Сценарий деловой игры по функциям управления. Деловая игра (примеры)

14.04.2024

Человечество обожает игры и играет в них уже очень давно. Игры изначально учили логике, тактике и стратегии, и поэтому первыми начали играть в игры военные. Они разрабатывали свои батальные кампании на карте, расставляя и передвигая свои силы и силы противника и тем самым планировали различные варианты хода сражений. Первые деловые игры как метод обучения были разработаны и применены в Америке в середине двадцатого века для студентов-экономистов. С появлением компьютеров началась активная разработка различных бизнес-игр, которые решали разнообразные учебные задачи. Методы деловой игры позволяют моделировать множество разных ситуаций.

Основная задача деловой игры – научить находить самые оптимальные решения бизнес-задач в процессе игры, чтобы при возникновении реальной ситуации быть способным принять единственно правильные решения, так как процесс был уже разобран и оттренирован в процессе предыдущей игры. Деловая игра как метод активного обучения решает много важных обучающих задач, а именно:

  • во много раз усиливает активность
  • на полную меру поднимает уровень креативного мышления
  • вырабатывает способность рассматривать различные подходы и точки зрения
  • эффективно решать проблемы и предвидеть и устранять осложнения.

Признаками хорошей деловой игры как метода обучения является моделирование ситуаций по аналогии с реальными, типичными ситуациями, многократное повторение тренировочных ситуаций и задач, а также наличие конфликта в игре, так как без этого не существует проблемности и продвижения вперед.

Виды деловых игр

В настоящее время деловая игра как метод обучения используется практически во всех областях, но особенно там, где нужно развивать лидерские качества, а именно менеджменте и управленческих сферах.

Существует много форм деловой игры, например: разработка стратегии, проект, презентация, обучение, и так далее. У каждой формы имеются свои инструменты. Выбор формы деловой игры как , соответственно, зависит от того, чего нужно добиться в результате процесса, какие новые умения приобрести и какие проблемы научиться разруливать.

В настоящее время существует огромное множество деловых игр в качестве метода обучения персонала. Особенно активно они используются в крупных компаниях, при организации в них тренингов для персонала. В 90-х годах большей мере данные тренинги характерны для западных компаний, нежели для российских. Российские компании только начинают развивать тему организации тренингов, и это в целом идет достаточно медленно по ряду причин, а именно – исторически тренинги по развитию персонала — это чисто западный подход, который медленно приживается в России, как правило на тренинги бюджета не хватает, во многих компаниях он вообще не предусматривается.

Деловая игра как метод обучения различном поведенческим качествам и компетенциям является на самом деле мощнейшим средством , особенно тех, кто должен принимать решения, и очень важно, чтобы руководство предприятий это хорошо понимало. Конечной целью любой деловой игры является развитие компании и ускорение достижения ею поставленных бизнес-целей, поэтому важность деловой игры очевидна и бесспорна. Методы, использующиеся в ходе деловой игры, позволяют обучающимся экспериментировать, пробовать различные стратегии, искать наиболее оптимальные и правильные решения проблем.

Темы деловой игры не абстрактны, а совершенно реальны, это проблемы данной компании или предприятия, которые приходится решать на постоянной основе, и чем больше будет потрачено усилий на моделирование ситуаций в тренировочном процессе, тем более реально найти оптимальное решение проблемы, сокращая тем самым затраты или избегая неблагоприятного для компании развития событий.

Сопутствующими, но не менее важными целями деловой игры являются сплочение коллектива, приобретение коммуникативных навыков и умения работать в команде, способность совместно принимать решения, умение выслушивать чужую точку зрения и т.д.

Многочисленные современные деловые игры имеют большое количество видов и разновидностей. Деловые игры могут быть ограничены определенным промежутком времени, а могут быть без ограничения по времени, они могут преследовать различные цели, как например обучение, или выявление лучшего профессионала в какой-то области, или быть направлены на выявление и решение проблем. Они могут быть с известным финальным результатом, который требуется отыскать, или же решение открыто и тогда тут нужны креативные силы и развитие творческих навыков и т.д.

Какими бы ни были деловые игры, все они, несомненно, имеют исключительно позитивный результат, так как их смысл и цель состоят в том, чтобы воспитать эффективный, грамотный, креативный, позитивный, амбициозный персонал, который в таком виде будет приносить максимальную пользу и прибыль своей компании.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт сайт обязательна

Практические иллюстрации: тренинги, ролевые, имитационные, деловые игры

Тренинг «Аукцион»

Цель — заинтересовать участников в обсуждении темы «Стресс», выявить их запросы.
Содержание. Все участники делятся на группы потри человека, каждая тройка по очереди называет одну причину, вызывающую стресс педагога в школе (высказывания должны быть краткими, не более 3 — 4 слов). После очередного высказывания преподаватель-тренер считает до трех, и если команда, которая должна была называть причину, молчит, вместо нее за секунду до того, как ведущий произнесет «три», выступает любая другая тройка. Побеждает команда, последней назвавшая причину стресса в школе.
Обсуждение. Преподаватель-тренер просит участников вспомнить о причинах, не названных во время «аукциона», и задает вопрос: «Могло ли данное упражнение спровоцировать стрессовую ситуацию у участников занятия? Почему?»

Тренинг «Музыкальный ансамбль»

Тренер приносит различные музыкальные инструменты или предметы, которые можно использовать для шумовых эффектов (деревянные, металлические, пластмассовые и др.).
Задание участникам тренинга: «Вы — члены музыкального ансамбля, нужно сыграть что-нибудь всем вместе, используя имеющиеся музыкальные инструменты».
После выполнения упражнения всех спрашивают о переживаниях и впечатлениях. Обращают внимание на то, получилась ли общая музыка, слушали ли друг друга, пытались ли подстроиться. Кто был лидером?
Обсуждаются поведение дирижера, его стиль, способы управления ансамблем. Хотелось ли делать то, что он велел? Давал ли он возможность проявить спонтанность, импровизировать?

Тренинг «Ущемленные амбиции»

Информация для менеджера. Вы регулярно беседуете со всеми вашими сотрудниками. Недавно в ходе такой беседы вы затронули вопрос о возможном повышении одного молодого сотрудника по службе. Он работает у вас всего 6 месяцев, но уже проявил себя как очень усердный и амбициозный человек. Вы уже размышляли о различных возможностях для него, учитывая тот факт, что вскоре появится вакансия на место помощника менеджера. Вы ничего не обещали и, кажется, не подавали ему надежд на получение этой должности, а просто привели пример того, на что он может рассчитывать когда-нибудь в будущем. Вакансия образовалась, но вы отдали ее другому, более опытному сотруднику вашей организации. Скоро будет официально объявлено об этом назначении. Сегодня ваш молодой сотрудник попросил принять его, а секретарша сказала, что он очень расстроен из-за того, что, по его мнению, хорошая возможность ушла сквозь пальцы. Он многообещающий молодой человек, поэюму не хотелось бы, чтобы он решил, что его карьера погибла.
Информация для сотрудника. Вы работаете в данной организации 6 месяцев. В недавней беседе начальник дал вам понять, что думает о вашем повышении на должность помощника менеджера, которая скоро должна освободиться. Он также отметил, что у него нет оснований жаловаться на вашу работу, и даже сказал, что очень вами доволен.
Вчера одна из секретарш другого отдела сказала вам, что на эту вакансию уже нашли человека в ее отделе. Вас это просто шокировало. Было такое чувство, что вас предали. Почему он вам ничего не сказал? Может, еще не слишком поздно, ведь о назначении не объявили официально? А чем вы хуже? Вы считали, чю работа уже ваша. Кто знает, когда еще представится такая возможность. Сейчас вы пойдете к начальнику, чтобы все выяснить.

Тренинг «Групповой коллаж»

В тренинге участвуют несколько групп по 5 — 7 человек.
Содержание. «Групповой коллаж» предполагает коллективное выполнение участниками игры творческой композиции по совместно выбранной теме на склеенных листах бумаги общей площадью 2 — 3 м2 с использованием всего комплекса изобразительных материалов.
Путем групповой дискуссии выбирается тематика, отражающая актуальные для участников источники межличностных переживаний (например, «Работа в моей жизни»).
Длительность работы над коллажем — 30 мин. На этот период вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции. Когда коллаж будет готов, следует сфотограф и ровть его, чтобы сохранить, и затем обсудить полученный результат.
По итогам работы каждый участник делает презентацию своего проекта, раскрывает вложенный в него смысл и делится общими впечатлениями от процесса коллективной работы и восприятия ее результата.

Тренинг «Объединяемся»

Цели — расширение знаний участников тренинга друг о друге; улучшение коммуникации, обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи.
Процедура проведения. Члены группы делятся на пары. Каждая пара должна найти для себя какую-то совместную цель (продажа чего-либо, представление проекта, решение проблемы и т.п.).
Далее каждая из пар должна для себя ответить на вопрос: «Что мы можем придумать, чтобы другая пара захотела вместе с нами развивать нашу деятельность, работать на нашу цель?»
После того как каждая пара ответила для себя на этот вопрос, парам предлагается пообщаться друг с другом и выбрать тех, кто готов с ними объединиться. Если какая-то из пар не хочет объединяться, то она должна обосновать свой отказ. Привлекать к себе в объединение можно любое количество пар. Выигрывает то объединение, которое собрало под свою цель самое большое количество участников группы.
Анализ результатов тренинга. Следует ответить на следующие вопросы.
1. Как происходило общение внутри каждой пары?
2. Какую цель каждая пара выбрала для себя и почему?
3. Каким образом уговаривали другие пары примкнуть к себе?
4. Какие доводы приводились во время отказа?
5. Почему большинство приняли именно эту цель?
6. Какое настроение сейчас?

Ролевая игра «Гостиница»

Ситуация. Три члена группы оказались в командировке в другом городе, где самолет сделал незапланированную посадку из-за непогоды. Рейс перенесен на сутки. Люди незнакомы между собой. Они отправились в ближайшую от аэропорта гостиницу, испытывая лишь одно желание — как можно быстрее устроиться.
Действующие лица: администратор гостиницы, дама 54 лет и три педагога из разных городов 38, 33 и 42 лет.
Инструкция администратору гостиницы. У вас только одно свободное место, вам нужно поговорить с каждым приезжим, а потом решить, кому вы отдадите номер. Свое решение нужно записать на листочке и молча отдать ведущему тренинг.
Инструкция приехавшим в командировку педагогам. Для того чтобы получить номер, нужно поговорить с администратором гостиницы. Вы подозреваете, что свободных номеров может не быть. Используйте при разговоре все конструктивные приемы, которыми вы владеете (техники установления контакта, активного слушания, аргументации). «Грязные технологии» запрещены.
Инструкция ведущему тренинг. Организуйте видеозапись игры. Помогите администратору организовать его рабочее место. Выведите всех участии ков игры в коридор (приезжих) и пригласите в комнату по очереди. Тот педагог, который поговорил с администратором, остается в комнате и слушает вместе с остальными членами группы.
После игры просматривается видеозапись и проводится обсуждение. Администратор объявляет о своем первоначальном решении, а также о последнем, если его мнение изменилось после просмотра видеозаписи. Во время обсуждения администратору задают ряд вопросов о том, что понравилось и не понравилось в поведении командировочных.

Командный тренинг «Башни»

Цель — отработка навыков взаимодействия в команде.
Необходимые материалы. Детали для детского конструктора, карточки с инструкциями по количеству участников (одну и ту же инструкцию можно использовать для более чем одной карточки).
Инструкции, которые следует написать на каждой карточке, — один из вариантов, приведенных ниже:
1) башня должна иметь высоту в 10 уровней;
2) башня должна быть не меньше 8 уровней в высоту;
3) башня должна быть не больше 15 уровней;
4) в строительстве можно использовать только белые, красные и желтые «кирпичики»;
5) башня должна быть построена только из белых и желтых кирпичиков;
6) каждый уровень должен быть единым по цвету;
7) шестой уровень башни должен быть желтым;
8) башню должны построить именно вы. Если за кирпичи возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.
Время — 30 мин.
Участвуют 12 — 30 человек.
Процедура проведения.
1. Участники делятся на группы по 5 — 7 человек, каждая группа получает некоторое количество деталей для конструктора.
2. Каждая команда должна построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. Каждый участник получает инструкцию на карточке, которую нельзя показывать другим.

Командное упражнение «Товары от А до Я»

Цель — продемонстрировать важность групповой синергии в выполнении совместных заданий.
Процедура проведения. Студенты разделяются на группы по 5 — 7 человек. Каждая группа составляет список вещей, принадлежащих участникам, на все буквы алфавита — от А до Я. Список следует составлять как можно быстрее.
Подведение итогов. С помощью бланка подведения итогов оцените проведенную вашей командой работу.
Общее время — 30 мин (подготовка — 5 мин, выполнение задания — 15 мин, подведение итогов — 10 мин).

Тренинг «Живая картина»

Цель — эффективное погружение в игру.
Содержание. Команды, состоящие из семи или восьми участников, просят определить тему для своей картины (например, «возвращение домой», «век техники», «время для развлечений») и затем создать живую картину, в которой они исполняли бы роли ключевых элементов. Затем каждая команда по очереди «предсталяет свою картину» другим командам и обсуждает, каким образом они выполнили это задание.
Участники получат большее удовольствие, если сделать фотоснимки их работы.
Не проводите это упражнение с теми людьми, которые не хотят, чтобы к ним прикасались.

Имитационная игра «Идеальный образ преподавателя-игротехника»

Задание. Вы должны создать идеальный образ преподавателя-иг- ротехника. Ознакомившись с предложенной ниже формой, отметьте характеристики, наиболее полезные, по вашему мнению, для принятия правильного решения с учетом деятельности, на которую вы отбираете преподавателя.
Инструкция 1. Ваша задача — применительно к каждому играющему индивидуально проранжировать перечисленные ниже 20 характеристик. Критерием для оценки качеств и способностей является их значение для игротехнической деятельности. Качество или способность 1, 2 и т.д. являются наименее важными, низкий рейтинг, 20 — самый высокий рейтинг; 9, 18 и т.д. — наиболее значимые для данной деятельности. Помните: ни одна цифра не должна повториться!

Инструкция 2. После того как все проранжируют характеристики и запишут результаты в графе «Индивидуальный идеальный образ», вся группа делится на подгруппы по 3 — 7 человек (в зависимости от численного состава группы) и обсуждают в командах коллективное решение, т.е. создают коллективный идеальный образ преподавателя.
Правила обсуждения:
1) принимать решение путем голосования нельзя;
2) высчитывать процент нельзя;
3) давить на партнеров по типу: «Я сказал!» — нельзя;
4) идти на компромисс нежелательно.
Цель — путем переговоров и коллективного обсуждения на основе аргументации позиции каждого выработать совместное консенсусное решение.
Инструкция 3. Провести межгрупповую дискуссию, в ходе которой определить правильность выбранных характеристик, соизмеряя их с функциями преподавателя-игротехника.
Дебрифинг. По итогам игры в командах составить «Памятку» преподавателю-и гротехни ку по последовательности шагов подготовки и проведения занятия с использованием интенсивной интерактивной технологии. Затем провести презентацию и оценку «Памяток», подвести итоги игры.

Ролевые игры

Ситуация 1. Педагог испытывает затруднения при работе со студентами, которые не боятся резко отвечать или даже хамить. Он может достойно противостоять грубости или вместо этого «зарывается головой в песок».
Действующие лица: молодой преподаватель и студент курса, на котором педагог читает лекции.
Задание студенту. Вести себя уверенно, даже нагловато.
Задание молодому педагогу. Поставить студента на место, используя техники установления контакта, аргументации.
Ситуация 2. Педагог работает в данной школе 12 лет, имеет двоих детей, школьного и дошкольного возраста. На работе зарекомендовала себя с хорошей стороны, является ветераном труда. Она обратилась к администрации школы с просьбой предоставить ей дополнительно к летнему отпуску 2 недели за свой счет, поскольку по состоянию здоровья она может выехать с детьми на море только в сентябре.
Руководитель школы не подписал заявление, заявив, что в сентябре начинается учебный процесс и заменить ее некому. Однако отказ не был категорическим, поскольку этот педагог, если возникала такая необходимость, по первой просьбе директора оставалась после работы для выполнения срочных заданий или заменяла заболевших коллег.
Получив отказ, педагог подала директору два заявления: 1) с просьбой об отпуске; 2) в случае отказа — на увольнение, прося еще раз подписать первое, а если нет — второе. Говоря это, педагог обливалась слезами.
Действующие лица: педагог и директор школы.
Задание педагогу. Продемонстрировать страдание, невразумительную речь, изложить просьбу и ее причину.
Задание директору. Успокоить педагога, разобраться в случившемся, принять правильное решение.
Ситуация 3. Директор школы оповестил персонал о том, что в ближайшее время ожидается проверка представителей вышестоящего руководства, к которой следует должным образом подготовиться: от этого зависит будущее данной организации.
Рабочего времени на оформление документации не хватало, и сотрудникам ежедневно приходилось на несколько часов оставаться после работы. Когда же большинство документов были приведены в порядок, ведущие преподаватели (председатели цикловых комиссий) и завуч по воспитательной работе отказались оставаться после рабочего дня, ссылаясь на то, что постоянное отсутствие дома разрушает их семьи, дети брошены и вообще они устали.
Действующие лица: директор, завуч по воспитательной работе, два педагога.
Задание директору ш кол ы. Нужно поговорить с работниками, снять их эмоциональное напряжение и убедить в необходимости дополнительной работы еще несколько дней.
Инструкция педагогам и завучу. Реагировать бурно, отказываться выходить на сверхурочную работу; в процессе беседы вести себя по ситуации, в зависимости от того, как будет вести себя директор.
Ситуация 4. Рабочий контакт пожилого и молодого педагогов. Старший, более опытный, не принимает современных технологий обучения: игры, тренинги, анализ кейсов.
Действующие лица: молодой педагог (председатель цикловой комиссии); педагог в зрелом возрасте (пенсионер), считающий традиционные методы обучения достаточно эффективными и не собирающийся перестраиваться, считающий все новое быстро проходящим веянием.
Задание. Смоделировать ситуацию, опираясь на опыт педагогического общения, и разыграть ее, используя техники и приемы установления контакта. Молодой педагог стремится привлечь пожилого педагога к внедрению в учебный процесс инновационных технологий, с этой целью пытается установить эмоциональный контакт, провести беседу с опытным, но несговорчивым педагогом.
Ситуация 5. Управление подчиненным, который раньше был хорошим другом, коллегой.
После получения диплома о втором высшем образовании по специальности менеджера вас назначили на должность директора той же школы, в которой вы работали раньше. Ваша подруга Валентина Петровна теперь стала вашей подчиненной и старалась при всех публично продемонстрировать свои близкие с вами отношения. На днях она заявила при всех, что власть быстро портит человека. С каждым днем вам становится все труднее отдавать приказы, контролировать их выполнение, оценивать результаты работы. На любое ваше замечание реакция у Валентины Петровны неадекватная, она пытается все время демонстрировать окружающим степень своей дружественности с вами и влияния на вас.
Вам это надоело. Вы решили изменить ситуацию.
Действующие лица: директор школы, ее бывшая подруга.
Задание. Установите хороший рабочий контакт со своей подчиненной. Объясните бывшей подруге, что ситуация изменилась и ей придется перестроить отношения с вами.

Имитационная игра «Воздушная катастрофа в пустыне»

Ситуация. Августовское утро. Самолет, на котором вы вылетели, только что произвел вынужденную посадку в пустыне Сахара. Самолет полностью разрушен и обгорел. Погиб весь экипаж самолета. Спаслась только ваша группа. Непосредственно перед катастрофой штурман самолета сказал, что ближайшее поселение находится к северо-востоку на расстоянии 115 км.
Вокруг только песок и единичные пустынные кусты, но и те совершенно высохли. Последняя метеосводка обещала на ближайшие дни температуру воздуха 45—50°С. Это означает, что на поверхности земли температура выше на 10 °С. Вы одеты легко — короткая рубашка, шорты, носки, уличная обувь. У каждого в кармане немного денег, расческа, носовой платок, пачка сигарет и ручка. После воздушной катастрофы вы спасли 15 предметов. Останетесь ли вы в живых, зависит от того, удастся ли вам дойти до ближайшего поселения.
Ваша задача — расположить по порядку перечисленные ниже 15 предметов. Критерием для оценки является значение предметов в поддержании вашей жизни. Предмет 1 является наиболее важным, предмет 15 — наименее важным.
При оценке учтите следующее:
- число оставшихся в живых равняется числу членов вашей группы;
- вы сами участвуете в ситуации;
- группа решила в предпринимаемом походе остаться вместе;
- все предметы в хорошем состоянии и годны к употреблению.

Процедуры:
1) принятие индивидуальных решений;
2) выработка коллективного решения в группах;
3) экспертное решение и подсчет индивидуальных ошибок;
4) межгрупповое взаимодействие: дискуссия, подсчет групповых ошибок;
5) анализ результатов и подведение итогов игры.

Имитационная игра «Авиакатастрофа в тундре»

Инструкция. Вы летите на рейсовом самолете в городок, расположенный на севере канадской провинции Квебек в субарктической области. Самолет терпит аварию и падает в озеро. Летчик погиб. Самолет некоторое время держится на плаву, и вы успеваете выйти из него и вынести некоторые вещи, затем самолет тонет. Вы одеты в теплое шерстяное белье, толстые шерстяные брюки, в свитер, сверху кожаная куртка. На голове вязаная шапочка, на руках шерстяные перчатки, на ногах охотничьи ботинки из толстой кожи.
Местность в этой области представляет собой тундру — в основном это болото с разной степенью проходимости, множество озер, соединенных между собой сетью речек и ручейков. На редких холмах растут карликовые деревья 10 — 15 см в диаметре. Время: 17 октября, 14.30. В городке, в который вы летели, вас ждут не позднее 20 октября.
Вам необходимо расположить по степени значимости спасенные вами предметы.

Примечание: студенты получают бланки без экспертной оценки и без комментариев значимости перечисленных предметов.
В подобной ситуации МЧС РФ рекомендует остаться на месте и ждать спасателей.
Обработка результатов. Участники должны: 1) подсчитать абсолютную разницу в баллах между своими ответами и правильными ответами;
2) просуммировать все разницы в индивидуальном задании;
3) вычислить средний балл, для чего сложить все индивидуальные баллы и разделить на число человек в группе;
4) подсчитать абсолютную разницу в баллах между групповыми ответами и правильными ответами;
5) просуммировать все разницы в групповом задании;
6) сравнить индивидуальный и групповой счет и попытаться объяснить, почему некоторые из наиболее правильных индивидуальных ответов не были учтены в групповых ответах (если это имело место);
7) выявить трех победителей в индивидуальном соревновании.

Имитационная игра «Утро на даче»

Цели игры — осуществить поиск возможностей для высвобождения времени; научиться работать в команде; научиться принимать решения на основе анализа.
Инструкция. Отец, сын (14 лет), дочь (6 лет) вместе сдрузьями собрались в поход, друзья будут ждать на платформе электрички. От дома до платформы — 500 м предстоит пройти пешком. Утром до выезда нужно приготовить завтрак: бифштекс и вареный картофель, отцу — черный кофе, детям — кофе с молоком. Электричка отправляется в 8.00.
Задание. Следует определить, на какое время нужно поставить будильник.
Обеспечение:
1) в доме нет воды, за ней нужно идти;
2) плитка электрическая двухкомфорочная;
3) рукомойник наливной на 6 л;
4) туалет уличный в 6 м от дома;
5) ведро для воды одно — на 12 л;
6) в сковородку помещается только два бифштекса;
7) чайник рассчитан на 3 л.

Ограничения:
необходимо выполнить все действия (нельзя выкидывать ни один пункт из того, что нужно сделать);
нельзя прерывать выполнение начатого действия.
Решение команды отобразите на сетевом графике.

Деловые игры для руководителей — одно из самых востребованных направлений деловых игр. Если сотрудников или молодых управленцев достаточно эффективно развивать с помощью тренингов и семинаров, то опытным руководителям, подчас, такая форма не подходит. Да и вызывает сопротивление.

Деловые игры, проводимые для руководителей формируют особое пространство, где можно безопасно экспериментировать, анализировать свои действия. В режиме симуляции руководители могут обмениваться опытом и развивать свои лидерские качества.

Игры по менеджменту от «Лаборатории Деловых Игр»

Деловые игры по менеджменту имеют разную направленность — от оперативного управления, управления продажами до принятия стратегических решений. Но все наши деловые управленческие игры объединяет одно — это игры живого действия, позволяющие развивать компетенции, важные для руководителей.

Деловая игра по управлению продажами «Главный по рынку»

Для кого: руководители подразделений продаж.

Количество участников: 40-50.

Время: от 3 до 5 часов.

Развиваемые компетенции:

  • планирование
  • мотивация
  • контроль
  • коммуникации
  • лидерство и влияние
  • управление территориальными подразделениями

Описание деловой игры

В игре моделируется ситуация многоуровнего управления продажами услуг, что часто бывает компаниях, использующих региональную сеть…

Деловая игра по управлению проектами

«Прожектор»

Для кого: руководители подразделений, менеджеры проектов, собственники.

Количество участников: неограниченно (группы по 4-5 человек).

Время: от 4 до 16 часов.

Развиваемые компетенции и навыки:

  • лидерство
  • планирование
  • расстановка приоритетов
  • управление временем
  • управление рисками

Описание деловой игры

Игра «Прожектор», максимально приближенная к тренингу, построена на стандартах и технологиях управления проектами (PMBoK)…

Игра на межфункциональное взаимодейстие «Маяки»

Когда-то эту игру мы разработали для проекта, в котором необходимо было решить несколько задач: от актуализации системы отношений в компании и ответственности руководителей за результаты бизнеса до оценки этих руководителей для последующего развития.

Для кого: руководители, сотрудники.

Количество участников: от 20 до 60 (в некоторых случаях до 120)

Время: от 4-6 до 16 часов (вариант с расширенным анализом и проектированием изменений).

Развиваемые и оцениваемые компетенции:

  • принятие решений
  • коммуникации в команде
  • лидерство и влияние
  • стратегическое мышление и системность
  • управление: планирование, организация деятельности, мотивация и контроль
  • ответственность и открытость

Описание деловой игры

Участники деловой игры «Маяки» работают в командах-отделах строительной компании. Игровая задача компании — реализация сложного проекта — строительство маяков по стандартам, предоставленным заказчиком…

Деловые игры для руководителей высшего звена

Ключевыми компетенциями для руководителей, управляющих компаниями, являются стратегическое мышление и принятие решений. Именно поэтому в большинстве деловых игр для руководителей высшего звена симулируются процессы управления компанией или формирования стратегии.

Деловая игра на стратегическое мышление «Голубой океан»

Для кого: предприниматели, руководители, инноваторы

Количество участников: оптимально — от 15 до 60

Время: от 4 до 8 часов

Развиваемые компетенции

  • аналитика, системное и стратегическое мышление, принятия решений,
  • лидерство и командное взаимодействие,
  • креативность

Применение

  • развитие руководителей
  • командообразование

Описание деловой игры

В основе деловой игры лежит технология, описанная в известной книге «Стратегия голубого океана».

Участникам необходимо придумать новый продукт или макретинговый ход, который позволит совершить прорыв их игровой компании…

Деловые игры для руководителей: разработка и проведение

«Лаборатория Деловых Игр» — компания, объединяющая тренеров и разработчиков игровых решений, которые работают с начала 2000-х годов. Мы реализуем собственные разработки или классические деловые игры. Многие из наших продуктов воодушевили других провайдеров на создание похожих по направленности и механике деловых игр для руководителей.

Мы любим сложные, комплексные задачи и готовы разработать новые продукты (деловые игры и тренинги) под ваши нужды.

Заказать деловую игру

Программное и коммуникационное обеспечение

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2007. -295 с.

2. Борисова Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе / Е. А. Борисова. -СПб.: Питер,2005. - 208 с.

3. Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Пер. с англ. -М.: Альпина БизнесБукс, 2006. - 226 с.

4. Горфинкель В. Я. Коммуникации и корпоративное управление / В. Я. Горфинкель,В. С. Торопцов, В. А.Швандар. - М.: ЮНИТИ, 2005. с.127

5. Зверицев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR /А. Б. Зверицев. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 286 с.

6. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса / Э. А. Уткин; Ассоциация авт. и изд. «ТАНДЕМ». -М.: Экмос, 2001. -351 c.

7. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. -СПб.: Знание, 2005. - 495 с.

8. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер / Г. Г. Почепцов. - 2-е изд., испр. и доп. - [Б. м.: Б. и.], б/г. - 256 c.

Дополнительная литература

1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О. А. Баева. 4-е изд. - М.: Новое знание, 2003. -368 с.

2. Блэк, С. Паблик рилейшнз / С. Блэк; Пер. с англ. - М.: Сирин, 2003. - 201 c.

3. Гликман, Р. Главный навык высокоэффективных людей. Оптимальное мышление / Р. Гликман. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 256 с.

4. Гришина, Н. В. Психология конфликта: хрестоматия / Н. В. Гришина. - 2-е изд., доп. -М.; СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 477 с.

5. Дик, У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки / У. Дик. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - 188 с.

1. http://www.humanities.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».

2. http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Русский язык для всех».

3. http://www.gramma.ru – Культура письменной речи.

4. http://www.slovari.ru – Словари русского языка.


Цель деловых игр: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

Обучить эффективным способам общения.

Развить умение находить подход к людям

Отработать навыки убеждения

Отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

Подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации

Развитие умения невербального средства общения.

Требование к участникам:

Занятия рассчитаны на студентов.

Количество 15-20 человек.

Деловая игра «Завтрак с героем»

Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

Упражнение «Дополнительное рисование»

Деловая игра «Леопольд»



Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

Деловая игра «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

Деловая игра «Всеобщее внимание»

Цель: – развитие умения невербального средства общения.

Деловая игра «Три закона общения»

Цель: развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления.

Деловая игра «Моя проблема в общении»

Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

Оборудование: бумага, ручки.

Краткое описание деловых игр

Спор практически невозможно выиграть. Если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

Однако собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

Деловая игра «Завтрак с героем» (30 минут)

Необходимый материал. Бумага, карандаши.

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

Рефлексия: (10 минут)

Почему остался именно этот герой?

Легко было уступать и почему вы уступали?

Упражнение «Дополнительное рисование» (25 минут)

Цель: выявить склонность к неуверенности.

Материалы: цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура: лист бумаги посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых студентом при дополнении чужого рисунка, дефицит места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Дополнили ли вы рисунок?

Если нет то почему?

Это именно то что вы хотели бы добавить?

Если нет то почему?

Что именно Вы изобразили?

Деловая игра «Леопольд» (25 минут)

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Преподаватель напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Рефлексия: (5 минут)

Вопросы для обсуждения.

Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

Деловая игра «Передать одним словом» (20 минут)

Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

Список эмоций.

Удивление.

Сожаление.

Разочарование.

Подозрительность.

Холодное равнодушие.

Спокойствие.

Заинтересованность.

Уверенность.

Желание помочь.

Усталость.

Волнение.

Энтузиазм.

Рефлексия: (5 минут)

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Деловая игра «Всеобщее внимание» (10 минут)

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Рефлексия: (5 минут)

Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

Деловая игра «Три закона общения» (15 минут)

Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Заходят Земляни.

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Рефлексия: (10 минут)

Как вы себя чувствуете?

Что сейчас происходило?

Вопросы к «землянам»:

Что помогло группе прийти к решению?

Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

Деловая игра «Моя проблема в общении» (20 минут)

Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Рефлексия: (5 минут)

Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Деловая игра Деловая игра средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В деловой игре можно выделить следующие этапы: 1. Введение в игру. 2. Разделение студентов на группы. 3. Изучение ситуации (сценария). 4. Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры. Распределение ролей внутри группы. 5. Игровой процесс (анализ ситуации, разработка долгосрочных планов, принятие решения, его оформление). 6. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценки исполнения ролей студентами. 7. Разбор оптимального варианта. 8. Общая дискуссия.


Пример деловой игры БАШНИ. Материалы: газеты, картон, клей, скрепки, скотч Необходимое время: 1 час 15 минут Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать ситуацию работы в команде, преодоление коммуникационных барьеров между участниками. Эта деловая игра используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды. Размер группы: Группу хотя бы из 12 человек. (То есть две команды как миниум) Условия: классная комната, комната для семинаров или конференц-зал при минимальном количестве мебели. У игроков должна быть возможность собираться в команды и возводить свои «строения». 1 этап: Участники делятся на команды путем жеребьевки. Это отделы допустим строительной компании. Заказчик хочет построить 4 башни. Условия: красота, устойчивость (должен простоять более допустим 3-х мин), высота макета (более допустим 1.50м)


Пример деловой игры БАШНИ. 2 этап: Каждая команда сейчас проектирующий отдел - создает проект своей башни. Время 0:30 Задача: Команда создает проект башни на бумаге. Условия проведения игры: Каждые 10 мин - представители отделов могут проводить встречи. Другое общение команд - отделов запрещается. 3 этап: Технологию передаём по кругу следующей команде. Теперь нужно построить по описанию технологии БАШНЮ. Время 0:30 Задача: построить макет по инструкции. Общение между командами запрещено. Выдаются материалы: бумагу, скотч, ножницы (все одинаково обеим командам). НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ ДОП. МАТЕРИАЛЫ для создания башен! 4 этап: Приём башен. Время 0:15. Приём макетов, построенных по инструкции. Заказчик просит быть экспертами следующую команду по кругу. Сделать презентацию её достоинств и недостатков. Анализ команд по критериям совместной работы. Что помогло построить башню, что мешало? Какая была у вас стратегия? На что обратили внимание, во время работы? Кто показал себя с другой стороны? Что важного было? Как этот опыт можно использовать в работе? Напоминало ли это рабочий процесс в вашей компании?


ДИ «Министры и конструкторы» Цель игры: установить зависимость продолжительности общения от личного обаяния; научиться определять и развивать личностные ресурсы влияния на собеседника. Группа делится пополам, участники садятся в две шеренги напротив друг друга. Одна сторона – «министры», другая – «конструкторы», придумавшие «летающие» велосипеды и обратившиеся к «министрам» с просьбой поставить производство этих велосипедов на поток. Задача «конструкторов» – убедить «министров» принять нужное им решение. Задача «министров» – по возможности заявку отклонить или потребовать от «конструкторов» дополнительных аргументов. После завершения первой части игры стороны меняются ролями. Обсуждение: участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы: Что было сложнее (для каждой из сторон в обеих ролях): доказывать и убеждать или принимать «министерское решение»? В каких случаях отказывать было сложнее? Как звучал самый примитивный отказ? Как выглядел самый блестящий отказ? В чем особенность внутри группового взаимодействия обеих сторон в обеих ролях? Что помогало (или, напротив, мешало) реализовать поставленные задачи?


ДИ «РЕКЛАМНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА ФИРМЫ» Цели и задачи деловой игры Деловая игра «Рекламное выступление менеджера фирмы» может быть проведена после того, как студенты прослушали лекции о требованиях, предъявляемых к персоналу управления коммерческой фирмы. Сущность деловой игры состоит в том, что студент-участник игры, работая над вариантом своего рекламного выступления на ТВ, радио или в аудитории, должен продумать язык и стиль, манеру поведения, а самое главное - четко представлять конкретное содержание своего выступления. Все это должно быть увязано с поставленными целями и задачами и составом аудитории. Во время деловой игры у студентов вырабатываются навыки избирательного поведения в определенной аудитории, умение ориентироваться на круг интересов и уровень слушателей.


Порядок проведения деловой игры 1-й этап: ввод в тему и объяснение ее сущности, регламентация игры. 2-й этап: формирование команд, процесс игры, подведение итогов. 1-й этап: во вводном слове преподаватель говорит о цели деловой игры, правилах ее проведения. На примерах показывает, как надо менять композицию, содержание и форму, тон выступления в зависимости от аудитории и средства массовой информации. В студенческой группе желательно создать атмосферу доброжелательного взаимопонимания и живого интереса. Затем выбирается тема для рекламного выступления, например производимая фирмой продукция или услуги, оказываемые населению, их качество, цена, спрос и т.д. Это может быть информация о свободных вакантных должностях и требованиях, предъявляемых к кандидатам на работу в данной фирме. Преподаватель предлагает 2-3 темы, и студенты выбирают одну из них для группы. Затем определяются возможные типы аудиторий, категории слушателей (бизнесмены, покупатели, госчиновники и т.д.).


Сценарий деловой игры 2-й этап (следующее занятие): из студентов группы выбираются выступающие. Их количество определяется числом предполагаемых аудиторий или средств массовой информации. Назначается экспертная комиссия, куда должны входить: эксперт по содержанию; определяет качество сценария, актуальность выступления, правильность целевой установки, ее соответствие аудитории; эксперт по ораторскому искусству; характеризует общую культуру речи, манеру изложения материала; эксперт по восприятию речи; дает оценку стилю, темпу и тону речи, манере держаться перед аудиторией; эксперт, оценивающий качество факторов и аргументов, их целесообразность и соответствие уровню и интересам аудитории.


Сценарий деловой игры. В ходе подготовки выступающие составляют план по теме, обозначают главные моменты, "опорные точки" своего рекламного выступления. После "настройки" каждому из участников игры дается 10 мин для рассказа о том, как он собирается строить свое выступление, каковы будут зачин, язык, стиль, темп речи, жесты, манера, какие будут привлечены факты, примеры и т.п. Выступающий сообщает форму своего выступления: рассказ о фирме, вопросы и ответы, мини-беседа с последующим диспутом, просто разговор и т.п. Свой выбор выступающий обосновывает: он кратко характеризует воображаемую аудиторию и особенности иллюстративного материала. Во время выступления студенты должны играть роль той аудитории, которая по игре досталась выступающему: поведением, вопросами и т.п. Внимательно слушающие эксперты готовятся "выставить" оценки по пятибалльной системе (карточки с цифрами от "1" до "5" должны быть заготовлены заранее). При необходимости члены экспертной группы комментируют выставленные оценки.


Подведение итогов деловой игры После выступления всех участников деловой игры преподаватель выступает с заключительным словом, дает оценку игре в целом (и "менеджерам", и "экспертам"), предоставляет слово счетчику, который называет общую сумму баллов, набранных каждым участником деловой игры. Деловая игра занимает от двух до четырех часов учебного времени.

Похожие статьи
 
Категории