Презентация к уроку. Стихотворение Н

16.04.2024

Данная разработка урока может оказать методическую помощь молодым учителям. Использование метода "Гамбургера" позволит ученикам подбирать аргументы для эссе-рассуждений.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план. Тема: "Некрасивая девочка". Н.Заболоцкий»

Назарбаев Интеллектуальная школа г. Актобе Учитель Бекмуратова Л.А. 87015234719,

«Некрасивая девочка» . Н. Заболоцкий .

Цели обучения: 7.С3. – Понимание содержания художественных произведений

7.Ч1.- Понимание содержания текста

7.Г1.- Разнообразие словарного запаса

Критерии успеха : учащиеся понимают основную информацию текста и раскрывают его содержание; формулируют проблему и авторскую позицию текста, аргументируют свой ответ;используют не менее 3 аргументов в своем высказывании.

Привитие ценностей: усвоение системы знаний о красоте человека, привитие духовных ценностей, уважение, ответственность, толерантность, сотрудничество, здоровье.

Ход урока

1.Приветствие.

2.Психологический настрой: «Ты и твое качество». Перемещайтесь в кругу, подчеркивая особенное качество одноклассников. Используйте слова: Это здорово! Это классно! Это супер!

Когда ваши одноклассники называли ваши качества, какое было у вас ощущение? Каково было слышать эти слова? Что вы почувствовали?

3.Деление на группу путем распределения стикера с цветками. 4. Определение темы и цели урока. 5. Критерии успеха

6. Эпиграф урока: …что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Что есть красота? И как почувствовать красоту? Не кажется ли вам, что это что-то такое летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому …. может быть наше окружение, а может быть состояние души… Сегодня мы будем говорить о духовном богатстве, о внутренней красоте человеческой…

7. Послушаем актера Константина Райкина.

8.Задание на соответствие

Сверстники

переполняет ей душу, овладевает ею

Ликовать

люди одинакового возраста

восторженно радоваться

Худой умысел

привлечь внимание

Прельстить воображение

злое намерение, замысел, план.

чистая детская душевная красота.

Младенческая грация души

вместилище для жидких и сыпучих тел.

9.Вопросы по тексту:

1) Определите тему текста. О чём пишет писатель? (О некрасивой девочке).

2) Посмотрите, из скольких частей состоит стихотворение?

3) Определите тип 1 части, 2 части

4) Какой она вам представляется? Какую роль в описании девочки играют слова “лягушонок”, “рубашонка”, “колечки”, “зубки”? Что в них общего?

5)Какие черты характера девочки проявляются в этом эпизоде?

7) В каком значении употреблено слово “худой” в словосочетании “худая рубашонка” и “худой умысел”?

8)Что значит “чистый пламень”, “переболит боль”, “перетопит камень”?

10)“Младенческая грация души”. Как вы понимаете эти строки?

11)Почему такую красоту “обожествляют люди”?

12)Какова идея текста?

Слайд. Вопросы

10.Задания на дифференциацию

Задание А.

1.Как бы вы нарисовали девочку? Как она, по-вашему мнению, выглядит?

2. Опишите внутреннюю красоту девочки. (можно использовать строчки из стихотворения)

3.Подберите подходящие пословицы на русском, казахском, английском языках.

Задание В

Заполнить таблицу. Аргументируйте свой ответ.

Как представлен мир детский?

Предполагаемый мир взрослых

Подберите подходящие цитаты известных людей.

Задание С. Метод «Гамбургер»

Задание для всех: сформулируйте вывод.

Независимо от внешнего вида следует разглядеть внутренний мир человека, а именно глубину и содержание душевной красоты, что и составляет грацию души.

11.Эксперимент с сосудом. Проведем эксперимент.

Представьте это - сосуд. Он чистый, прозрачный, пустой. В сосуд поместим свечу.

За счет чего стала видна и засияла эта великолепная свеча? За счет маленького огонька, загоревшегося внутри него.

«Грация души»- единство внешней и внутренней красоты. Внутренний огонь, не дайте задуть его другим, не задувайте их в других, ибо красота и чистота чувств, естественность доброты и любовь к людям, к жизни, к чужой радости, уважение, честность, ответственность, толерантность, сотрудничество, обучение на протяжении всей жизни, трехъязычие, здоровье – вот что есть красота, которую обожествляют люди, истинные ценности, которые возвысят человека и сделают его счастливым!

Обратная связь: назовите ключевые слова урока. Какая строчка из стихотворения вам больше понравилась? Почему?

Оценивание по критериям.

Рефлексия «Что получилось? Что затруднило?»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н.А.Заболоцкий Некрасивая девочка Урок чтения в МСКОШИ VIII вида г. Поронайска Учитель Козлова Л.П.

Достоинство- 1.Положительное качество, ценность кого- чего-либо. Алёша…пересчитывал достоинства друга: его вечно ласковое отношение к нему, готовность помочь, ум. 2.Совокупность высших моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Что поймёт девочка, когда подрастёт?

Какое чувство испытает она?

gj g Почему поэт надеется, что девочка преодолеет боль?

Что поможет в этом?

Что Заболоцкий говорит о красоте человека?

О какой красоте говорит поэт?

Что такое внутренняя красота?

С чем сравнивает её поэт в стихотворении?

Человек в жизни приобретает различные ценности Ценности повседневной жизни: прилежание пунктуальность трудолюбие бережливость ответственность любовь к порядку

Ценности человеческих отношений Благодарность Уважение Сострадание Толерантность Толерантность- (лат.) терпение

Ценности высшей сферы духовной жизни Чуткость Способность сопереживать Милосердие Милосердие- в словаре В.Даля читаем: милосердие- сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость,мягкосердечность.

вверх по лестнице жизни Выбери нравственные ценности и составь свою лестницу жизни. Благодарность Уважение Сострадание Толерантность Чуткость Способность сопереживать Милосердие

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Стихотворение Н. А. Заболоцкого "Некрасивая девочка"

Урок посвящен проблеме выбора нравственных ценностей, нацеливает обучаещихся на саморазвитие. Учащиеся выполняют практическую работу и получают советы по самовоспитанию нравственных ценностей....

Презентация к уроку "Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе"

В формате пдф. Если кому-то нужен полноценный формат презентации - пишите. Вышлю на электронную почту....

Презентация к уроку"Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"

laquo;Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и котор...


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Ребята, перед вами на столах набор букв. Ваша задача – составить из букв слово КРАСОТА
КРАСОТА -1. ед. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляетэстетическое и нравственное наслаждение. Красотарусской природы. Красота поэтической речи.Отличаться красотой. Для красоты (чтобы былокрасиво; разг.). 2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля. 3. красота!, в знач. сказ. О чем-н. очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.). Погуляли, искупались. Красота! Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Что есть красота…»Урок по стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка» Красота не в лице, красота - это свет в сердце. Джебран Халиль Джебран (Выдающийся арабский писатель и философ XX века.)
Н.А.Заболоцкий 24 апреля (7 мая) 1903 - 14 октября 1958 Н.А.Заболоцкий«Некрасивая девочка»Среди других играющих детейОна напоминает лягушонка.Заправлена в трусы худая рубашонка,Колечки рыжеватые кудрейРассыпаны, рот длинен, зубки кривы,Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её,Отцы купили по велосипеду.Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,Гоняют по двору, забывши про неё,Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя,Томит её и вон из сердца рвётся,И девочка ликует и смеётся,Охваченная счастьем бытия.Ни тени зависти, ни умысла худогоЕщё не знает это существо.Ей всё на свете так безмерно ново,Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая,Что будет день, когда она, рыдая,Увидит с ужасом, что посреди подругОна всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка,Сломать его едва ли можно вдруг!Мне верить хочется, что чистый этот пламень,Который в глубине её горит,Всю боль свою один переболитИ перетопит самый тяжкий камень!И пусть черты её нехорошиИ нечем ей прельстить воображенье,-Младенческая грация душиУже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Ценности повседневной жизни: ПунктуальностьТрудолюбиеБережливостьОтветственностьЛюбовь к порядкуЦенности человеческих отношений:БлагодарностьУважениеТерпениеЧуткостьСпособность сопереживатьМилосердиеТолерантность Заполните лист самооценки, поставив «плюс» там, где вы выполнили задание, и «минус» - где его выполнить не удалось.Подсчитайте количество плюсов и выставьте оценку:«5» - 9-11 плюсов;«4» - 7-8 плюсов;«3» - 4-6 плюсов; «2» - меньше 3 плюсов.


Приложенные файлы

«Уроки доброты» - Директор школы. Открыта Школа Вежливости! Урок настроения. Расписание уроков. В сентябре в Центре прошли уроки доброты. Учимся общаться. ВНИМАНИЕ! Уроки доброты. 1. Урок доброты 2. Урок общения 3. Урок настроения.

«Мать Тереза» - Задумаемся и поймём. Всё равно стройте. Не уничтожай свою Жизнь! Есть только один язык – язык сердца. Всё равно будьте счастливы. Жить стоит. - Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас. (27.08.1910 года - 05.09.1997 года). Всё равно добивайтесь успеха. Есть только одна религия – религия любви.

«Доброта» - Доброта - краса, красота, добрые качества. Наши ребята в доме престарелых с концертом. Эмблема «недели доброты». Что будет если все будут добрыми? (Помечтаем). Операция «зелёный шар» в детском саду № 91. Поместите цветок в букет доброты!!! Кому нужна наша доброта? Спешите делать. Как бы вы ответили на самые простые вопросы?

«Доброта человека» - Если добрый ты, то всегда легко. Добрым быть совсем - совсем не просто. Мыслите, думайте и творите добро. Яруллин. Песня «Дорогою добра!». Теплота. Добро и зло. В жизни по-разному можно жить. Песня «Если добрый ты!». Пословицы о добре. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других. Всех доверчивей и строже в этом мире доброта.

«Доброта и добро» - Что в жизни главное. Доброта у всех на устах. Стихи о рыжей дворняге. В вагонах, забыв передряги, курили, смеялись, дремали. Щедрость души – это суть доброго отношения к людям. Чтобы стать человеком, надо любить людей. Нет доверия к человеку без его без доброты. Не ведал хозяин, что силы вдруг разом оставили тело.

«Сердце хорошего человека» - Затем направился к соседу. Душа живет в сердце. Болит душа. Храмы Божьи. Башкирская пословица. Мальчики. Некрасивая девочка. Ад и рай. Красота. Голова Иисуса Христа. Заправлена в трусы худая рубашонка. Один хороший человек. Человек. Добро и зло. Русские пословицы. Утешенье для глаз. Красота души. Сердце зла.

Урок литературы в 8 классе Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: в результате комплексного анализа текста лирического произведения выявить его основную идею, авторскую мысль.

Задачи:

Образовательные и развивающие:

Познакомиться с новым произведением, помочь выявить главную мысль;

Помочь обучающимся понять, что есть красота для Н.А. Заболоцкого.

Развивающие:

Развивать умение анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения;

Развивать эстетический вкус обучающихся.

Воспитательные:

Через анализ стихотворения Н. А.Заболоцкого формировать понятие о нравственных ценностях, побуждать обучающихся к саморазвитию.

Оборудование: аппаратура для показа слайдов; у каждого ученика на столе текст стихотворения; портрет Н.А.Заболоцкого; толковые словари.

Образовательные технологии: личностно-ориентированная, проблемная, диалогового обучения, формы : коллективная, групповая;

Методы: частично-поисковые, исследовательские, проблемно-сообщающие, наблюдение, а также такие типы отношений, как субъект - субъектные.

Три добродетели украшают душу:

красота, мудрость и любовь.

Человек должен чтить и

стремиться постичь их.

Хорхе Анхель Ливрага

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. А. Заболоцкий

Ход урока

    Актуализация знаний обучающихся.

1.Беседа с обучающимися:

- Что, в вашем понимании, означает слово красота?

- Чем красив и богат человек?

- Прочитайте эпиграфы урока. Как вы понимаете слова Хорхе Анхель Ливрага?

- А о каких мирах говорит Н. А. Заболоцкий ? (внешнем, вокруг нас, и внутреннем, внутри нас). Мы произносим имя поэта Н.А.Заболоцкого и сразу же вспоминаем:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!..

Слова кажутся обычным нравоучением, хотя авторское «ты» обращено не к читателю,

а к самому себе. Или вот еще:

А если это так, то, что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Стремление разгадать тайну красоты души и ответить на вопрос: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» - заставляет поэта создать такое неповторимое и удивительное стихотворение «Некрасивая девочка» (1955 г.)

Это стихотворение вызвало бурю споров, совершенно противоположные суждения, что в нем «утерян» и, наоборот, найден секрет поэтического вдохновения. И опять Заболоцкий нас удивляет и заставляет задуматься над этим вечным вопросом:

Что есть красота?

2.Работа с толковыми словарями

-А теперь посмотрим, как толковые словари раскрывают эту субстанцию.

-Мы же с вами должны понять, как поэт отвечает на этот вопрос (сообщение темы и целей урока).

2. Работа над темой урока.

1. Задание на развитие смысловой догадки, умения прогнозировать.

-Прочитайте название стихотворения. Подумайте, о чём может говориться в стихотворении с таким названием? (Высказывания обучающихся)

2.Чтение стихотворения «Некрасивая девочка» наизусть учителем.

- Чей прогноз оказался правильным?

3.Понятие темы и идеи стихотворения.

-Что такое тема произведения? Какова тема этого стихотворения? (Это рассказ о маленькой девочке, которая радуется с друзьями - мальчишками новому приобретению - велосипедам - и бегает за ними по двору).

-А что такое идея? (Это то, до чего надо додуматься; это секрет, который надо раскрыть; загадка, которую надо отгадать).

4. Первичный анализ текста. Вопросы по прочитанному:

- Какое впечатление оставило у вас содержание этого стихотворения?

- Какой смысл приобретают слова «среди других играющих детей»?

- Какой внутренний мир у этой девочки?

- В чем же заключается счастье бытия, по мысли автора?

5. Работа с текстом (постановка проблемного вопроса):

- На сколько частей и визуально, зрительно, и по смыслу делится это стихотворение? (На две). Какой тип речи в каждой части?

- Какие? Почему вы сделали такой вывод? (В первой - радость, ликование, смех, счастье; во второй - рыдания, ужас, дурнушка, боль, тягость.)

- Какую основную мысль пытается донести автор в первой части? («бедная дурнушка» в сердце которой, однако, живет «чужая радость так же, как своя»…)

-Мы видим, что может статься с девочкой в будущем. Чего так боится автор? (ответы учеников).

-А вторая часть? (Авторское размышление по поводу увиденного, убежденность в силе и красоте человеческой души, в том, что с нами происходит чудо: ведь хотя мы и помним «некрасивость» девочки (портрет) , но все-таки любуемся ею, потому что поэт дал нам разглядеть драгоценный огонь, таящийся в этом крохотном существе. «Ни тени зависти, ни умысла худого», « ей все на свете так безмерно ново, так живо все, что для других мертво!»

-Какую сокровенную мысль доносит до нас автор? («Младенческую грацию души, охваченную счастьем бытия»).

6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

Работа в группах:

Первая группа готовит выразительное чтение первой части.

Вторая группа готовит выразительное чтение второй части.

Третья группа проводит лексическую работу со словами грация, мерцать.

А. Выразительное чтение 1 части текста обучающимися первой группы.

1.О чём рассказывается в 1 части?

2. Чем привлекает вас девочка? Какую роль в описании девочки играют слова “лягушонок”, “рубашонка”, “колечки”, “зубки”? Что в них общего? (выражают отношение автора, подчеркивают хрупкость, незащищенность девочки)

3. Какие выразительные средства использует автор для её описания?

A)напоминает лягушонка (метафора + сравнение = метафорическое сравнение)

Б) худая (рубашонка), (рот) длинен, (зубки) кривы, (черты) остры и некрасивы (эпитеты)

B)колечки (кудрей) - метафора.

4. Найдите сравнение. Какова его роль? (возникают ассоциации с героиней сказки “Лягушка-царевна”, Василисой Прекрасной, превращенной в безобразную лягушку. Может, и девочка тоже заколдованная принцесса, а лягушачья шкурка только оболочка?)

5. Как иллюстрация помогает вам лучше представить себе внешность девочки? Подберите к иллюстрации строчки из стихотворения.

6.Да, действительно, бедная девочка, неприглядная, некрасивая, даже мальчики не замечают её, не видят её радости, забыли про подругу. А автор? Он тоже относится к ней с некоей долей пренебрежения? Или нет?

Ответы учеников (нет).

7.Докажите. (Девочка счастлива оттого, что счастливы его друзья: «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся».Эта способность радоваться счастью другого возвышает девочку над миром, автор начинает использовать другую (книжную, высокую) лексику, тем самым применяя ещё одно выразительное средство. Найдём эти слова, проверим себя.

Б. Выразительное чтение 2 части текста обучающимися второй группы.

1. Что представляет собой последняя часть стихотворения? (размышления автора о судьбе девочки). Найдите повторяющиеся строки. В чем смысл повтора?

1. Что поймёт девочка, когда подрастёт?

2. Какое чувство испытает она?

3. Почему поэт надеется, что девочка преодолеет свою боль? Что значит “чистый пламень”, “переболит боль”, “перетопит камень”? Какой прием использует здесь автор? (метафора).

4. Что ей поможет в этом? (“младенческая грация души”). Как вы понимаете эти строки?

5. Что Н.А.Заболоцкий говорит о красоте человека?

6. О какой красоте говорит поэт?

7. Что такое внутренняя красота?Что вы по этому поводу думаете?

8. С чем её сравнивает поэт в стихотворении? Объясните, как вы это понимаете? Что выбирает автор? (второе, красоту человеческой души). Докажите.

В. Лексическая работа.

Грация (лат. gratia - красота, прелесть, изящество), особенно в движениях и позах.

Как понимаете высказывание: «грация души»?

Мерцать. Подберите синонимы к словам. Почему автор выбрал именно это слово?

(синонимы: мигать, сиять, сверкать, светиться)

7. Беседа с обучающимися .

Почему такую красоту “обожествляют люди”? (это большая редкость, очень ценное качество).

Сам поэт обладал этим и качествами. Современники отмечали в нем “величайшую терпимость к людям, сдержанность, деликатность, благородство, кристальную честность- то, что входит в понятие “грация души”. Его стихи очищают и согревают душу читателя).

Согласны ли вы с мнением одного из современных критиков: “Красота – это огонь, который таится до поры до времени в некрасивой девочке. Но когда огонь проявится, внешность девочки преобразится. Она не будет казаться некрасивой…Красота там, где не огонь мерцает в сосуде, а мерцает и светится сам сосуд”?

8. Слово учителя.

Поэт считал, что красота человеческой души сотворена Богом, имеет бездонную глубину, свою реальность, свою прелесть, в которой отражается вся скорбь бытия.

Рассмотрите репродукцию картины Ф.Рокотова «Портрет А.Струйской».

Опишите красоту этой женщины.

Сообщение обучающегося.

Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого «Портрет» : (выразительное чтение стихотворения)

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

9.Итог урока .

Практическая работа. «Лестница жизни».

Слово учителя:

-«Огонь сочувственный», позволяющий чужое горе и радость воспринимать как свое собственное, зоркая наблюдательная поэзия правды жизни и ее сердца, поэтизация людей, способных к подлинной самоотверженной любви, сдержанное сопоставление подлинной красоты и счастья мнимому сверканию – все это характеризует стихотворения Н.А. Заболоцкого.

Оценивание учащихся.

10. Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение «Некрасивая девочка» наизусть.

Похожие статьи
 
Категории