донателло – «Святой Георгий» (1415-1416. Национальный музей Барджелло, Флоренция) принес автору настоящую известность и славу. Легендарный образ воина стал символическим воплощением надежды на защиту города от завоевателей. Многие сюжеты для своих произведений Донателло черпал в Священном Писании – Библии Донателло. Святой Георгий. 1415-1416 гг. Флоренция.

Cлайд 10

Подлинными шедеврами стали скульптурные изображения библейского героя Давида из мрамора и бронзы

Cлайд 11

Рельеф «Пир ирода» был заказан для баптистерия города Сиены. Интересна композиция рельефа строгое, математически выверенное пространство, расположение фигур в немалой степени способствуют пониманию происходящего и воплощению замысла. Скульптор умело подчеркивает протяженность залов дворца с помощью рельефа различной высоты. Фигуры на переднем плане более объемны, а вдали едва отрываются от фона и часто прорисованы резцом. Донателло. Пир Ирода. Рельеф. 1425-1427 гг. Сиена.

Cлайд 12

Донателло принадлежит одна из первых конных статуй в искусстве Возрождения. Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе – самое совершенное произведение скульптора. Кондотьер в одеждах римского императора величественно восседает на боевом коне. (образцом для этого памятника послужила конная статуя римского императора Марка Аврелия.) Спокойно, почти небрежно он поднимает жезл. На фоне яркого падуанского неба поднятый на высокий пьедестал, он медленно и торжественно «проплывает» над городом, напоминая о былом величии славе. поразительно мастерство скульптора в передаче деталей: им тщательно выполнены застежки жезла, колесики шпор. Резкие морщины на лице бронзового всадника – свидетельство многих раздумий человека, взирающего на будущее из глубины веков. Донателло. Памятник кондотьеру Гаттамелате. 1447-1453 гг. Падуя.

Cлайд 13

На склоне лет, когда руки уже потеряли прежнюю твердость, Донателло от бронзы и мрамора обратился к дереву. В эти годы его особенно привлекали сюжеты и образы, исполненные сурового драматизма. Один из них воплотился в деревянной статуе Марии Магдалины. Покрытая рубищем старуха с ввалившимся ртом, опухшими от слез глазами смиренно стоит, молитвенно сложив на груди руки. В состоянии исступленного горя она не обращает никакого внимания на происходящее вокруг. Художнику удалось создать потрясающий, проникновенный образ человеческой муки и скорби. Поистине и в рубище почтенна добродетель. Донателло. Мария Магдалина. Дерево. 1455 г. Флоренция.

Cлайд 14

«Настоящий переворот в живописи». Мазаччо Менее десяти лет творчества было отпущено судьбой замечательному художнику Мазаччо (1401-1428). Но и за это короткое время ему удалось совершить, по оценке современников, «настоящий переворот в живописи». Во Флоренции он расписал два крупнейших собора, где люди часами в восхищении простаивали перед фресками, украшающими стены храмов. Здесь часто собирались художники: они беседовали, спорили и ссорились, учились мастерству и снимали копии. Здесь совершалось великое таинство – рождалась новая живопись… Чем же так притягивали к себе фрески Мазаччо? Мазаччо всегда стремился к построению пространства по законам перспективы, передавая реальные объемы на плоскости. Но его новаторство не ограничивалось только освоением перспективы. Его привлекало изображение окружающего мира, подражание естественной природе.

Cлайд 15

Главными сюжетами росписей Мазаччо жизнь и деяния апостолов, Иисуса Христа, сцены сотворения мира. Таковы фрески «Изгнание Адама и Евы из рая» (1427-1428) и «Чудо со статиром» (1427-1428). Одна из ранних картин Мазаччо «Мадонна с младенцем и ангелами» была задумана как центральная часть большого алтаря для церкви Санта-Мария дель Кармине. На высоком троне, помещенном в глубокой нише, восседает Мария с младенцем на руках. Золотой фон, нимбы на головах. Ниспадающие складки одежды придают особую торжественность изображенному. В картине поражает новизна художественного решения. Ни у одного из мастеров XV в. мы не встретим такой четкости в передаче глубины пространства, достигнутой благодаря геометрически точному сокращению размеров трона. Фигуры естественным образом вписаны в архитектурное пространство с готической аркой и классическими колоннами трона. Мазаччо. Мадонна с младенцем и ангелами. 1426 г. Лондон.

Cлайд 16

«Троица» - одно из последних и совершенных творений Мазаччо, в котором была предложена абсолютно новая трактовка сюжета ветхозаветной Троицы. В трехмерном пространстве художник показывает реальные фигуры Бога Отца, Христа и Святого Духа, символически воплощающие образ мира, созданный человеческим разумом. В умении распределять свет и тени, в создании четкой пространственной композиции, в объемности и осязаемости фигур Мазаччо во многом превосходит своих современников. Все в этой строгой композиции поражает тщательной продуманностью и мастерством. Художник словно раздвигает стены храма, создавая иллюзию углубленного пространства. Две колонны с ионическими капителями образуют арку, поддерживающую свод уходящей в глубь капеллы. Мазаччо. Троица. Фреска. 1426-1428 гг. Флоренция

Cлайд 17

Мазаччо. Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска.1427-1428. Флоренция. Мазаччо. Исцеление тенью святого Петра. Фреска. 1427-1428. Флоренция.

Cлайд 18

Мазаччо. Чудо со статиром. 1427-1428 гг. Церковь Санта-Мария дель Кармине. Флоренция.

Cлайд 19

В мире образов Ботичелли С Флоренцией связано творчество замечательного художника Алессандро Филипепи Боттичелли (1445-1510). Свой путь в искусстве Боттичелли начинал с сюжетов Священного Писания. Картина «Поклонение волхвов», выполненная по заказу церкви Санта-Мария Новелла, стала настоящим шедевром, принесшим известность и славу начинающему художнику. Впоследствии он не раз обращался к библейским сюжетам и образам, в которых находил идеалы для подражания и черпал вдохновение. Боттичелли. Поклонение волхвов.

Cлайд 20

Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли – картина «Пьета» («Оплакивание Христа»). Главный мотив, объединяющий композицию, - сострадание, охватившее живых свидетелей казни Христа. Буквально нв всем, что запечатлел здесь художник, лежит отпечаток безысходного отчаянья, крик человеческой души. Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа. Его мертвенный оттенок и мучительный изгиб на складках траурного плаща потерявшей сознание Марии особенно выразителен и драматичен. Сколько человеческой боли и нежности в склонившейся к ногам мертвого Христа Марии Магдалины! Полон глубоких душевных переживаний жест Иосифа Аримафейского с терновым венцом и гвоздями от распятия в руках. Сандро Боттичелли. Оплакивание Христа. 1495 г. Музей Польди-Пеццоли, Флоренция.

Cлайд 21

Одно из лучших творений Боттичелли – картина «Благовещение». Сквозь раздвинутые створки окна небесный посланник архангел Гавриил проникает в комнату Девы Марии. Появление архангела столь неожиданно, что Мария пытается спастись бегством. В то же время ее хрупкие руки с кроткой готовностью тянутся навстречу вестнику. Смиренное выражение лица, жест покорно склоненной головы красноречиво говорят о согласии принять Благую весть. Вихреобразное, стремительное движение достигается с помощью резких драпировок одежды, стремительных контуров персонажей. Сандро Боттичелли. Благовещенье. 1489-1490 гг. галерея Уффици. Флоренция.

Cлайд 22

Картина Боттичелли «Паллада и Кентавр» призвана была прославить род Медичи, знаменитых правителей Флоренции. Боттичелли пишет Афину без ее главных военных атрибутов: меча, щита и шлема. Олицетворяя мирные реформы Медичи, богиня держит в руках оливковую ветвь – античный символ мира. О ее воинственной силе здесь напоминает лишь алебарда (копье с секирой). Идея морального превосходства Разума над стихийными силами раздора, дикой и необузданной природы выражена в фигуре Афины, укрощающей Кентавра. Художник подчеркивает непреклонное спокойствие, даже некоторую поэтичность богини с одной стороны, а с другой – мятежный дух, внутреннюю неуравновешенность побежденного Кентавра. Боттичелли. Паллада и Кентавр. 1482 г. Флоренция.

В 1293 году Флорентийская республика решила воздвигнуть рядом с Баптистерием Сан Джованни новый собор. Строительство начали на месте старого собора, который назывался Санта Репарата (IV-V век) в честь святой, которую особенно почитали во Флоренции, так как в день ее памяти была одержана победа над варварами. Новый собор в 1412 году официально посвятили Богородице, и он стал называться «Santa Maria del Fiore» (Санта-Мария дель Фьоре - собор Святой Девы Марии с цветком лилии в руках). Гигантская величина и сказочная нарядность нового собора должны были стать символом могущества и богатства Флоренции. Собор стал гордостью жителей Флоренции, а строительство велось под девизом: «Воздвигнуть церковь такой по величине и великолепию, чтобы нельзя было потребовать человеческих сил и рвения ни большей по размерам, ни более прекрасной постройки» . Арнольфо ди Камбио, которому гильдия искусств поручила строительство, был главным архитектором городского Совета и к этому времени успел прославиться благодаря строительству францисканской церкви Санта Кроче (Св. Креста), а в 1298 году он же приступил к проектированию Палаццо Веккьо.

Кафедральный собор находится в самом центре Флоренции, на Соборной площади. длина собора- 153 метра ширина в трансепте - 90 метров высота сводов - 45 метров высота купола изнутри - 90 метров общая высота с крестом -114 ширина Нефов - 38 метров диаметр купола - 42 метра общая площадь - 8300 м 2

Этапы троительства собора Легат папы Бонифация VIII заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 году строительство собора приостановилось на тридцать лет. В 1330 году в Санта-Репарата обрелись мощи святого Зиновия Флорентийского, что придало работам новый стимул. В 1331 году гильдия торговцев шерстью взяла под своё попечение строительство и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 году строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 году, был возведён лишь первый её ярус. В 1348 году работы были прекращены в связи с чумой. С 1349 года работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта.

Этапы троительства собора В 1359 году пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини (1360- 1369), разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 году старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 году был окончен неф, а к 1418 году оставалось только закончить купол. К 1380 году стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески. Собор был освящён в 1436 году, но фасад был недостроен. Великий герцог Франциск I приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX веке было решено достроить собор. В 1887 году появился существующий ныне фасад. Его автор - Эмилио де Фабрис

Самым удивительным элементом собора является купол, проект которого предложил Брунеллески, строился по совершенно новой и уникальной по тем временам технологии. Брунеллески предложил сделать купол двухслойным. Это первый в мире восьмиугольный купол, да еще построенный без возведения опирающихся на землю лесов. Прежде чем приступить к работе, Брунеллески начертил план купола в натуральную величину на отмели реки Арно возле города. Брунеллески не располагал никакими готовыми расчетами, ему пришлось проверят устойчивость конструкции на небольшой модели. В конце 1418 г. четыре каменщика изготовили модель в масштабе 1: 12, которая демонстрировала проект купола и инновационный способ его возведения без сплошной опалубки. Две оболочки купола связаны 24 ребрами и 6 горизонтальными кольцами. Строительство купола началось в 1420 и закончилось в 1446 году. На возведение купол ушло 4 миллиона кирпича различной формы. Фонарь на куполе был закончен Michelozzo, другом Брунеллески, в 1461; шар и крест с мощами Верроккьо в 1469. Шар подняли наверх с помощью машины, сконструированной Микеланджело.

В 2013 году сайт http: //news. discovery. com сообщил о находке модели купола собора во время строительных работ по расширению музея собора. Длина окружности модели - 9 футов (1 фут = 30, 48 см). Профессор Francesco Gurrieri предполагает, что это та самая демонстрационная модель купола, которую построил Брунеллески. Такую укладку кирпичей "ёлочкой" применяли при возведении куполов в Персии. Брунеллески был первым, кто применил ее в Европе.

Купол был мастерски расписан во второй половине 16 века художниками Джорджио Вазари и Федерико Цуккари. Картина имеет многоярусную структуру и посвящена Страшному суду. Самое нижнее кольцо отведено смертельным грехам и жителям Ада, во главе с Антихристом. Последующие кольца, уходящие ввысь к лантерне, изображают святых, старцев апокалипсиса, ангелов небесных, Богоматерь и благие деяния. Образ Сатаны является антагонистом светлой фигуры Христа.

Три огромные двери фасада изготовлены в 1899 -1903 гг. На них изображены сцены из жизни Богородицы. Мозаики в люнетах над дверями создал Niccolo Barabino: Милосердие среди основателей флорентийских благотворительных учреждений; Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей; флорентийские ремесленники, купцы и гуманисты. В нишах - 12 апостолов, в центре - Богородица с младенцем.

Предусмотренный проектом Арнольфо ди Камбио, фасад так и не был выполнен до конца и в 1587 году был разрушен. Лишь в 1871 году был одобрен другой проект архитектора Эмилио де Фабриса, завершившего работы в 1887 году. А отделка фасада была завершена во многом благодаря материальным пожертвованиям российского промышленника Демидова, чей герб теперь красуется справа от главного входа. Рядом помещены гербы других дарителей.

Интерьер собора Необычным украшением собора служат часы, созданные Паоло Уччело в 1443 году. Изюминка хронометра в том, что его стрелки вращаются в обратном направлении.

Главная реликвия собора – это урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, обнаруженная в руинах храма Санта Репарата в 14 веке.

На стенах собора изображены английский кондотьер Джон Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да Толентино, Данте с «Божественной комедией» . В соборе установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, и Брунеллески.

На левой стене находится фреска "Данте и три царства" или "Данте, освещающий Флоренцию своей поэмой" работы Domenico di Michelino Доменико ди Микелино, изображающая Данте с «Божественной комедией» в руке. За спиной поэта изображены ад, гора с чистилищем, на вершине горы - земной рай с Адамом и Евой. Справа - Флоренция. Вверху - сферы небесного рая. Фреска была написана в 1465 году к 200 -летию со дня рождения Данте.

В комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре также входит баптистерий, иными словами место для крещения. Он выполнен в виде отдельного здания, стоящего неподалеку Дуомо на Соборной площади. Баптистерий носит имя Иоанна Крестителя, и является наиболее древним строением на площади. Баптистерий Сан-Джованни

Свод купола украшен византийскими мозаиками XIII -XIV веков. Мозаика изображает картину Страшного суда с фигурой Христа в центре. В баптистерии также находится гробница антипапы Иоанна XXIII.

Южные ворота Наиболее древними являются южные ворота, созданные Андреа Пизано. Работа над ними заняла 6 долгих лет, начиная с 1330 года. На золотистой бронзовой поверхности створок Пизано выгравировал сцены из жития Иоанна крестителя, снабдив их аллегорическими изображениями Добродетелей. 28 картин, сработанных не без помощи ювелирных дел мастеров, вызывают восхищение и трепет у гостей Флоренции.

Северные ворота Созданы в 1401- 1424 годах Лоренцо Гиберти, содержат 28 панелей, заключённых в рамы и выполненных в готическом стиле. Эти барельефы изображают картины из Нового Завета. Северные ворота настолько впечатлили заказчиков из гильдии торговцев, что Лоренцо Гиберти практически без проволочек приступил к работе над третьим порталом баптистерия, Восточным

Восточные ворота являются самыми известными. Они были созданы в 1425- 1452 годах Лоренцо Гиберти. Ворота разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им «Вратами рая» . В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо


Сегодня мы начинаем разговор о культуре Ренессанса и о выдающихся художниках этой эпохи. Нам предстоит встреча с полотнами итальянских мастеров. Обратившись к античности, культура эпохи Возрождения принимает светский характер и гуманистическую направленность, выраженную в отрицании аскетизма и схаластики, в убеждении стройности мироздания, в признании человека высшим началом бытия и вере в безграничные возможности его воли и разума.






Джотто ди Бондоне (1266 или) Оставаясь в рамках христианских канонических сюжетов, Джотто упорно искал реалистические средства художественной выразительности и первым разрушил средневековое плоскостное изображение.


Интерьер капеллы дель Арена в Падуе, восточная часть. Заложена в 1303, отделана, возможно, к 1313 Фрески посвящены образам Священного Писания. ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ (Giotto di Bondone) (ок или 1276– 1337), флорентийский художник и архитектор; родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Об ученичестве и раннем периоде творчества художника ничего не известно.


«Поклонение волхвов» Как считается, в качестве образца для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» (во втором ярусе на правой стене) Джотто использовал комету Галлея (которая проходила над Землей в 1301 г.). В честь этого Европейская космическая комиссия назвала «Джотто» два космических зонда, предназначенные для встречи с кометами.








Сандро Боттичелли (года года) Настоящее имя художника - Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине, превосходнейшему тогдашнему живописцу, которую покинул в 1467 году в возрасте двадцати двух лет.










Сандро Ботичелли. «Афина Паллада и кентавр» АФИНА (Афина Паллада),в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница Афин. АФИНА Ей соответствует римская Минерва








Леонардо да Винчи() Единственный дошедший до нас портрет Леонардо. Рисунок (сангина) сделан в последние годы пребывания Леонардо в Италии. Внизу листа позднее чужой рукой написано: "Леонардо да Винчи, портрет самого себя в старости".




Madonna Benois Мадонна Бенуа (Мадонна с ребенком) Madonna Benois х31,5 см Масло, перенесенное с доски на холст Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних владельцев картин.


Madonna Litta Madonna Litta Эрмитаж, Санкт- Петербург, Россия Такие наименования картин, как «Бенуа» или «Литта» происходят от имени прежних владельцев картин.


Леонардо да Винчи Дама с горностаем Portrait of Cecilia Gallerani (Lady with an Ermine) ок Масло на панели x 40.3 см (21 3/8 x 15 3/4 дюймов) Чарторский музей, Краков, Польша Леонардо да Винчи


Портрет Цецилии Галлерани, любовницы Лодовика Сфорца, выполненный Леонардо, представляет ее с горностаем одной из эмблем рода Сфорца на руках. Так как картина позднее была частично переписана, авторство ее вызывало сомнение, однако рука Леонардо безошибочно узнается по изогнутой позе зверька и изысканному изгибу руки дамы.


Mona Lisa Леонардо да Винчи Мона Лиза. (Джоконда) Mona Lisa (La Gioconda) Масло на тополиной панели. 77 x 53 см (30.31 x дюймов) Луврский музей. Париж, Франция


Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в "Моне Лизе". Это воздушная перспектива лучшая по исполнению.


Рафаэль() Великий итальянский живописец и архитектор. Рафаэля называли мастером Мадонн.




«Мадонна Конестабиле» Мария с младенцем. Куплена русским императором Александром II, реставрирована мастерами Эрмитажа.



Тициан 1476/77 или ок. 1487–1576 гг. Последняя картина Тициана – "Оплакивание Христа" (Венеция, галерея Академии) была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576.


Тициан Тициан (Тициано Вечеллио; Tizianо Vecellio), 1476/77 или ок. 1487–1576 гг. · венецианский живописец эпохи Возрождения. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. Литература Интернет ресурсы. Интернет на уроках искусства. Педагогическая технология создания и использования информационно- коммуникативной среды. Вып. 1. М.:УЦ «Перспектива» с. Искусство: Живопись: Скульптура: Графика: Кн. для учителя. В 3-х ч. Ч.1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения. /Сост. М.: М.В.Алпанов и др. 4-е изд, испр. и доп. М.:Просвещение, с.илл. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: учебник для учащихся 10 класса./Л.А.Рапацкая.М.: Гумманитарный изд.центр ВЛАДИС, с.илл.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance), - «снова» или «заново» и «nasci» - «рождённый» - имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению. Приходится - в Италии - на начало XIV (повсеместно в Европе - с 15-16 вв.) - последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.

3 слайд

Описание слайда:

Флоренция - один из красивейших городов Итальянской Республики с населением почти 400 тысяч человек, расположена на реке Арно, является центром региона Тоскана и одновременно относится к старейшим населенным пунктам страны, где сохранились бесценные исторические и архитектурные памятники. Флоренция подарила миру таких великих деятелей как Леонардо да Винчи и Галилей, Данте и Микеланджело, а местный говор со временем стал основой итальянского литературного языка. Город по праву гордится тем, что именно его мыслители дали зеленый свет эпохе Возрождения, а именем знаменитого земляка, мореплавателя Америго Веспуччи был назван целый материк – Америка.

4 слайд

Описание слайда:

Исторический путь Флоренции весьма тернист. На нем случались взлеты и падения, но если бы не эти знаковые превратности судьбы, вряд ли этот уникальный город обрел бы столь большую известность во всем мире. А началась его история с судьбоносного решения римского императора Юлия Цезаря, повелевшего основать поселение, в котором бы жили ветераны верной ему армии. На дворе был 59 год до нашей эры. Новый населенный пункт получил название «Флорентия», что в переводе означает «цветущая». Чуть позже ветеранский поселок разросся до целого города и в IV веке уже нашей эры он становится католической епископской резиденцией. Впоследствии Флоренция переходила из рук в руки. Ею владели то остготы и византийцы, то лангобарды и франки. Минусом этой череды смены властей и конфликтов между ними стало существенное сокращение населения. Но не только: пострадало экономическое, политическое и культурное развитие города.

5 слайд

Описание слайда:

Переломным в судьбе флорентинцев стал X век, принесший их городу возрождение. В 1115 году город становится самостоятельной коммуной, положившей начало государственности Флоренции, известной как Флорентийская республика. Она существовала в два больших этапа: сначала в 1115-1185 годах, а затем в период 1197-1532 гг. Республика распространила свой суверенитет на значительную часть Тосканы, а именно на ее центральные и северные территории. Тем самым возросла роль Флоренции в общественно-политической системе Италии эпохи Средневековья. В наше время Флорентийскую республику назвали бы образцом демократии, поскольку в ней была сформирована такая система управления, которая исключала захват власти и ее узурпацию одним лицом. Население в свою очередь активно участвовало в формировании всех институтов государства и власти.

6 слайд

Описание слайда:

Флоренция вырвалась вперед и в своем экономическом развитии. В XIII-XIV веках оно превзошло не только другие итальянские государства, но и страны Европы. Город-республика стал зачинателем первого капиталистического производства – мануфактурного. И именно здесь впервые проявилась классовая борьба в ее традиционном понимании: возникали конфликтные ситуации между патрициатом и наемными рабочими. В 1434 правителями Флоренции стали представители олигархического семейства Медичи, правившие в городе (с некоторыми перерывами) вплоть до XVIII века. В частности, известны тем, что покровительствовали самым выдающимся живописцам и архитекторам эпохи Возрождения, являлись их спонсорами.

7 слайд

Описание слайда:

Площадь Микеланджело во Флоренции История площади имени выдающегося скульптора и архитектора восходит к тем временам, когда в 1530 году Флоренцию осаждали войска императора Карла V и римского понтифика Климента VII (в миру Джулио Медичи). Не поверите, но обороной руководил сам Микеланджело. Более того, на холме Сан-Миньято он воздвиг бастионы, и остатки этих укреплений дошли до наших дней. При подъеме на холм они вполне видны. Эти обстоятельства, собственно, и обусловили название будущей площади, панорамный обзор с которой действительно охватывает весь исторический центр Флоренции, начиная от крепости Форте-Бельведере и вплоть до церкви Санта-Кроче. Кроме красного купола Дуомо взор легко охватывает восьмиугольную колокольню Флорентийского аббатства и холмы, раскинувшиеся к северу от Флоренции.

8 слайд

Описание слайда:

Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции Баптистерий Сан-Джованни находится на Пьяцца (площади) Дуомо. Представляет собой восьмигранное здание с отделкой мрамором белого и зеленого оттенков. Построен в распространенном в Средние века романском стиле. Баптистерий появился здесь даже раньше собора Санта-Мария-дель-Фьоре, с которым в настоящее время соседствует. Рядом с ним также находится колокольня Джотто.

9 слайд

Описание слайда:

Вообще-то, самый первый флорентинский баптистерий появился в городе ориентировочно в V веке. Но то здание, которое мы можем видеть сегодня, строилось в 1059-1129 годах на развалинах строений времен Римской империи. Именно в нем проходили таинство крещения все жители Флоренции, в том числе Данте и представители знаменитой династической фамилии Медичи. Традиция продолжалась вплоть до XIX столетия.

10 слайд

Описание слайда:

Палаццо Питти – музейная гордость Флоренции Дворцы-особняки в итальянских городах в XV-XVIII веках назывались палаццо. Такие строения весьма типичны для всего периода итальянского Возрождения, однако особенно популярны они были во Флоренции. «Палаццо» происходит от латинского «palatium» (дворец), перекликаясь в свою очередь с названием одного из семи римских холмов – Палатинского – где возводились дворцы для императоров. Для классических палаццо характерны несколько этажей (обычно три, иногда два и даже четыре), примыкающий к дворцу уютный двор и выходивший на улицу величественный фасад. Такие особняки есть в Риме, Венеции, Генуе. Особенно же славилась ими, как было сказано, Флоренция. Один из таким флорентийским дворцом-особняком и самым большим в городе является – Палаццо Питти (итал. Palazzo Pitti).

Похожие статьи